В категории материалов: 30 Показано материалов: 1-30 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Глаз человека представляет собой почти шарообразное тело, которое покоится в костной черепной полости, открытой с одной стороны. На рис. 1 изображен разрез глазного яблока и показаны основные детали глаза.
|
Попытаемся разобраться более подробно в приведенных ранее отдельных указаниях на недостатки в устройстве глаза, на причины неточного восприятия некоторых зрительных образов.
|
Сущность сферической аберрации состоит в том, что фокус для лучей, вступающих в глаз параллельно его оси и на малом расстоянии от нее, оказывается дальше от зрачка, чем фокус для лучей, более удаленных от оси.
|
Очень многие ошибочные зрительные впечатления обусловлены тем, что мы воспринимаем видимые нами фигуры и их части не отдельно, а всегда в некотором соотношении с окружающими их другими фигурами, некоторым фоном или обстановкой. К этому разделу относится, пожалуй, самое большое количество зрительных иллюзий, встречающихся на практике.
|
Очевидно, в силу исторически накопленного опыта, с одной стороны, и благодаря расположению линии, соединяющей глаза человека в горизонтальной плоскости, с другой, человек обладает способностью точнее определить на глаз горизонтальные расстояния, чем высоту предметов.
|
Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Во-первых, возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол.
|
Несколько интересных зрительных иллюзий имеют место при условиях изменяющегося видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано, с одной стороны, с явлениями аккомодации и конвергенции глаз, т. е. с их способностью видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов.
|
Укажем здесь на ряд иллюзий зрения, обусловленных влиянием контраста яркости, т. е. отношения разности яркостей объекта и фона к яркости фона. Предметы и фигуры мы привыкли всегда видеть на том иди ином фоне.
|
Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты, которые всегда смотрят прямо на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Эта интересная особенность таких портретов известна очень давно и многим всегда казалась непонятной. В давние времена такие портреты вызывали суеверный страх, и этим иногда пользовались служители культа, пугая людей изображениями богов и чудотворцев — иконами, умышленно написанными так, чтобы вселять «страх Божий».
|
Великий русский физиолог И. М. Сеченов по вопросу о зрительном восприятии движений стоял на материалистической точке зрения. Он писал: «…в отношении движений, за которыми глаз в силах уследить, представляемое и действительное совпадают друг с другом».
|
Важнейшим свойством нашего глаза является его способность различать цвета. Как было указано ранее, такой способностью обладают только цветочувствительные элементы сетчатки — колбочки.
|
Фотография успела сделаться в нашем быту
столь привычной, что мы и не представляем себе, как обходились без нее
наши предки, даже и не очень отдаленные. |
По устройству своему фотографическая
камера — большой глаз: то, что рисуется на ее матовом стекле, зависит от
расстояния между объективом и снимаемыми предметами. |
Близорукие люди, как мы сейчас объяснили,
легко могут обыкновенные фотографии видеть рельефными. Но как быть людям
с нормальными глазами? |
Нельзя ли изготовлять фотографии так, чтобы нормальный
глаз мог правильно рассматривать их, не прибегая к стеклам? |
Частые посетители кинотеатров заметили,
вероятно, что некоторые картины отличаются необыкновенной рельефностью:
фигуры отделяются от заднего плана и настолько выпуклы, что забываешь
даже о существовании полотна и видишь словно подлинный ландшафт или
живых артистов на сцене. |
Воспроизведения фотографий в книгах и
журналах имеют, конечно, те же свойства, что и оригинальные снимки: они
тоже становятся рельефнее, если рассматривать их одним глазом и с
надлежащего расстояния. |
Переходя от картин к телесным предметам,
зададим себе вопрос: почему, собственно, предметы кажутся нам телесными,
а не плоскими?
|
При рассматривании стереоскопических
изображений можно обойтись и без какого-либо прибора: надо лишь приучить
себя соответствующим образом направлять глаза. |
На рис 1 вверху слева воспроизведены
фотографии, изображающие три аптечные склянки как будто одинаковых
размеров. Как бы внимательно вы ни рассматривали эти изображения, вы не
обнаружите между склянками никакой разницы в величине. А между тем
разница существует, и весьма значительная. |
Когда предмет находится очень далеко от
нас, далее 450 м, то расстояние между нашими глазами не может уже влиять
на различие зрительных впечатлений. Далекие здания, отдаленные горы,
ландшафты кажутся нам поэтому плоскими. |
Если мы направим стереотрубу на Луну или
какое-нибудь другое небесное тело, мы никакого рельефа не заметим. Этого
и следовало ожидать, ибо небесные расстояния чересчур велики даже для
стереотруб. |
Не думайте, что третий глаз здесь такая же
обмолвка, как третье ухо в устах взволнованного Ивана Игнатьевича из
«Капитанской дочки»: «Он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье —
и разойдитесь». |
Стереофотография, воспроизведенная у нас
на рис. 1, изображает многогранники: один — черным по белому, другой —
белым по черному. Что мы увидели бы, если бы взглянули на эти рисунки в
стереоскоп? Трудно предугадать. |
Раньше мы говорили, что различные
изображения одного и того же предмета, сливаясь в нашем глазу при
быстром чередовании, создают зрительное впечатление рельефности. |
На рассмотренном сейчас принципе основан и эффект тех «чудес теней», которые показывались иногда в кино. |
Здесь уместно рассказать о серии опытов,
очень нравившихся посетителям «Павильона занимательной науки». Один из уголков помещения
обставлен, как гостиная. |
Взгляните издали на рис. 136 и
скажите: сколько черных кружков могло бы поместиться в свободном
промежутке между нижним кружком и одним из верхних кружков — четыре или
пять? |
Всем, вероятно, приходилось видеть
портреты, которые не только смотрят прямо на нас, но даже следят за нами
глазами, обращая их в ту сторону, куда мы переходим. |
Близорукий без очков видит плохо; но что,
собственно, он видит и какими именно представляются ему предметы — об
этом люди с нормальным зрением имеют весьма смутное представление. |
|