Четверг, 21.11.2024, 15:03                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Статистика

Онлайн всего: 24
Гостей: 24
Пользователей: 0
Форма входа


Представлены задачи по темам "Семасиология", "Лексикология", "Словообразование", "Фразеология"

1. В чем заключается неправильность следующих пред­ложений? Отредактируйте (исправьте) их.

Ты не должен никому быть должен.

Операция проведена силами федеральных сил.

Данные данные вызывают сомнение.

К несчастью, случилось несчастье.

2. Что значит десница? Как следует понимать следую­щую цитату из стихотворения Виктора Сосноры?

В правой деснице держал он букварь с буквой «Б».

Значит все в норме сей человек в борьбе

(у автора — без знаков препинания).

3. Какие из следующих названий людей могут быть от­ветом на вопрос: «Он тебе кто?» и почему?

Брат, друг, сосед, прохожий, помощник, отец, вахтер, одно­классник, милиционер, лентяй, учитель, судья, предшественник, зануда.

4. Чем хитрый человек отличается от умного?

5. Слово блондинка образовано, очевидно, от блондин - и в этом смысле оно «моложе», чем исходное существительное мужского рода. Но почему оно употребляется в речи чаще, чем его «родитель»?

6. О человеке, сохраняющем элементы старинных на­выков и обычаев или вообще уходящей, отмирающей культуры, по-русски можно сказать «последний из могикан». А почему так говорят и кто такие могикане?

7. Что значит выражение земля обетованная?

8. Стихотворение С.Я. Маршака «Четыре конца» закан­чивается такими строками:

Но только, пожалуйста, Помните все:

Кататься не следует

На колбасе.

Что здесь имеется в виду под колбасой?

9. Когда-то в русском языке корень вонь обозначал не не­приятный запах, а запах вообще. Какими фактами современного русского языка можно это подтвердить?

10. Чем различаются значения слов скупой и жадный?

11. Полтора века назад в русской народной речи употре­блялось слово семишник. Монету какого достоинства оно обо­значало?

12. Людей с одинаковыми именами называют тезками, людей с одинаковыми фамилиями — однофамильцами. А как называют людей с одинаковыми отчествами?

13. Допустим, в русском языке есть слово трубкозуб. Что бы оно могло значить?

14. В каком словаре русского языка слово мысль будет дано раньше, чем слово мысленный?

15. Что значит потрудись, потрудитесь?

16. Из следующего списка выберите слова, связанные по смыслу (и по происхождению).

Двор, дворник, дровни, дворняга, дворня, дворец, подворье, древность, задворки, деверь, двери, дворянство, дворецкий.

17. Есть ли в слове надменный префикс (приставка) над-?

18. В русской сказке читаем: Повадилась лиса кур воро­вать... А что значит повадиться?

19. Есть ли в русском языке слова всемеро, ввосьмеро, вде­вятеро?

20. Что объединяет русские фамилии Агин, Бецкой, Пнин, Мянцев?


ОТВЕТЫ

1. В каждом из приведенных примеров какое-то слово повторяется дважды. И хотя эти два слова только по форме со­впадают (они — омонимы), это считается стилистической ошиб­кой. Чтобы исправить ее, достаточно одно из слов устранить или заменить другим, например:

Ты не должен никому быть обязан.

Операция проведена федеральными силами.

Данные сведения вызывают сомнение.

К несчастью, случилась беда.

2. Изначально существительное десница означало (и означает) 'правая рука', но в приведенных строках из стихотво­рения В. Сосноры, оно, очевидно, употреблено в значении во­обще 'рука'. Как так получилось? Слово десница, выходя из упо­требления, сохранило на себе отчетливый отпечаток старины и торжественности. Этот оттенок может оказаться важнее, чем собственное значение слова. Получается, что развитие значения десница идет по такому пути: 'правая рука' — 'рука как символ власти' (Бога, вождя, героя) — 'рука' (с оттенком стилистиче­ской возвышенности).

3. На вопрос «Он тебе кто?» самый естественный ответ — это название родственника (брат, отец). Допустимы здесь также слова, называющие близкую духовную общность (друг, помощник, учитель, судья — при этом последние два слова — не в прямых зна­чениях, как названия профессий, а в переносных). Но уже про со­седа или одноклассника мы скорее скажем Он мой сосед (а не «Он мне сосед») и Он мой одноклассник (а не «Он мне одноклассник»). А некоторые слова из числа приведенных в задаче (прохожий, вах­тер, милиционер, лентяй, предшественник, зануда) и вовсе никак не могут служить ответом на вопрос «Он тебе кто?» Получается, что в сознании человека названия людей подразделяются на опреде­ленные семантические группы и с помощью формальных процедур (например, вопросов) мы можем их установить.

4. Умный — безусловно положительная характеристика человека ('обладающий умом'), а хитрый — характеристика не­однозначная: здесь способность к интеллектуальной деятельно­сти сопровождается такими качествами, как лукавость, скрыт­ность, изворотливость, расчетливость и т.п. Лучше быть умным, чем хитрым!

5. Существительное блондинка, действительно, образо­вано от блондин, но употребляется чаще, чем производящее сло­во, по одной простой причине: внешние признаки, в частности цвет волос, для характеристики женщин оказываются важнее, чем для мужчин. А постепенно к этому чисто внешнему призна­ку могут добавляться какие-то внутренние свойства (ср. выра­жения вроде искусственная блондинка, анекдоты про блондинок и т.п.).

6. Могикане — вымершее племя индейцев Северной Аме­рики. В русский язык выражение последний из могикан вошло благодаря американскому писателю Фенимору Куперу: именно так называется (в русском переводе) один из самых известных его приключенческих романов.

7. Прилагательное (первоначально — причастие) обето­ванный содержит корень обет со значением 'обещание, клятва, обязательство, которое кто-то берет на себя'. Обетованный 'обещанный'. Обетованная земля — место, где царит изобилие и куда люди страстно желают попасть.

Первоначально это слово употреблялось в сугубо религиоз­ном контексте: согласно Библии, Моисей обещал привести ев­реев в землю, где «течет молоко и мед». Такой землей оказалась Палестина.

8. В середине ХХ века слово колбаса имело особое пере­носное значение. Так в разговорной речи называли трамвайный буфер — торчащий сзади стержень, за который при необходимо­сти цеплялся следующий вагон. На колбасе норовили проехать­ся мальчишки-безбилетники.

9. О том, что у наших далеких предков корень вонь имел значение 'запах вообще' (а не 'неприятный запах'), говорит на­личие в современном русском языке слов зловоние и благовоние. Кстати, в некоторых славянских языках (например, в чешском) этот корень до сих пор сохраняет свое общее и «нейтральное» значение 'запах'.

10. Слова скупой и жадный близки по своим значениям: оба они обозначают пристрастное отношение человека к мате­риальным благам. Только скупой стремится стать не беднее, чем он есть, а жадный — еще богаче. Другими словами, скупой — че­ловек, одержимый страстью не отдавать свое, а жадный — одер­жимый страстью захватывать чужое.

11. Слово семишник обозначало монету достоинством не в семь (как можно было бы подумать), а в две копейки. Собствен­но, первоначально монета действительно равнялась семи копей­кам, но после реформы 1838 г., сократившей курс в 3,5 раза, сло­во семишник стало обозначать двухкопеечную монету.

12. Для людей с одинаковыми отчествами в русском язы­ке специального (однословного) названия нет, про них только так и можно сказать: «у них одно и то же отчество». Это свиде­тельствует о том, что общность отчества не играет для человека такой важной роли, как общность имени или фамилии. Правда, общность отчества существенна для братьев и сестер (т.е. детей одного и того же отца), но их и так объединяет фамилия. Не случайно, кстати, во многих странах отчество вообще «не при­нято» — считается, что для идентификации человека достаточно имени и фамилии...

13. Если слово нам незнакомо и дано вне контекста, то мы пытаемся вывести его значение из составляющих его морфем. В слове трубкозуб явно вычленяются морфемы трубк- и -зуб. Предположительно слово могло бы обозначать какой-то особый вид зубов (может быть, у животных?), или инструмент (бур, фрезу и т.п.), или же человека или вообще живое существо (ср.: скалозуб). В действительности же трубкозуб — млекопитающее, живущее в Африке; его морда вытянута в трубочку (за что жи­вотное и получило свое название).

14. Понятно, что если слово мысль дано в словаре рань­ше, чем мысленный, то этот словарь построен не по алфавиту, а по какому-то иному принципу. В частности, это может быть гнездовой принцип: сначала дается исходное, непроизводное слово, по возможности совпадающее с основой (например, мысль), а потом — все производные от него слова (мыслить, за­мыслить, мыслитель, мысленный, мыслишка, замысловатый и т.п.). По гнездовому принципу устроен, в частности, Словарь В.И. Даля.

Но могут быть и иные виды словарей русского языка, в кото­рых слово мысль будет дано прежде, чем мысленный. Например, в частотном словаре слова расположены в порядке убывающей частоты: на первом месте там — самая частая единица, затем — чуть менее частая, и так вплоть до самых редких слов. А мысль в русских текстах употребляется чаще, чем мысленный.

15. Потрудиться — глагол совершенного вида, образо­ванный от глагола несовершенного вида трудиться. Он значит 'поработать, приложить некоторые усилия', например: Потру­дись для людей — заработаешь благодарность.

Но в сочетании с инфинитивом этот глагол имеет особое значение: 'счесть нужным (что-то сделать)', например: Он даже не потрудился мне ответить. Формы же повелительно­го наклонения — потрудись, потрудитесь — в сочетании с ин­финитивом обозначают внешне вежливое, но по сути весьма жесткое требование выполнить какое-то действие. Более того, это требование сопряжено с выговором, выражением неудо­вольствия (адресуемым обычно от старшего к младшему — по возрасту или положению в обществе). Ср.: Потрудись выте­реть ноги; Потрудись объясниться; Потрудитесь не опазды­вать и т.п.

16. Из приведенного списка слов связанными по смыс­лу и по происхождению оказываются двор, дворник, дворня­га, дворня, дворец, подворье, задворки, дворянство, дворецкий. Все они прямо или через слова-посредники восходят к корню двор со значением 'дом' и 'участок земли при доме'. Слова же дровни, древность, деверь, двери к этому корню отношения не имеют.

17. Нет, в прилагательном надменный с точки зрения со­временного языка никакой приставки нет; слово начинается с корня надмен-. А вот с исторической точки зрения это вообще не прилагательное, а причастие, и в нем есть префикс на- и ко­рень -дм-, родственный тому, что представлен в глаголе дуть. Изначально надменный и значило 'надутый' (ср. современные выражения вроде надулся как мышь на крупу, которые помогают прояснить этимологию надменный).

18. Глагол повадиться, употребляющийся в сочетании с глаголами несовершенного вида, означает 'начать регулярно (систематически) делать что-то нехорошее (с точки зрения го­ворящего)'. Причем действие это сознательное, зачастую совер­шаемое тайком, скрытно, и нередко сопряженное с движением или проникновением куда-то. Поскольку же оно оценивается со стороны говорящего отрицательно, то повадиться не употребля­ется в 1-м лице (нельзя сказать про себя «Я повадился ходить на дискотеку»).

19. Слова всемеро, ввосьмеро, вдевятеро, со значением со­ответственно — 'в семь раз', 'в восемь раз', 'в девять раз', — потен­циально существуют в русском языке. Это значит, что они соз­даны по известной словообразовательной модели (ср. наречия вдвое, втрое, вчетверо... ) и при необходимости могут появить­ся в тексте. Например: После чего он сложил штатив ввосьмеро, закрыл камеру крышкой... (Л. Петрушевская. Дикие животные сказки).

20. Русские фамилии типа Агин, Бецкой, Пнин, Мянцев возникли путем усечения известных в дворянской среде фами­лий (Елагин, Трубецкой, Репнин, Румянцев). Обычно такие фами­лии давали побочным (внебрачным) детям.

Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru