В категории материалов: 42 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Воспитание детей в семье, пережившей развод,
смерть или уход одного из родителей, становится серьезным испытанием. |
Переход к жизни в неполной семье ставит перед
необходимостью, во-первых, освободиться от оберегаемых дорогих связей с
прошлым и, во-вторых, встретить новое. Расставание с прошлым часто
причиняет страдания, а будущее страшит, вызывая чувство неуверенности. |
Гнев не является эмоцией, доставляющей удовольствие, но
он очень функционален. Гнев стоит на страже самоуважения. Когда человек
оскорблен, словно загорается сигнал: «это нечестно», «это больно и
обидно», «это неправильно», «этого не должно было случиться». |
Хотя матери и отцы не ждут, что дети спокойно перенесут
смерть, развод или уход из семьи второго родителя, тем не менее они
часто бывают удивлены тем бурным протестом и сопротивлением, которые
выражает по этому поводу дочь или сын. |
Смерть одного из родителей или их развод может вызвать у
маленького ребенка страх перед будущим, страх неизвестности. Пережив
потерю одного родителя, ребенок может тревожиться, как бы не потерять и
второго. Когда в семью приходит смерть, ребенок утрачивает чувство
защищенности. |
Жизнь многих детей, чьи родители овдовели, развелись или
оказались брошенными, становится иной. Избавившись от прежних уз и
сталкиваясь с новыми требованиями, одинокие родители начинают меняться
как личности. Иногда эти перемены очень разительны. |
Потеря родителя, происшедшая в результате развода,
смерти или ухода из семьи, ощущается детьми, как потеря влияния и
контроля. Будь то судьба или родительский выбор (во всяком случае, то,
на что никак, нельзя повлиять), но жизнь их радикально меняется. |
Существует ловушка, поджидающая некоторых одиноких
родителей, особенно тех, кто недавно развелся. Имя этой ловушке —
свобода. Только-только освободившись от уз брака, в котором так не
хватало счастья и приходилось выносить слишком много трудностей, они
могут решить, что пришло время наверстать упущенное. |
Преувеличенные требования — постоянная проблема для
родителей-одиночек. Им всегда кажется, что нужно сделать гораздо больше,
чем им это под силу. Стремясь делать больше и лучше, они рискуют
истощить свою энергию до такой степени, что неизбежным результатом
становится стресс. |
Войти в стрессовое состояние можно через две двери.
Одна — это завышенные требования, вторая — пренебрежение к себе. В
первом случае энергия растрачивается сверх меры, во втором она как бы
«на голодном пайке». Без обновления энергия сходит на нет, а без нее
невозможно любое действие. |
Два заклятых врага одинокого родителя — усталость и
изоляция, а в сочетании друг с другом они усугубляют проблему. Чтобы
снизить вероятность утомления, важно установить границы требованиям к
себе обеспечить уход за собой. А уменьшение изоляции родителя-одиночки —
забота общества. |
Быть родителем — значит нести огромную ответственность.
По собственному подобию, руководствуясь собственным опытом,
родитель-одиночка организует новую семью, формирует собственного
ребенка. |
Жизнь в семье зависит от качества общения между ее
членами. Это приобретает особое значение, когда на семью обрушиваются
всевозможные напасти или возникает конфликт. |
Семейный уклад определяют ценности родителей. Матери и
отцы ответственны за становление убеждений, установку норм и правил, по
которым приходится жить им самим и их детям. Одинокий родитель должен
внести ясность в те семейные приоритеты, которые не изменятся и в
неполной семье. |
Новорожденный младенец полностью зависит от нас;
вырастая, он шаг за шагом учится быть независимым и по достижении
возраста примерно 18–23 лет готов пытаться жить самостоятельно.
Ответственное поведение — показатель взрослости. Это не врожденное
качество, ему нужно учиться. |
Чтобы доверие, близость, надежность процветали в семье,
необходимо говорить правду. Начните отрицать ее или лгать — и немедленно
общение, это поле взаимообмена информацией, которое и поддерживает
прочную связь между членами сообщества, подвергнется угрозе. |
В жизни человека, в том числе и маленького, огромную
роль играют привычки. Привычка создается повторением. Заученные образцы
поведения становятся все более автоматическими и со временем их все
труднее менять. |
Иногда родители, утомленные бесконечными требованиями
детей и конфликтами между ними, тоскуют по простой семейной системе.
«Ах, насколько проще было бы иметь одного ребенка!» На самом деле это не
всегда проще. Родители, у которых всего один ребенок, живут в сильном
напряжении. |
Семьи, как и прочие группы людей, держатся вместе
посредством общественной власти, заявленной сверху, и социального
согласия, идущего снизу. Родители должны обеспечивать эту власть,
устанавливая нормы и правила, а дети должны подчиняться, елея дуя этим
нормам и выполняя эти правила. |
Для многих родителей конфликт является стрессовым
моментом. Он вызывает разочарование, гнев, боль. Родители не любят
ссориться с детьми: это изнуряет и привносит в отношения оттенок
негативности. |
Власть родителей проявляется в самом их присутствии.
Дети наблюдают модели поведения взрослых и учатся следовать им по мере
взросления. Присутствие обоих родителей помогает ребенку определить свою
сексуальную роль. |
Так как телевизор в доме является средоточием многих
интересов, родитель-одиночка вправе рассматривать его как члена семьи и
соответствующим образом с ним обращаться. Убедитесь в том, что
телепередачи не содержат чего-либо малоподходящего для детских глаз и
ушей, и не позволяйте ему вмешиваться в общение. |
Отрочество и юность — восьми- или десятилетний период
развития, который начинается примерно между восемью и тринадцатью годами
и заканчивается примерно между двадцатью двумя и двадцатью четырьмя. |
В период между девятью и тринадцатью годами ребенок
вступает в отрочество. Родители обычно замечают перемены, касающиеся
физического облика, жизненной позиции и поведения своих детей. |
Между тринадцатью и шестнадцатью годами обычно
проявляются первые признаки среднего переходного возраста. Все более
занятый собой, подросток все меньше обращает внимания на семью.
Социальная свобода для него — дело первостепенной важности, поэтому,
получив отказ, он тут же бросается в бой. |
С началом позднего отрочества — где-то между
шестнадцатью и девятнадцатью годами — подросток вступает в беспокойное
время. Двойная роскошь: отсутствие необходимости думать ни о чем, кроме
сиюминутного удовольствия, и полная родительская поддержка — подходит к
концу. |
Если родителю-одиночке повезло, его отпрыск проведет
последнюю фазу юности (между восемнадцатью и двадцатью тремя годами)
вдали от отчего дома. |
Без сомнения, достижения в учебе очень важны. Они
поддерживают уверенность в себе и облегчают будущую мобильность. Тем не
менее достижения — это всего лишь часть развития ребенка. |
Большинство родителей-одиночек поощряют образование
детей, потому что верят: знания увеличивают компетентность и повышают
уверенность в себе. Чисто теоретически это убеждение верно. |
Своей целью школа объявляет образование. Тем не менее,
обучаясь в начальной школе, маленькие дети думают, что их единственная
задача — завоевать положение в коллективе и удерживать его в постоянной
борьбе, падая и снова поднимаясь. |
|