В категории материалов: 130 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 3 4 5 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Загрузкам ·
Просмотрам
Если вы пересмотрите Паросскую
хронологическую таблицу и попробуете угадать в ней то место, где
кончается мифология и начинается история, то, скорее всего, это будет
загадочная строчка: «Год 1128. Переселение дорян во главе с царями
Гераклидами в Пелопоннес». |
Когда доряне заняли Пелопоннес, то
пелопоннесские ахейцы или подчинились им, или ушли в глухие горные
местности. А самые знатные и гордые роды стали покидать страну и
переселяться на север: в Беотию, где жило третье большое греческое племя
— эоляне, и в Аттику, где жило четвертое племя — ионяне. |
После
переселения дорян в Греции сразу стало тесно. Нужно было искать новые
земли. Люди стали собираться отрядами, садились на корабли и
отправлялись за море основывать новые греческие поселения на иноземных,
«варварских» берегах. |
Из трех государств, основанных дорянами в
Пелопоннесе, самым сильным оказалось одно — лаконская Спарта. Его сила
была в его организации. Это было государство, устроенное как военный
лагерь. |
Афинянин спросил спартанца: «Какое в Спарте
наказание за супружескую измену?» — «Никакого», — ответил тот. Афинянин
не отставал. Спартанец сказал: «Нужно принести в жертву такого быка,
который, стоя на горе Тайгете, пьет воду из долины Еврота». — «Но разве
бывают такие быки?» — «А разве бывают в Спарте супружеские измены?» |
В Спарте было два царя. Это было удобно: во
время войны они могли воевать на два фронта, во время мира они не
давали друг другу слишком усилиться и притеснять народ или знать. |
Царя Феопомпа спросили, почему у города Спарты нет стен. Он ответил: «Стены Спарты — наши копья, границы — их острия». А царь Агид говорил: «Спартанец спрашивает не сколько врагов, а где они». |
Сменилось два поколения, и мессенские илоты
восстали против спартанцев. На этот раз они укрепились не на Ифоме, а
на другой горе — Эйре. Их вождем был Аристомен, народный герой
мессенцев, о котором еще много веков спустя слагались сказания. |
У Спарты были три соседние области: Мессения, Аркадия, Арголида. Мессения была покорена. Спартанцы стали воевать с Аркадией. |
Греки любили свои спортивные состязания без
памяти. На Олимпийские игры народ сходился толпами. Справлялись они в
самом разгаре лета; давка и жара была такая, что один хозяин, говорят,
грозил провинившемуся рабу: «Вот пошлю я тебя не жернова ворочать, а в
Олимпию на игры смотреть!» |
В реке под Москвой поймали щуку, на хвосте у
щуки было серебряное кольцо, на кольце надпись: «Сие кольцо надето за
семь лет до нашествия Наполеона на Москву». Умные люди посмотрели,
улыбнулись, сказали: «Подделка». Почему? Потому что кто же мог знать
заранее, что Наполеон через семь лет пойдет на Москву? |
Вы уже заметили: если в нашем рассказе до
сих пор и был наиболее часто упоминаемый герой, то это был дельфийский
оракул — без его пророчеств не обходилось, кажется, ни одно событие.
Пора теперь познакомиться с ним поближе. |
«На бога надейся, а сам не плошай», —
говорит старинная пословица. Греки очень хорошо умели не плошать, но для
верности они хотели еще и надеяться на бога. Поэтому-то почти на каждой
странице этой книги о чем-нибудь молят богов и ради чего-нибудь
приносят им жертвы. Как это выглядело? |
Когда греков спрашивали: «Кто ваш бог?»,
они отвечали: «Богов у нас много». Когда спрашивали: «А кто главный?»,
они отвечали: «Двенадцать олимпийцев..." |
Кто помнит миф об Одиссее, тот не забыл
трогательного эпизода: Одиссей в образе нищего, неузнанный приходит в
свой дом, ему омывает ноги старая ключница и вдруг вскрикивает, нащупав
шрам на ноге: она узнала его, это шрам Одиссея — ему в молодости нанес
эту рану кабан на охоте. |
Эта глава — только для тех, кто хорошо
помнит миф о Троянской войне: от похищения Елены до падения Трои. Греки
этот миф знали отлично, потому что один из его эпизодов излагался в
национальной поэме греческого народа — в «Илиаде» легендарного Гомера. |
Вы помните: в Паросской хронологической
таблице стояли рядом имена двух самых древних греческих поэтов — Гомера и
Гесиода. Имя Гомера нам уже знакомо, а с Гесиодом мы еще не
встречались. Это был такой же народный певец, как Гомер, но пел он
совсем о другом: не о сказке, а о жизни. |
В Паросской хронологической таблице было
сказано: «Царь Кадм пришел из Финикии и научил греков письменности».
Здесь миф сохранил память о действительности: в самом деле, греки
заимствовали и очертания, и названия своих букв у финикийцев. |
Древнейшие греки представляли себе мир и
мировой порядок очень просто. Мир для них был похож на удобное родовое
хозяйство, которое сообща вела большая семья олимпийских богов с ее
домочадцами — низшими божествами, вела собственноручно, заботливо и
деловито. |
Греция — каменистая бесхлебная страна, край
пастухов и рыбаков. Плодородных долин было мало. Перенаселение грозило
ей голодом. Спасаясь от голода, Греция искала новых земель для
заселения. Мы видели, как были заселены ближние заморские земли —
малоазиатский берег Эгейского моря. |
В новых городах, раньше всего
явились писаные законы. Для городов Италии и Сицилии их писали мудрецы
Залевк и Харонд, такие полусказочные, что сами греки их часто путали.
Потом уже появились в Афинах законы Дракона, в Митиленах законы Питтака и
т.д. |
Самым мудрым из законодателей этого времени считался афинянин Солон. Он был не только мудрец, но и воин и поэт.
Первую свою славу он приобрел вот как. Афины вели войну с Мегарою за
остров Саламин. Афиняне потерпели такое поражение, что в отчаянии
собрались и постановили... |
На стенах дельфийского храма было написано
семь коротких изречений — уроков жизненной мудрости. Они гласили:
«Познай себя самого»; «Ничего сверх меры»; «Мера — важнее всего»; «Всему
свое время»; «Главное в жизни — конец»; «В многолюдстве нет добра»;
«Ручайся только за себя». |
У писателя Плутарха есть сочинение под
заглавием «Пир семи мудрецов». Там описывается, как однажды Периандр,
управлявший Коринфом, созвал у себя всех мудрецов и других ученых мужей,
как они угощались и вели между собою умные речи. |
Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что
все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в
течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и
ягненка, и про лису и виноград, и про лягушек, просящих царя. |
«Закон — это мера», — говорили греки, и
повторяем мы. Но ведь у слова «мера» есть и прямое значение — единица
измерения. Греки его не забывали и даже, как мы помним, называли, кто у
них первый завел точные меры, вес и монету: аргосский царь Фидон. |
По-гречески «закон» будет «номос». Слово
это многозначно, и одно из его значений неожиданно. Оно значит:
«музыкальное произведение строгой формы». Почему? Потому что для грека
музыка была самым совершенным выражением порядка. Когда все звуки
согласованы со всеми, они звучат прекрасно; когда хоть один выбивается
из согласия — вся гармония гибнет. |
Благо было тем городам, в которых закону
удавалось примирить народ и знать! Но случалось это редко. То тут, то
там вспыхивали усобицы, дело доходило до оружия, и пощады не было
никому. В городе Милете народ выгнал аристократов, а детей их бросил на
ток и растоптал бычьими копытами. |
Самыми знаменитыми тиранами этой поры были
Кипсел с Периандром в Коринфе, Поликрат на Самосе и Писистрат с
сыновьями в Афинах. Но прежде чем рассказывать о них, нужно рассказать о
Килоне, которому так и не удалось стать тираном. |
На перешейке между средней и южной Грецией,
между двух морей стоял город Коринф с гаванями на обоих морях. Крепость
его возносилась на неприступной скале так высоко, что с нее можно было
видеть с одной стороны Афины за широким проливом, с другой — Парнас над
дальними Дельфами. |
|