А. Хроническая неуспешность и школьная тревожность
Главное, что должны сделать взрослые в этом
случае, – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Необходимо объяснить
родителям и учителю, как именно надо оценивать ребенка. Эти правила
достаточно просты: ни в коем случае не сравнивать его весьма
посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы,
образцами взрослых, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка
нужно сравнивать только с ним самим и хвалить его лишь за одно: за
улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте было
пропущено три буквы, а в сегодняшнем – только две, то это надо отметить
как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой
снисходительности или иронии оценен взрослыми.
Соблюдение правил безболезненного
оценивания детских успехов должно сочетаться с поиском сферы наивысшей
успешности, в которой ребенок может реализовать себя. Очень важно
придать этой сфере высокую ценность в его глазах. В чем бы ни был
успешен ребенок, страдающий хронической неуспешностью, – в спорте, в
чисто бытовых домашних делах, в каких-либо частных умелостях, – ему ни в
коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в школьных делах. Напротив,
следует подчеркивать, что, раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.
Иногда взрослым кажется, что у ребенка нет
способностей вообще ни к чему. Однако в действительности такого
практически никогда не бывает. Может быть, он хорошо бегает? Тогда надо
отдать его в секцию легкой атлетики (а не говорить, что на это у него
нет времени, потому что он не успевает сделать уроки). Возможно, он
умеет аккуратно работать с мелкими деталями? Тогда ему стоит записаться в
кружок авиамоделирования. Ребенка, страдающего хронической
неуспешностью, нужно не просто побольше хвалить и поменьше ругать (что
очевидно), но хвалить именно тогда, когда он что-то делает (а не тогда, когда пассивно сидит, не мешая окружающим).
Родителям и учителям необходимо излечиться
от нетерпения: ждать успехов в учебе придется долго, так как на школьных
делах и произошло замыкание порочного круга тревожности и низкой
результативности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего
оценивания, снижающего тревогу (что уже само по себе дает некоторое
улучшение результатов). Следует быть готовыми к тому, что школьные дела
до конца могут остаться вне сферы детского самоутверждения, поэтому
болезненность школьной ситуации должна быть снижена любыми средствами. В
первую очередь, необходимо снизить ценность школьных отметок (но не
знаний!). В особо серьезных случаях приходится идти на обесценивание и
ряда других школьных требований и ценностей (например, закрывать глаза
на то, что не полностью выполняются домашние задания). Благодаря этим
мерам у ребенка постепенно снижается школьная тревога, а так как на
уроках он продолжает работать, то накапливаются и некоторые достижения.
Важно, чтобы родители не показывали ребенку
свою озабоченность его учебными неудачами. Чтобы, искренне интересуясь
школьной жизнью ребенка, они при этом смещали акценты своих интересов на
отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурства по классу,
экскурсии и походы, но не фиксировались на локальной области неуспеха –
на содержании обучения. В качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой
и остро интересующей их должна подчеркнуто выделяться та сфера
деятельности, в которой ребенок успешен и может самоутверждаться,
обрести утраченную веру в себя. Такая девальвация традиционных школьных
ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической
неуспешности – резко отрицательное отношение ребенка к школьным делам,
которое к подростковому возрасту может отлиться в классическую форму
антисоциального школьного поведения (хулиганства). При этом не возникает
и другое частое следствие хронической неуспешности – депрессия,
приводящая к глубокой пассивности и безразличию.
В этом подразделе мы не делали различий между хронической неуспешностью и школьной тревожностью,
поскольку общий принцип рекомендаций в этих случаях одинаков: нельзя
допустить, чтобы ребенок был замкнут на своих неудачах. Ему необходимо
найти такую внеучебную деятельность, в которой он способен
самоутверждаться, а это впоследствии скажется и на школьных делах. Чем
больше родители и учителя фиксируют ребенка на школе, тем хуже для его
школьных успехов.
Б. Уход от деятельности
Основные направления рекомендаций таковы.
Во-первых, активное воображение ребенка надо развернуть во внешней
форме, направить его на решение реальных творческих задач. Во-вторых, в
этой реальной продуктивной творческой деятельности ребенку необходимо
сразу обеспечить эмоциональное подкрепление, внимание, ощущение успеха.
Если при хронической неуспешности не имеет
значения, в какой именно сфере ребенку удастся обеспечить успех, то при
уходе от деятельности нужна такая сфера, которая удовлетворит, насытит
фрустрированную потребность демонстративного ребенка во внимании к себе.
При других формах демонстративности, не связанных с тревожностью,
главной областью компенсации является сцена, театральная
самодеятельность. Однако при уходе от деятельности рекомендовать сцену
надо с большой осторожностью. Если тревожный компонент достаточно
выражен, то на сцене ребенок будет скован и не сможет выступить с
успехом. Поэтому ему лучше рекомендовать какую-либо другую деятельность,
связанную с искусством, – скажем, литературную студию или кружок
рисования. Музыкальная школа (в существующем виде), обрекающая ребенка
на годы технических упражнений, едва ли может выполнить роль
компенсатора потребности ребенка с уходом от деятельности во внимании, в
признании его успехов. Если для материализации, проецирования детского
воображения выбирать музыку, то следует поискать особые формы – типа
семейного музицирования, домашних концертов с использованием
инструментов, не требующих безупречного владения техническими навыками.
Слушая подобные рекомендации, родители и
учителя нередко высказывают опасения в том, что при постоянном
нахваливании, повышенном внимании к детским успехам у ребенка может
развиться «самомнение» (усилиться демонстративность). При таких
сомнениях психолог должен еще раз подчеркнуть, что демонстративность –
это не недостаток, а личностная особенность, которая, как и любая другая
личностная особенность, приводит к положительным или отрицательным
проявлениям в зависимости от обстоятельств жизни ребенка. Эта
особенность складывается очень рано. Далее она может развиваться либо
естественно (если встречает понимание у окружающих) – и тогда приведет
вовсе не к «самомнению», а к адекватной самооценке и умению мужественно
преодолевать трудности и неудачи, либо противоестественно – в
негативистических формах или в форме ухода от деятельности, грозящей
неудачей.
В психологии хорошо известно, что загнанная
внутрь, нереализуемая демонстративность может породить одно из
серьезных психических заболеваний – истерию. Обычно не следует
рассказывать об этом родителям, чтобы не вызывать у них ненужных
опасений, которые могут повредить нормальному воспитанию ребенка. Однако
иным родителям – тем, кто слишком упорно настаивает на том, что
«девочка должна быть скромной» или что «захваливать детей вредно», –
консультант должен описать и такой неблагоприятный сценарий, чтобы они
поняли, что реально угрожает их ребенку, если они не изменят своих
педагогических взглядов.
Первичный поиск сферы самореализации для
ребенка с уходом от деятельности психолог предпринимает вместе с
родителями. Если они отрицают наличие у своей дочери или своего сына
каких-либо художественных способностей, то можно рекомендовать занятия
абстрактной живописью. После показа репродукций или, что еще лучше,
картин на выставке, после того как ребенок убеждается, что такая вещь,
как абстрактная живопись, действительно существует и пользуется
общественным признанием, ему предлагается самому попробовать создать
нечто подобное. Рисование абстракций на больших листах бумаги (лучше –
цветной) гуашью, широкой кистью «обречено на успех». Яркие декоративные
рисунки вообще хорошо удаются детям, а детям с развитым воображением
(как при уходе от деятельности) – особенно. «Шедевры» обязательно
следует вывешивать для украшения квартиры и с гордостью показывать всем,
кто приходит в дом. Они действительно красивы, а главное, нет никаких
критериев для строгой оценки и уж тем более – для осуждения.
В. Негативное самопредъявление
Общие принципы рекомендаций для детей с
негативным самопредъявлением просты, хотя не всегда бывает легко
следовать этим принципам. Если у ребенка имеется психологический синдром
позитивного самопредъявления, но в отдельных сферах (например, в
семейных отношениях) самопредъявление негативно, то подход к нему в этих
сферах должен быть тем же самым.
1. Четкое распределение, регуляция
внимания к ребенку по формуле: внимание уделяется ему не тогда, когда он
плохой, а когда он хороший. Здесь главное – замечать ребенка именно в
те минуты, когда он незаметен, когда не выкидывает никаких «фокусов»,
чтобы привлечь к себе внимание дикими способами. А в случае «фокусов» –
все замечания свести к минимуму. Главное – свести к минимуму эмоциональность
реакций, ибо именно эмоциональности ребенок и добивается от взрослых
своими выходками. Активно-эмоциональное отношение к проделкам
демонстративного «негативиста» – это фактически не наказание, а
поощрение, подкрепляющее асоциальные способы привлечения взрослых. Если
на него накричат и станут топать ногами, то он расценит это как свое
большое достижение. Если же еще и дадут подзатыльник в сердцах – это уже
явная победа над педагогическими принципами взрослых, да и над ними
самими. Основной способ наказать «негативиста» за его проделки – это
лишить его общения. А главная награда – это любящее, открытое,
доверительное общение в те минуты (часы), когда ребенок спокоен,
уравновешен и делает то, что надо (или, по крайней мере, то, что можно).
Если проступок настолько серьезен, что
оставить его без внимания невозможно, то наказание должно быть предельно
безэмоциональным. Например, если ребенок хочет смотреть телевизор –
выключить его, вынуть шнур или предохранитель и спрятать, сказав только:
«До завтра смотреть телевизор не будешь», а затем не обращать внимания
на все крики о том, что он «заставит отдать шнур», «разобьет и выбросит
телевизор» и т. п.
2. Взрослые должны понять смысл
предлагаемых рекомендаций, отнестись к ним серьезно и сознательно. Дело в
том, что в первое время изменение стиля общения с ребенком приведет,
скорее всего, не к снижению, а к взрыву негативизма. На этом этапе он
обнаруживает, что средства (пусть даже самые возмутительные), с помощью
которых он до сих пор добивался внимания, вдруг перестали действовать.
Первое, что он пытается сделать, – это «проломить стену лбом»: усилить
те средства воздействия на взрослых, которые до сих пор были столь
эффективны. Родители и учителя должны научиться за этими отчаянными
попытками, предпринимаемыми ребенком с повышенной потребностью в
эмоциональном общении, слышать детский крик о помощи, призыв к любви. И
нельзя отказывать в ней ребенку, испытывающему дефицит тепла и нежности,
внимания и заинтересованности. Поэтому все это должно быть ему
предоставлено в те (возможно, редкие) промежутки времени, когда он ведет
себя хорошо (или хотя бы несколько лучше, чем обычно). Скандал,
устроенный им пять минут назад, должен быть забыт, как будто его и не
было.
Итак, во время скандала – холодность и
равнодушие, чуть позже – тепло и внимание. Только ни в коем случае не
следует устраивать сцен примирения, прощения и т.п., иначе может
закрепиться ритуал: скандал – примирение. Прежние нарушения должны быть
именно забыты, они больше не должны ни вспоминаться, ни
обсуждаться. Если за них было наложено какое-либо наказание, то оно не
должно отменяться (разве что ребенок совершит уж совсем выдающийся
подвиг – например, по собственной инициативе вымоет полы в квартире).
3. Ребенку с негативным
самопредъявлением необходима сфера, в которой можно реализовать
демонстративность. В данном случае особо благоприятны, а иногда
практически незаменимы театральные занятия. Ребенок с негативным
самопредъявлением все время играет какую-то роль – вот и надо
дать ему играть ее не в жизни, а на сцене. При этом нет необходимости
специально заботиться о его успешности, как в случаях хронической
неуспешности или ухода от деятельности. Ребенок с негативным
самопредъявлением почти наверняка сумеет добиться успеха на сцене и без
чьей-либо помощи: актерство – его стихия.
Г. Социальная дезориентация
Главное, что необходимо ребенку с
социальной дезориентацией, – это научиться соотносить между собой разные
социальные нормы по степени их значимости. Для этого необходимо на
первом этапе полностью прекратить любые наказания и замечания за мелкие
проступки, но неукоснительно пресекать (и наказывать) серьезные. Лишь
убедившись в том, что наиболее грубые нарушения норм полностью
прекратились, следует делать следующий шаг. Но и теперь ни в коем случае
нельзя ставить перед собой цель «одним махом» прекратить все негативные
проявления. Надо выбрать какую-то одну область и сосредоточить
усилия на ней (опять же оставляя пока без внимания все прочие
нарушения). Так, шаг за шагом, удается постепенно ввести поведение
ребенка с социальной дезориентацией в нормальные рамки.
Полезны и специальные занятия, направленные
на иерархизацию норм. Например, можно попросить ребенка с социальной
дезориентацией нарисовать нескольких людей: «очень хорошего», «довольно
хорошего, но не самого хорошего», «среднего, обычного», «плохого, но не
очень» и «очень плохого». Затем обсуждается поведение каждого из них:
«Что такого делает этот человек, из-за чего его можно назвать очень
хорошим (очень плохим)?» Проводя подобное занятие, важно четко
определять градации (степень положительности или отрицательности тех или
иных поступков) и, в случае необходимости, поправлять ребенка: «То, что
он никогда не ворует, еще не значит, что он очень хороший. Наверное,
это ты сказал не про очень хорошего, а про среднего, обычного». Полезно
также обсуждать с ребенком так называемые моральные коллизии, вопросы о
том, можно ли нарушить то или иное правило в той или иной ситуации.
Например, можно ли проехать на красный свет, если очень торопишься? А
если не просто очень торопишься, а опаздываешь на работу? А если от
этого зависит жизнь человека? При таких обсуждениях важно помнить, что
моральные нормы и нормы закона иногда не совпадают, и обсуждение
проводится именно с точки зрения морали.
Важной стороной коррекционной работы при
социальной дезориентации является также обучение ребенка навыкам
общения. Построение такой работы подробно обсуждается ниже, в связи с
шизоидной акцентуацией.
Д. Вербализм и интеллектуализм
Вербализм предполагает те же
рекомендации, что и парциальная (частичная) педагогическая запущенность
(иногда он так и трактуется). Общая рекомендация такова: начинать
коррекционные занятия с ребенком надо с того места в его развитии, где
продуктивные виды деятельности прекратили формироваться и начали
выхолащиваться в пустые словесные формы. Все дошкольные «хвосты
недоразвития» следует доформировать, но средствами чуть более взрослыми,
чем при работе с дошкольниками, ибо развитие мотивационно-личностной
сферы все же происходило.
Компенсация дошкольных пробелов и
отставаний у младших школьников сильно осложняется тем, что они все
время не успевают за школьной программой. Поэтому у ребенка,
вынужденного дополнительно заниматься школьными делами, просто не
остается времени на систематические дошкольные занятия. И родителям
предстоит самим сделать тяжкий выбор: работать «на школу» или «на
ребенка». Разумеется, психолог осторожно советует не дублировать в доме
школу, жить с ребенком дома домашней жизнью, в которую дошкольные,
полезные ребенку виды деятельности включаются куда более естественно,
чем почти непосильные ребенку школьные занятия.
Основная тактика работы с «вербалистом»:
придержать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность: «Ты
мне потом расскажешь, как будут жить зверюшки. А сначала давай их
слепим». Но после того, как дело сделано, конечно же, с ребенком надо
побеседовать, ибо это для «вербалиста» – главное удовольствие.
Интеллектуализм. В рамках нашей
культуры этот вариант развития достаточно благополучен, поэтому здесь
можно ограничиться минимальными рекомендациями. Если синдром не слишком
грубо выражен, то следует прежде всего заверить родителей, что с
возрастом их «интеллектуал» найдет себе равного партнера по общению, и
рассказать, как домашними средствами можно облегчить поиски друга.
Чем младше ребенок, тем больше
необходимость рекомендаций по организации дошкольных видов деятельности,
развивающих образную сферу и повышающих эмоциональность (рисование,
конструирование, лепка, но главное – эмоциональное общение с
родителями).
Как при вербализме, так и при интеллектуализме ребенку полезен тренинг общения, описанный ниже, в связи с шизоидной акцентуацией.
Е. Семейная изоляция
При этом психологическом синдроме требуется
работа со всей семьей. Разумеется, в задачу психолога отнюдь не входит
переориентация семьи со значимых для нее ценностей на представления,
господствующие в окружающей социальной действительности. Однако можно
помочь ребенку и его родителям понять эти представления, найти в них
хотя бы отдельные элементы, вполне приемлемые для себя. Как правило,
отталкивание от ориентаций окружающего общества в значительной степени
держится на их незнании и чисто эмоциональном ощущении чуждости. Чем
выше мера их понимания, тем выше и мера терпимости.
Для того чтобы успешно проводить такую
работу, психолог должен прежде всего попытаться понять и принять
ценности семьи («принять» – это не значит начать их разделять; это
значит почувствовать их внутреннюю логику, естественную связь с нынешним
или предшествующим образом жизни семьи). Он должен занять позицию не
представителя общества, судящего (осуждающего) «чужаков», а позицию как
бы стороннего наблюдателя, находящегося «над схваткой» и понимающего обе
стороны.
При семейной изоляции имеются и более
технические задачи: работа по повышению уровня самостоятельности
ребенка, расширению его бытовых контактов с социальной действительностью
(таких, как хождение в магазин и т. п.). Полезно посоветовать родителям
подыскать для ребенка круг общения со сходными (устраивающими семью)
ценностями и установками. В результате этого ребенок сможет продвинуться
от семейной изоляции к групповой, более благоприятной для его
нормального взросления и психического развития.
Разумеется, все эти рекомендации относятся
только к тем случаям, когда установки семьи, хотя и отличаются от
господствующих в обществе, но социально приемлемы. При
антисоциальных установках требуются совершенно другие подходы, которые
здесь обсуждаться не будут: это, скорее, сфера криминальной психологии. |