Главная » Файлы » ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ |
|
В разделе материалов: 122 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 3 4 5 » |
Христос
Спаситель пришел в мир, когда Римская империя охватывала страны Средиземноморья, Галлию, часть
Британии и земли, простирающиеся вдоль Дуная и Рейна. Иудея с 63 года до новой
эры также входила в состав империи и платила дань Риму. |
Сначала
римляне относились к христианству терпимо. Они полагали, что речь идет о
небольшой секте, которая не сможет подорвать устои государственной религии,
природно связанной с римской государственностью. Римское правительство даже
не отличало христиан от иудеев. |
Святой
Игнатий, епископ Антиохии, ученик апостола Иоанна Богослова, руководил
антиохийской церковью при императоре Траяне. В 107 году Траян прибыл в
Антиохию. По случаю его приезда были устроены торжества. |
В гонениях
на христиан принимали участие все слои языческого общества, но в основном это
были делом государства. Победившее христианство было вынуждено бороться против
пагубных следов многобожия, и эту непростую обязанность взяли на себя христианские
писатели-апологеты, т. е. защитники. |
Таинство крещения по заповеди Господа совершалось над всеми вступающими
в церковь без продолжительного приготовления. Но во II и III веках из-за многих неискренне принимавших
христианство и легко отпадавших от него во время гонений Церковь сочла необходимым установить определенное
время для испытания и приготовления уверовавших ко вступлению в общество
христиан. |
Первые
христианские общины славились своей нравственной чистотой и братолюбием.
Творить любовь для них означало укрепляться в Господе и делать добро бедным и
скорбящим. |
Господь
предсказал, что в Царстве Божием до последнего дня жатвы вместе с пшеницей будут расти и плевелы. С самого
начала христианства были люди, лишь внешне принявшие его, а сущности этого
учения не понимавшие. |
Миновало
время преследования христиан язычниками, но не прекращалось стремление ариан
заставить принять свою ересь. Император Валентиниан, управляя западными областями Римской империи, выбрал
восточным соправителем своего младшего брата Валента, поддерживающего арианское исповедание. |
При императоре Валентиниане церкви на Западе благоденствовали. Он умер в 375
году. Наследниками престола Валентиниан оставил двух сыновей — 17-летнего Грациана и четырехлетнего Валентиниана II. Восток Грациан
передал Феодосию, а сам, поселившись в Милане, управлял западными областями. |
При Феодосии
I окончательно восторжествовало православие. Указом он запретил жертвоприношения.
Во всех восточных областях были разрушены идольские капища, а на их месте
возводились православные храмы. Феодосию I пришлось много воевать. |
В начале V
века Римской империи со всех сторон угрожали враги. После Аркадия Востоком
совместно управляли его дети Феодосий Младший и Пульхерия, которая отличалась
благочестием и мудростью, свойственными ее отцу. |
Первая
половина IV века в Церкви прошла в борьбе против арианства. В конце IV века, когда с этим лжеучением было
покончено, возникло новое еретическое учение. Оно пыталось с помощью науки и
разума объяснить вопрос об образе соединения в лице Иисуса Христа божественной
и человеческой природы и их взаимоотношении. |
Ревностным
противником Нестория показал себя Евтихий, архимандрит Константинополя. Но
случилось так, что из апологета православия Евтихий, впав в противоположную
крайность, сделался еретиком. |
В 637 году
калиф (наместник пророка) Омар завоевал Иерусалим и на месте, где стоял храм
Соломона, заложил мечеть. В VIII веке магометане-сарацины покорили Африку, где
почти полностью сокрушили христианство, и завоевали Испанию. Влияние магометан
сказалось на христианской церкви. |
Антоний
Великий (251—356) — основоположник монашества. Он родился в Фиваиде
Египетской. Родители его умерли, когда ему было 20 лет, оставив на попечение
юноши малолетнюю сестру. |
С
первых веков христианства Церковь вследствие разнородности населения восточной
и западной частей империи — в одной преобладало греческое, в другой — латинское
или олатинившееся — распалась на восточную и западную. |
Христианское
учение стало проникать за пределы Римской империи еще в апостольские времена,
когда оно пришло в Персию и Аравию, потом — в Африку. В середине IV века
христианство проникло на Кавказ и от иверов распространилось к абхазам, а от
парфянина Григория Просветителя — к армянам. |
Начиная
с VII века на Византию совершали опустошительные набеги аравитяне-масульмане
или, как их стали называть в средние века, сарацины. Войска Византии не могли
дать им отпор. Восточная церковь одну за другой теряла свои епархии. |
Византия
неуклонно шла к своему упадку. Император Михаил VIII это понимал. Он считал,
что падение Византийской империи может предотвратить только союз с Римом. Римский
папа оказывал сильное влияние на ход политических дел. |
Киевские
россы Аскольд, Дир и их дружина приняли крещение в середине IX века. Сто лет
спустя в 957 году приняла крещение в Цареграде (Константинополе) княгиня Ольга,
жена великого киевского князя Игоря. |
В
первой половине XI века значение папской власти стало уменьшаться. Некоторые
папы глубоко пали в нравственном отношении, и это подорвало доверие к папскому
престолу как у священнослужителей, так и у мирян. |
Распространение
христианства в средние века происходило в основном насильственным путем,
поэтому миссионерской — в библейском смысле слова — их деятельность назвать
нельзя. Мирная проповедь христианства имела место лишь в редких случаях. |
Клюнийское
движение, которое стремилось восстановить древний монашеский образ жизни,
обновило монашескую жизнь Западной Европы. Со временем оно оформилось в
клюнийскую конгрегацию и внесло небольшие изменения
в устав Бенедикта Нурсийского. |
«Омирщвление»
церкви возбуждало недовольство и протест во всех слоях общества. Многие
дворяне, ученые, жители городов и селений, простые граждане жаждали реформ. |
В
России во время монголо-татарского ига наблюдается рост числа монастырей. Это
объясняется тем, что монгольские ханы в виде особой привилегии освободили
церковных иерархов от налогов. Началось активное строительство монастырей как
в пустынных местах, так и в городах. |
Важную
роль в Реформации сыграли изменения, происшедшие в Европе в XVI веке.
Благодаря великим географическим открытиям западные горизонты чрезвычайно
расширились. |
Вокруг
личности Лютера велось много ожесточенных споров. Одним он видится героем-исполином,
который почти в одиночку реформировал христианство, другим представляется
вероотступником. |
Учение
Лютера, в котором он утверждал, что спасение достигается одной только верой в
Искупителя и отвергал Церковь, иерархию и таинства, вызывало возмущение
католиков.Протестанты были готовы с оружием в руках защищать лютеранство. |
Реформаторское
движение в Швейцарии началось познее, чем в Германии. Страстным поборником
реформы в этой стране выступил Ульрих Цвингли. |
Жан
Кальвин принадлежит ко второму поколению протестантов. Он является личностью,
решившей задачу окончательной организации нового религиозного общества. |
|