«Омирщвление»
церкви возбуждало недовольство и протест во всех слоях общества. Многие
дворяне, ученые, жители городов и селений, простые граждане жаждали реформ.
Назрела необходимость лишить папу светской власти, оставив ему одну власть
духовную, да и ее строго ограничить церковным законом, преобразовать жизнь
церковных иерархов, очистить ее от жажды обогащения и всевозможных пороков,
уничтожить индульгенцию, ввести в низшие слои общества религиозное образование
и восстановить древнее благочестие в церкви.
Прежде
всего требования реформ прозвучали в произведениях известных богословов и философов того
времени, группировавшихся вокруг Парижского университета. Но наиболее известное
предреформационное движение возникло в Англии во второй половине XIV века
после того, как с реформаторскими устремлениями выступил Джон Виклиф (1324—1384).
Будучи
профессором и доктором богословия в Оксфорде, он начал с того, что в 1356 году
издал сочинение «О последних временах церкви», в котором обосновывал политическую
независимость Англии и короля от Рима. Спустя четыре года он возглавил борьбу
университета с нищенствующими монахами, устно и письменно доказывая
несостоятельность монашества
вообще. В 1366 году Виклиф защищал право правительства не платить ленную
подать папе.
Он
отвергал священство и доказывал, что не рукоположение, а личное благочестие является
источником права на управление церковью. Вследствие того, что Виклиф много
времени-отдавал ведению диспутов и проповеди, его стали поддерживать высшие и
низшие слои английского общества.
Наибольшая
заслуга Виклифа состоит в том, что он перевел на английский язык Библию и
очень много сделал для популяризации этого перевода.
Папство
подвергло преследованию Виклифа. На соборе в Лондоне его учение было признано
еретическим. Сторонников учения Виклифа пренебрежительно назвали сеятелями
плевел. Они проповедовали по всей Англии евангельские идеи до 1401 года, когда
папа заставил парламент ввести смертную казнь за проповедь учения Виклифа. Сам
Виклиф посмертно дважды был осужден на соборах в 1414 и 1415 годах. Но его
учение о равенстве перед Богом и необходимости возврата к чистоте церковной
жизни древнехристианского периода оказало влияние на предреформационные
воззрения в других частях Европы.
Среди
студентов Оксфорда были выходцы из Богемии. Через них идеи Виклифа попали в
Чехию, и их проповедником стал профессор богословия Пражского университета Ян
Гус. К нему присоединился и его друг — Иероним Пражский.
Их
выступления совпали с периодом пробуждения чешского национального самосознания.
Именно поэтому Ян Гус и Иероним Пражский были поддержаны всеми слоями общества
Богемского королевства. Они не были настроены так радикально, как Виклиф, и,
выступая против беззаконий Римской церкви, являлись поборниками древнего
православия, проповеданного в этом краю Кириллом и Мефодием.
Преследование
Гуса началось с университета. Двое последователей Виклифа выставили на
всеобщее обозрение картины. Сюжет первой из них представлял евангельский эпизод
— вход Господень в Иерусалим, вторая — изображала шествие папы в Рим в сопровождении
кардиналов. Спаситель был изображен в терновом венце, папа — в тройной золотой
короне. В университете начались дискуссии по поводу картин. Ян Гус не одобрял
этой выставки, но в своих речах разоблачал папство, подобно Виклифу.
В
1412 году, организовывая новый крестовый поход, папа прислал в Богемию буллу,
в которой давал отпущение грехов всем крестоносцам. Иероним Пражский публично
сжег эту буллу. В это же время Ян Гус резко выступил против индульгенций. Папа
отлучил Гуса от церкви. Тогда же вышло в свет его сочинение «О церкви», в
котором он доказывал, что, поскольку папа отошел от веры, его отлучение не
имеет силы.
В
1414 году Гуса и Иеронима вызвали на собор в Констанцу. Император Сигизмунд дал
им охранную грамоту, гарантируя безопасность. После первого допроса друзей
посадили в тюрьму. Император не стал защищать их. После семи месяцев заключения
Гусу было предложено отречься от своих взглядов, а когда он отказался, его
предали сожжению. Через год погиб на костре Иероним Пражский.
После
гибели Гуса его сторонники под предводительством Яна Жижки восстали против Римской
церкви. К ним присоединилось много богемских граждан и дворян. Они нанесли императорским войскам и
крестоносцам сильные удары, но в 1434 году потерпели поражение от католических
войск. Оставшиеся в живых образовали общину моравских братьев, существующую поныне. Они отказывались
применять оружие, стремились устроить жизнь согласно евангельским заповедям и
утверждали, что только Священное Писание может быть правилом веры.
В
самой Италии, в непосредственной близости от папского престола, с требованием
церковных реформ выступил доминиканский монах Джироламо Савонарола.
Он
родился за год до падения Византии, в 1452 году. Крах восточной империи вызвал
эмиграцию византийских ученых и философов, многие из которых осели в
итальянских городах — Риме, Неаполе, Венеции, Ферраре и Флоренции. Благодаря им
Аристотель, Платон, Вергилий сделались очень модными особенно среди
флорентийских аристократов. Языческое мировоззрение потеснило христианство. В
честь Платона и Аристотеля устраивались религиозные службы, им поклонялись как
божествам, не отвергая и языческих богов — Меркурия, Венеру, Юпитера. Нравственная
распущенность дошла, казалось бы, до последнего предела. Поэтому появление такого
человека как Савонарола кажется чудом.
Савонарола
в юности был студентом-медиком. Он происходил из старинного знатного рода и
жил с родителями в прекрасном замке в Ферраре. Родителей часто приглашал на балы
и маскарады феррарский герцог, но Джироламо от них уклонялся, предпочитая в уединении
писать стихи. Однажды он услышал проповедь странствующего монаха, которая
потрясла его. Он тайно оставил родительский дом и поступил в доминиканский
монастырь в Болонье. Там Савонарола очень скоро обратил на себя внимание
настоятеля, который стал поручать ему проповедь в других городах. Выступал он
и в церквах Флоренции, но тогда на Савонаролу мало кто обратил внимания. В те
годы он вел суровую жизнь, посвящая свободное время изучению творений Святых
отцов.
В
1490 году по настоянию одного из друзей правителя Лоренцо Медичи Савонарола
был вызван во Флоренцию. Он стал жить в монастыре Сан-Марко, проповедуя там и
в других церквах. Он говорил о необходимости обновления церкви и требовал
личной святости и преданности Господу от каждого отдельного человека, и слова
его стали находить отклик в сердцах людей. Савонарола с горечью признавал
ужасное падение нравов во Флоренции и по всей Италии и предсказывал, что если
люди не исправят свою жизнь, их в дальнейшем ждут тяжелые испытания. Многие
его скорбные пророчества сбывались прямо на глазах внимающей ему публики.
Церкви, в которых он проповедовал, стали наполняться людьми до отказа; чтобы
послушать его проповедь, многие занимали места с ночи.
Под
влиянием Савонаролы флорентийцы действительно изменили свою жизнь. Некоторые
аристократы, ученые и художники ушли в монастырь. Женщины перестали наряжаться
и посещать маскарады, которые любил устраивать Лоренцо Медичи по прозвищу Великолепный.
В 1491 году Савонарола сделался настоятелем монастыря Сан-Марко.
В
своем монастыре он установил строгие порядки. Он запретил предметы роскоши, одновременно
расширив монастырскую библиотеку, обязал всех монахов трудиться, ввел изучение
иностранных языков для успеха проповеди среди язычников.
Со
своей кафедры Савонарола не переставал бичевать пороки папства. Папа Александр
VI, прославившийся своей безнравственностью, безуспешно пытался привлечь
Савонаролу на свою сторону и даже предлагал ему стать кардиналом, но тот
публично отказался от кардинальской шапки. Попытки задобрить нелицеприятного
проповедника предпринимал и Лоренцо Медичи, но без всякого успеха.