У Спарты были три соседние области: Мессения, Аркадия, Арголида. Мессения была покорена. Спартанцы стали воевать с Аркадией.
Главный город лесистой Аркадии назывался
Тегея. Спартанцы пошли войной на Тегею. Перед походом, как обычно,
спросили совета в Дельфах. Оракул сказал:
Слышу, железные цепи звенят на лодыжках у пленных, Вижу, спартанские люди поля тегейские мерят. Решили,
что предсказание доброе, и двинулись в поход, захватив даже цепи, чтобы
заковывать пленных. Но был бой, и спартанцы потерпели поражение.
Оказалось, что мерить тегейские поля суждено было спартанцам не как
победителям, а как пленникам с цепями на ногах. А цепи, предназначенные
для тегейцев, тегейцы захватили с добычей и повесили в храме Афины; их
показывали там еще много веков спустя.
Раздосадованные спартанцы спросили оракул,
что же им сделать, чтобы победить. Оракул сказал: «Найдите кости Ореста,
сына Агамемнона». Но где их искать? Оракул сказал:
Ветер на ветер летит, удар отвечает удару, Злая беда лежит на беде: там — Орестовы кости. Это
звучало очень красиво, но непонятно. Вдруг один спартанец крикнул: «Я
понял!» Он объяснил: «Однажды я был в Тегее, зашел в кузницу,
разговорился с кузнецом, и кузнец мне сказал, что двор его заколдован,
что там под землею лежит гроб, а в гробу — кости великана ростом в семь
локтей: он нашел их, когда копал колодец, и сам измерил. Видимо, это и
есть Орест, а описание места говорит о кузнице: „ветер на ветер" — это
кузнечные мехи, „удар на удар" — это молот и наковальня, „беда на беде" —
это железо под молотом, потому что железо создано на горе роду
человеческому». Спартанцы обрадовались. Человека, истолковавшего оракул,
для виду обвинили в преступлении и изгнали. Он отправился в Тегею,
поступил в подручные к кузнецу, а потом упросил его сдать ему внаем всю
кузницу. Когда он этого добился, то выкопал кости и бежал с ними в
Спарту. После этого спартанцы снова пошли на Тегею и на этот раз
одержали победу.
Справившись с Аркадией, спартанцы двинулись
на Арголиду. На границе их встретили аргосские войска. Начались
переговоры. Постановили решить дело как бы дуэлью: каждое войско
оставило на границе по триста человек и отступило. Оставленные начали
битву. Бились день напролет; к ночи в живых осталось только трое: два
аргосца и один спартанец по имени Офриад. Все были изранены, ни у кого
не было сил сражаться дальше. Два аргосца, поддерживая друг друга, ушли к
своим — возвестить о победе. Офриад остался. Опираясь на обломок копья,
он прошел по полю, снимая доспехи с убитых врагов, потом развесил их на
дереве среди поля и своею кровью написал на щите: «Спартанцы — Зевсу, в
дар от своей победы». Такой столб с оружием назывался «трофей» — его
ставили победители в знак, что поле боя осталось за ними. Наутро к полю
подошли войска спартанцев и аргосцев: и те и другие считали себя
победителями. Разгорелся спор, спор перешел в схватку, схватка — в
сражение; победа осталась за спартанцами. Офриада прославляли, как
героя. Но Офриад был мрачен. Он считал позором оставаться в живых, когда
все его товарищи погибли. Вскоре он покончил с собой.
Спартанский царь Клеомен подступил к городу
Аргосу. Мужчин, способных носить оружие, в Аргосе больше не было. Тогда
на стены вышли женщины. Они были в доспехах, собранных из храмов, и во
главе их была поэтесса Телесилла. Клеомен не захотел подвергать свое
войско позору битвы с женщинами. Он отступил. Когда его в Спарте
спросили, почему он не взял Аргос, он ответил: «Чтобы молодежи было с
кем учиться воевать». А в Аргосе этот день стал женским праздником:
женщины в этот день надевали мужское платье, а мужчины — женское.
Поэтессе же Телесилле была поставлена статуя в аргосском храме Афродиты:
у ног ее была книга, а в руках — шлем.
Аргос остался свободным, но все остальные
города Арголиды подчинились спартанцам. Ни арголидцев, ни аркадцев
Спарта не обратила в илотов: со столькими илотами она бы не справилась.
Они считались союзниками Спарты — слушались ее распоряжений и помогали
ей войсками. Так сложился Пелопоннесский союз — самое сильное
государственное объединение Греции. Хозяином в нем была Спарта.
Как щит создал Грецию
У древнегреческого круглого щита было
две рукояти: одна в середине, в нее просовывали руку по локоть; и другая
с краю, ее сжимали в кулаке. Так было не всегда: это изобретение
приблизительно конца VIII в. до н.э. Как раз в это время в Греции
устанавливался тот гражданский строй, какой мы знаем: республики с
народным собранием и государственным советом, без таких царей и вельмож,
которых описывал еще Гомер в «Илиаде». И некоторые историки думают, что
одно с другим связано.
Пока на щите была одна рукоять, в середине,
твердо удерживать его было гораздо труднее. Приходилось делать щиты
меньшего размера, которые едва прикрывали тело одного бойца. Такая
пехота сражалась врассыпную и, конечно, была слабее, чем всадники, а тем
более колесничники; а именно с боевых колесниц сражались гомеровские
цари и вельможи. На этом и держалась их сила в военное время — а стало
быть, и власть в мирное время.
Когда появилась вторая рукоять, круглый щит
сразу стал шире (легко прикинуть: два локтя в поперечнике). Это
значило: два воина, ставши рядом, прикрывали краями своих щитов друг
друга. А строй воинов, ставших в ряд, оказывался прикрыт сплошной стеной
щитов и неуязвим для ударов противника. Так благодаря новому щиту
вместо рассыпного боя появился сплоченный строй; а благодаря строю —
главной военной силой стала тяжеловооруженная пехота. А значит, и в
мирное время главной силой государства почувствовали себя те
среднезажиточные люди, у которых хватало средств на тяжелое вооружение с
панцирем и щитом. Их количество исчислялось уже не десятками, а многими
сотнями и даже тысячами. С этого и начался долгий путь греческого
общества к демократии. |