Власть родителей проявляется в самом их присутствии.
Дети наблюдают модели поведения взрослых и учатся следовать им по мере
взросления. Присутствие обоих родителей помогает ребенку определить свою
сексуальную роль. В процессе превращения из ребенка в юношу, из юноши в
мужчину мальчик учится придавать значение определенным вещам, узнает,
как вести себя, став наконец мужчиной. Все это зависит от того,
насколько юноша отождествляет себя с отцом и как мать обходится с его
возрастающей мужественностью. Девочка, постепенно превращаясь в женщину,
тоже постигает определенные премудрости. Ее умение вести себя, став
женщиной, тоже зависит от того, насколько она отождествляет себя с
матерью и как относится отец к ее проявляющейся женственности.
Эта сторона воспитания становится наиболее важной
при переходе ребенка из детства в отрочество (приблизительно между
девятью и тринадцатью годами), когда он приступает к поискам
независимости от семьи. Теперь он с любопытством экспериментирует и
испытывает себя все более взрослыми способами. В этот период подростка
начинают интересовать различные модели сексуального поведения.
Коммерческая реклама предлагает идеализированные образы мужчин и женщин.
Изобилует героями и героинями мир спорта и развлечений. В школе есть
ребята, пользующиеся особой популярностью и воплощающие наиболее
одобряемые сверстниками групповые стереотипы, которым остальные дети
стремятся соответствовать
^
Все эти конкурирующие образцы и модели диктуют
стереотипы, согласно которым мальчики должны быть «крутыми» и не
показывать, если им больно, девочки — ласковыми и никогда не злиться.
Все это может наносить вред, заставляя мужскую половину населения
руководить, а женскую — уступать, и часто поощряют эксплуатацию: мужчина
рожден, чтобы брать, женщина — чтобы давать. В противовес этим
стереотипам и отрицательному влиянию на детей сверстников и массовой
культуры родители должны обеспечивать их альтернативным и более широким
пониманием сексуальной роли.
Если семья неполная, мать должна держать ситуацию
под контролем, ведь в подавляющем большинстве случаев главой такой семьи
является именно она. Сыновья и дочери, которые мало общаются с отцами
или не видят их вовсе, рискуют вырасти несколько ущербными.
В отсутствие отца, стремясь создать первичную модель
мужского поведения и мужских реакций, подросток становится более
восприимчив к воздействию конкурирующих моделей, которые ему навязывают
сверстники и массовая культура. Так, мальчик-подросток, оставшись без
отца, может подражать приятелям, поведение которых кажется ему
подходящим под определение «настоящий мужчина». Перенимая их
«мужественную» позу, стремясь быть принятым в данную группу, он
усваивает и определенный набор незрелых стереотипов, которые могут, к
примеру, допускать сексуальное использование девушек для доказательства
мужественности. В то же время оказавшаяся без отца девочка-подросток
часто тянется к своим сверстникам противоположного пола, пытаясь
восполнить мужскую привязанность, которой ей так не хватает. Она может
смириться с принятым в их кругу обращением с женским полом, чтобы
удовлетворить свою потребность в серьезных отношениях с мужчинами, даже
если эти отношения зиждятся на эксплуатации.
Мать-одиночка имеет возможность даже в отсутствие
отца противостоять негативным воздействиям на сексуальное воспитание
своего ребенка, если обращается с сыном как с мужчиной. Это имеет
образующий эффект,
Для нее мужчина олицетворяет ответственность. Она
объясняет, что настоящий мужчина относится к женщинам уважительно. Что
касается дочери, мать может навязать ей собственную модель поведения с
мужчинами. Для нее женщина ассоциируется с независимостью.
Она может объяснить дочери разницу между приемлемым и
неприемлемым обращением мужчин с женщинами, рассказать, что женщину
нельзя использовать или оскорблять.
Кроме того, матери-одиночки могут приветствовать
контакты детей с положительными, с их точки зрения, лицами мужского пола
из числа родственников, а также с другими достойными доверия мальчиками
и мужчинами, которые могут оказать положительное влияние.
Многих матерей-одиночек объединяет общий страх, что у
их сына, оставшегося без отца и отождествляющего себя с матерью, может
развиться сексуальное влечение к лицам своего же пола. Не существует
научно обоснованных свидетельств, связывающих гомосексуальность сына с
безотцовщиной.
Если родитель-одиночка — отец, то дочь в период
эмансипации, соответственно, начинает ориентироваться на стереотипы
девичьей компании, а сын сосредоточивает все внимание на сверстницах,
пытаясь таким образом восполнить недостаток женской привязанности. |