В категории материалов: 18 Показано материалов: 1-18 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Обычно знакомству психолога-консультанта с
ребенком предшествует беседа со взрослым, обратившимся за помощью. Ее
можно проводить либо непосредственно перед обследованием, либо заранее. |
Если заявлены проблемы, связанные с
умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушения внимания,
трудности в понимании учебного материала и т. п.), то основными
направлениями сбора анамнеза будут следующие... |
Независимо от характера жалобы надо
выяснить, насколько постоянны имеющиеся проблемы, насколько и в какую
сторону меняется степень их выраженности, давно ли они появились, когда и
кем впервые были замечены, предпринималось ли что-либо для их
преодоления, были ли обращения к каким-либо специалистам. |
Для того чтобы дать действительно
содержательные советы, важно получить достаточно полное представление не
только о психологических особенностях ребенка, но и о том, в какой
форме они проявляются в той или иной ситуации. |
После того как ребенок начинает улыбаться и
с интересом смотреть на нового взрослого, можно предложить ему
порисовать. Чтобы повысить мотивацию, полезно попросить рисунок себе в
подарок, на память. |
Предположение о том, что у ребенка имеются
проблемы, относящиеся к умственному развитию, может возникнуть на основе
первичной жалобы или на основе результатов выполнения
методик «Рисунок человека» и «Пиктограмма». |
Наиболее распространенные методы изучения
личностных особенностей и сферы общения – это проективные тесты и
личностные опросники (анкеты). Как правило, для исследования младших
школьников проективные методы оказываются более удобны, чем опросники и
анкеты, большинство из которых рассчитаны на взрослых. |
Чрезвычайно ценную информацию об
особенностях сферы общения дают упоминавшиеся в предыдущем разделе
«большие» проективные методики, но, как уже отмечалось, они весьма
сложны в проведении и интерпретации. Существуют значительно более
портативные методики для направленной диагностики сферы общения. |
Обычно наибольшие возможности для
наблюдений предоставляет процесс рисования. На этом примере мы и будем
разбирать значение тех или иных особенностей поведения ребенка. |
Этот этап консультирования посвящен
«сборке» разрозненных симптомов в целостную картину внутреннего мира
ребенка. Полученную картину психолог описывает взрослому, обратившемуся
за помощью. |
Описание психологических синдромов,
приводимое ниже, не исчерпывает всех существующих вариантов психического
развития младших школьников. Однако значительная часть обращений к
психологу вызвана именно наличием одного из описываемых синдромов. |
Предложенная типология не отвергает и не снимает
классической типологии акцентуаций характера и общего склада личности.
Однако, в отличие от последней, она учитывает не только «внутренние»
психологические особенности ребенка, но и их проявление в деятельности, а
также систему социальных отношений.
|
В этом подразделе мы остановимся на вопросе
о том, каковы могут быть психологические причины некоторых наиболее
широко распространенных жалоб, с которыми младших школьников приводят к
психологу-консультанту. Знание этого поможет более целенаправленно
провести анализ материалов обследования. |
В зависимости от характера проблемы,
рекомендации могут касаться либо занятий, направленных на коррекцию
отклонений в умственном развитии, либо корректировки поведения ребенка
(а чаще – поведения взрослых по отношению к ребенку). |
Главное, что должны сделать взрослые в этом
случае, – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Необходимо объяснить
родителям и учителю, как именно надо оценивать ребенка. |
Акцентуации характера не представляют собой
патологии и не требуют коррекции в собственном смысле слова. Однако при
достаточно выраженной акцентуации у ребенка (и у взрослых,
воспитывающих его) могут возникать сложности. |
Готовность к школе – понятие, которое в
последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране
существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным
возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и
единообразными методами обучения. |
Перед началом выполнения
задания каждому ребенку даются карандаш и лист нелинованной бумаги, на
котором написаны его имя, фамилия и дата обследования. Инструкция звучит
так же, как при индивидуальном проведении: «Нарисуйте человека – всего,
целиком. |
|