В разделе материалов: 317 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 3 ... 10 11 » |
Буллинг – относительно новый термин, обозначающий старое, можно
сказать, вековое явление – детскую жестокость. Проблема насилия в
детских коллективах серьезно тревожит специалистов (педагогов,
психологов, педиатров, невропатологов) разных стран мира. |
Задача семинара - актуализировать чувства и эмоции педагогов по отношению к родителям группы риска. |
Цели тренинга: научиться распознавать и понимать свои эмоции и реакции, переживаемые в отдельно взятый момент. |
По количеству детских и подростковых суицидов Россия на протяжении 20
лет занимает ведущее место в Европе. Все чаще диагностируются случаи
врожденной патологии, что во многом обусловлено социальными причинами... |
Существует ли имидж педагога-психолога? Мало кто из психологов,
работающих в школе, задается этим вопросом. Во-первых, потому что не все
из них считают это важным для своей профессиональной деятельности,
во-вторых, потому что не обучены этому. |
В начале июня на нейропсихологическую консультацию мама
привела третьеклассника Женю. Мальчик выглядел сосредоточенным, явно
старался как можно лучше ответить на вопросы тестов. |
Трудности учебного года позади, а «неуды» в дневнике
по-прежнему не дают вам уснуть… Если и вас, и учителей не устраивают
отметки вашего ребенка – пора всерьез задуматься. Нет, не об
успеваемости, а о школе, которую он посещает. |
«Я хочу, чтоб мой не хуже других был!» – запальчиво
говорит уже не очень молодая мама, выбирающая в модном бутике галстук
для сына-выпускника. Стоимость галстука кажется немыслимой папе, который
готов на эти деньги частично отремонтировать старенькую машину, но
он, бледнея, отсчитывает купюры, соглашаясь с мнением супруги. |
«Я бы вообще их никогда не проводила!» – сказала одна мама вполне успешной дочери, окончившей школу лет пять назад. |
На
одно мгновение погрузимся в предэкзаменационное состояние и вспомним,
как стояли перед дверью, в которую предстоит войти для того, чтобы сдать
особенно трудный предмет. А особенно трудным предметом всегда является
тот, который предстоит сдать именно сегодня. |
Для большинства наших сограждан осень не является
любимым временем года. Яркое последнее солнце, паутинки в воздухе,
пестрота листьев – это сентябрь, когда первые прохладные утренники даже
радуют, а возвращение к рабочим будням воспринимается как смена
обстановки. |
И все-таки согласитесь, ничего в жизни мы так не ждали,
как зимних каникул. Как только бабушки отрывали на календаре последний
осенний листок, мы начинали нетерпеливо считать дни, оставшиеся до
заветного числа, постоянно тормоша родителей и учителей вопросом: а
когда, собственно, каникулы начнутся? |
Закончилась самая длинная и утомительная третья
четверть. Продолжается она почти десять недель, выпадает на темные дни и
долгие ночи. Недостаток света, тепла, витаминов сочетается с
наибольшими учебными нагрузками, ведь в это время изучаются новые темы,
пишутся важные контрольные работы, проводятся олимпиады и другие
ответственные мероприятия. |
Летние каникулы… Не для того ли идут шумные июльские
дожди, чтобы дети могли бесстрашно бегать босиком по голубым лужам? Не
для того ли ярко светит огромное желтое солнце, чтобы лучи его оставляли
свой след на щеках и спинах малышей, след, который хорошо будет заметен
даже через полгода, в холодном и мрачном ноябре? |
Лето. Жара. Из распахнутого настежь окна слышен
рассерженный крик молодой мамы: «Тебе бы только играть! Пошли на почту!»
Уныло плетется за мамой малыш лет пяти, бросая печальные взгляды на
лужайку, где стайка его ровесников уже распределила роли в увлекательной
игре «дочки-матери», и в игре, похоже, семья остается без отца… |
«Непременно позанимайтесь с ним во время летних каникул.
За три месяца он успеет проработать неусвоенный материал», – такими
словами учителя нередко напутствуют перед летом родителей нерадивых
учеников. Стоит ли следовать таким советам? |
Обычно знакомству психолога-консультанта с
ребенком предшествует беседа со взрослым, обратившимся за помощью. Ее
можно проводить либо непосредственно перед обследованием, либо заранее. |
Если заявлены проблемы, связанные с
умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушения внимания,
трудности в понимании учебного материала и т. п.), то основными
направлениями сбора анамнеза будут следующие... |
Независимо от характера жалобы надо
выяснить, насколько постоянны имеющиеся проблемы, насколько и в какую
сторону меняется степень их выраженности, давно ли они появились, когда и
кем впервые были замечены, предпринималось ли что-либо для их
преодоления, были ли обращения к каким-либо специалистам. |
Для того чтобы дать действительно
содержательные советы, важно получить достаточно полное представление не
только о психологических особенностях ребенка, но и о том, в какой
форме они проявляются в той или иной ситуации. |
После того как ребенок начинает улыбаться и
с интересом смотреть на нового взрослого, можно предложить ему
порисовать. Чтобы повысить мотивацию, полезно попросить рисунок себе в
подарок, на память. |
Предположение о том, что у ребенка имеются
проблемы, относящиеся к умственному развитию, может возникнуть на основе
первичной жалобы или на основе результатов выполнения
методик «Рисунок человека» и «Пиктограмма». |
Наиболее распространенные методы изучения
личностных особенностей и сферы общения – это проективные тесты и
личностные опросники (анкеты). Как правило, для исследования младших
школьников проективные методы оказываются более удобны, чем опросники и
анкеты, большинство из которых рассчитаны на взрослых. |
Чрезвычайно ценную информацию об
особенностях сферы общения дают упоминавшиеся в предыдущем разделе
«большие» проективные методики, но, как уже отмечалось, они весьма
сложны в проведении и интерпретации. Существуют значительно более
портативные методики для направленной диагностики сферы общения. |
Обычно наибольшие возможности для
наблюдений предоставляет процесс рисования. На этом примере мы и будем
разбирать значение тех или иных особенностей поведения ребенка. |
Этот этап консультирования посвящен
«сборке» разрозненных симптомов в целостную картину внутреннего мира
ребенка. Полученную картину психолог описывает взрослому, обратившемуся
за помощью. |
Описание психологических синдромов,
приводимое ниже, не исчерпывает всех существующих вариантов психического
развития младших школьников. Однако значительная часть обращений к
психологу вызвана именно наличием одного из описываемых синдромов. |
Предложенная типология не отвергает и не снимает
классической типологии акцентуаций характера и общего склада личности.
Однако, в отличие от последней, она учитывает не только «внутренние»
психологические особенности ребенка, но и их проявление в деятельности, а
также систему социальных отношений.
|
В этом подразделе мы остановимся на вопросе
о том, каковы могут быть психологические причины некоторых наиболее
широко распространенных жалоб, с которыми младших школьников приводят к
психологу-консультанту. Знание этого поможет более целенаправленно
провести анализ материалов обследования. |
В зависимости от характера проблемы,
рекомендации могут касаться либо занятий, направленных на коррекцию
отклонений в умственном развитии, либо корректировки поведения ребенка
(а чаще – поведения взрослых по отношению к ребенку). |
|