Совет читателям иллюстрированных журналов
Воспроизведения фотографий в книгах и
журналах имеют, конечно, те же свойства, что и оригинальные снимки: они
тоже становятся рельефнее, если рассматривать их одним глазом и с
надлежащего расстояния. Так как разные фотографии сняты аппаратами с
различным фокусным расстоянием, то отыскивать надлежащие расстояния для
рассматривания приходится испытанием. Закрыв один глаз, держите
иллюстрацию на вытянутой руке так, чтобы плоскость ее была
перпендикулярна к лучу зрения, а ваш открытый глаз приходился против
середины снимка. Теперь приближайте постепенно снимок, не переставая
всматриваться в него; вы легко уловите момент, когда он приобретет
наибольшую рельефность.
Многие снимки, неотчетливые и плоские
при обычном рассматривании, получают глубину и ясность, если смотреть на
них описанным способом. Нередко при таком рассматривании становятся
заметны блеск воды и другие чисто стереоскопические эффекты.
Надо удивляться, что столь простые факты
мало известны, хотя почти все здесь сообщаемое излагалось в популярных
книгах более полувека назад. В «Основаниях физиологии ума» В. Карпентера
— книге, изданной в русском переводе еще в 1877 г., — читаем о
рассматривании фотографий следующее:
«Замечательно, что эффект этого способа
рассматривания фотографических картин (одним глазом) не ограничивается
выделением телесности предмета; другие особенности являются тоже с
несравненно большей живостью и реальностью, дополняя иллюзию. Это
относится главным образом к изображению стоячей воды — самой слабой
стороны фотографических картин при обычных условиях. Именно, если
смотреть на такое изображение воды обоими глазами, поверхность кажется восковой, но если смотреть одним
глазом, в ней часто замечается поразительная прозрачность и глубина. То
же можно сказать и относительно различных свойств поверхностей,
отражающих свет, например бронзы и слоновой кости. Материал, из которого
сделан предмет, изображенный на фотографии, узнается гораздо легче,
если смотреть одним глазом, а не двумя».
Обратим внимание еще на одно
обстоятельство. Если снимки при увеличении выигрывают в жизненности, то
при уменьшении они, напротив, проигрывают в этом отношении. Уменьшенные
фотографии выходят, правда, резче и отчетливее, но они плоски, не дают
впечатления глубины и рельефности. Причина после всего сказанного должна
быть понятна: с уменьшением фотографий уменьшается и соответствующее
«перспективное расстояние», которое обыкновенно и без того чересчур
мало.
Рассматривание картин
То, что мы сказали о фотографии, до
известной степени применимо и к картинам, созданным рукой художника: их
всего лучше рассматривать тоже с надлежащего расстояния. Только при этом
условии ощутите вы перспективу и картина покажется не плоской, а
глубокой и рельефной. Полезно смотреть также одним, а не двумя глазами,
особенно на картины небольших размеров.
«Давно известно, — писал по этому поводу
английский психолог В. Карпентер в упомянутом сочинении, — что при
внимательном рассматривании картины, где перспективные условия, свет,
тени и общее расположение деталей строго соответствуют изображаемой
действительности, производимое впечатление гораздо живее, если смотреть одним
глазом, а не обоими, и что эффект усиливается, когда мы смотрим через
трубку, исключающую всю постороннюю обстановку картины. Факт этот
объясняли раньше совершенно ложно. „Мы видим одним глазом лучше, чем
двумя, — говорит Бекон, — потому что жизненные духи сосредоточиваются
при этом в одном месте и действуют с большей силой".
В действительности же тут дело в том,
что когда мы смотрим обоими глазами на картину в умеренном расстоянии,
то принуждены признать ее плоской поверхностью; когда же мы смотрим
только одним глазом, ум наш легче может поддаться впечатлению
перспективы, света, теней и т. д. Отсюда, когда мы всматриваемся
пристально, картина приобретает в скором времени рельефность и может
даже достичь телесности реального ландшафта. Полнота иллюзии будет
главным образом зависеть от верности, с которой воспроизведена на
картине действительная проекция предметов на плоскости… Преимущество
видения одним глазом зависит в этих случаях от того, что ум свободен
истолковывать картину по своему произволу, когда ничто не заставляет его
видеть в ней плоскую картину».
Уменьшенные снимки с больших картин дают
нередко более полную иллюзию рельефности, нежели оригиналы. Вы поймете,
отчего это происходит, если вспомните, что при уменьшении картины
сокращается то обычно большое расстояние, с которого следует
рассматривать изображение, поэтому снимок приобретает рельефность уже на
близком расстоянии. |