Закончилась самая длинная и утомительная третья
четверть. Продолжается она почти десять недель, выпадает на темные дни и
долгие ночи. Недостаток света, тепла, витаминов сочетается с
наибольшими учебными нагрузками, ведь в это время изучаются новые темы,
пишутся важные контрольные работы, проводятся олимпиады и другие
ответственные мероприятия. Учителя открыто говорят детям, что при
выставлении оценок за год они прежде всего будут учитывать оценку за
третью четверть.
Островки отдыха в этот период – праздники. Не потому ли в
наших учебных заведениях так полюбили День святого Валентина, что от
православного Рождества, которое приходится на 7 января, до 14 февраля
проходит больше месяца! Новогодние радости уже в прошлом, а душа просит
веселья и радости, вот дети вслед за взрослыми и заготавливают
«валентинки» для одноклассников и одноклассниц, выпекают «сердечки»,
рисуют газеты и устраивают «дансинги». А вскорости наступает день 23
февраля, который теперь стал выходным, а значит, появилась еще одна
возможность отвлечься от серых учебных будней, придумать забавные
подарки для мальчиков, отоспаться в праздник и почувствовать, что жизнь
прекрасна. Ну а 8 марта – это уже наступившая весна, солнце, цветы,
улыбки и ощущение, что через каких-то две недели – каникулы!
В нашем суровом и непонятном климате весенние каникулы,
обычно выпадающие на последнюю неделю марта, с точки зрения погоды могут
быть любыми. В один год в это время уже сошел весь снег и температура
держится на уровне 10 градусов тепла, в другой – еще минус 10, снега и
метели, а в третий – бесконечный дождь разъедает черные плотные сугробы.
Значит, планируя отдых своего чада, нужно учесть все обстоятельства. Но
в любом случае весенние каникулы следует планировать заранее, они ведь
короткие – нельзя терять ни одного дня.
Напоминаем еще раз: каникулы – время отдыха! Поэтому
дайте ребенку отоспаться, но при этом все же установите особый
«каникулярный» режим дня. Сон до обеда, а потом сидение до поздней ночи
за компьютером или у телевизора не только не принесут пользы, но и
навредят. За неделю организм привыкнет к новому распорядку, и первые дни
новой четверти превратятся в муку, а если еще и солнышко пригреет, то в
школу ходить совсем не захочется. Именно так в большинстве случаев
провоцируются прогулы, количество которых, по данным школьной
статистики, в четвертой четверти значительно возрастает, причем не
только у подростков, но и у младших школьников.
Следите за тем, чтобы ребенок пораньше ложился спать,
создайте для этого подходящие условия: ранний ужин, тихие разговоры,
спокойная музыка. А перед сном в наволочку хорошо бы положить веточку
лаванды или мяты, которые создадут особый расслабляющий эффект и будут
навевать сладкие сны. Иногда
бывает, что необходим и дневной сон. Причем не удивляйтесь, если он
потребуется не малышу, а подростку. Интенсивный физиологический рост
способствует повышению утомляемости, активность падает, лежание на
диване становится главным желанием растущего ребенка. Поэтому если есть
возможность и потребность – пусть подросток, хотя бы в каникулы, поспит
днем. Не зря народная мудрость гласит, что мы растем во сне.
В последние годы туристический рынок предлагает
различные варианты каникулярного досуга, в том числе в детских и
молодежных лагерях, «школах выживания», да и просто организует детские
туры. Это неплохая возможность для родителей дать отдых себе и чаду.
Однако, отправляя ребенка в подобную поездку, следует учитывать,
во-первых, его возрастные особенности, уровень развития навыка по
самообслуживанию. Готов ли ваш драгоценный наследник обойтись без
маминых напоминаний о необходимости чистить зубы и менять носки, без
бабушкиных борщей, способен ли день и ночь контактировать с себе
подобными, умеет ли беспрекословно слушаться старших, ориентироваться в
незнакомом городе? Если на все эти вопросы вы отвечаете «да», а кроме
того, если ваш сын или ваша дочь – любители такого времяпрепровождения,
то проблема отдыха в весенние каникулы решена. А если ребенок не совсем
готов, но устроить его поездку очень хочется? Попробуйте смягчить
ситуацию и отправить его в компании с хорошим другом – вдвоем-то им явно
будет легче. Обязательно перед отъездом объясните воспитателю, что этот
опыт у вас первый, оставьте свой контактный телефон, возьмите
координаты сопровождающих. Только не стоит надоедать им частыми звонками
и вопросами: что ел, как спал и что делал ваш ненаглядный отпрыск.
Сдержите эмоции, осуществляйте разумный контроль. Ведь рано или поздно
вам все равно придется отпустить птенца…
Не забывайте, что весенние каникулы короткие. Если
поездка занимает это время полностью, у ребенка не останется возможности
для адаптации, переключения с распорядка, свойственного активному
самостоятельному отдыху, на режим школьных будней. Лучше, если два
последних дня каникул будут проведены дома, а путешествие займет не
неделю, а пять или четыре дня.
А как занять время тем, кто не имеет желания или средств
путешествовать, кто не поддался страсти к перемене мест? В любом городе
имеются музеи, кинотеатры, да и театры тоже есть. Детям любого возраста
полезно посещение таких мест. Составьте компанию ребенку,
поинтересуйтесь заранее репертуаром, содержанием новой экспозиции. На
это потребуется не так уж много времени, вам даже не придется
отпрашиваться с работы на весь день. Зато ребенок получит массу новой
информации и новых ощущений, а вы – возможность понаблюдать за ним.
Такой отдых, кроме того, добавит еще и новые темы для общих разговоров.
Какой бы переменчивой ни была погода в конце марта,
весна уже наступила, а это значит, что все-таки светит солнышко и воздух
уже немножко прогрет, сугробы тают, бегут ручьи. Кого-то пугает
весенняя грязь, переменная облачность, частые осадки, кто-то опасается
простуд и инфекций. Это объяснимо, понятно и справедливо, и все же не
стоит запирать ребенка в четырех стенах, лишая его свежего воздуха и
первого тепла. Дети постарше, подростки так же нуждаются в этом, как и
малыши. После долгой зимы влажный ветерок и ласковые лучи солнца
благотворно влияют на здоровье, тонизируют организм. Насыщение крови
кислородом положительно сказывается на работе мозга, повышает
работоспособность, снижает утомляемость. Ну
а еще какую пользу может принести прогулка мамы и ее
малыша-первоклассника по весенней улице? Кажущееся таким бессмысленным
пускание корабликов по грязным ручейкам на самом деле тоже придумано не
просто так. Во-первых, это занятие пробуждает фантазию, воображение, что
очень важно для нормального развития ребенка. Во-вторых, учит его
планировать свои действия, способствует концентрации внимания, оказывает
успокаивающее влияние на нервную систему и тонизирует организм в целом.
А кораблик изготовить тоже умение требуется! Можно парус приделать к
щепочке, можно несколько веточек соединить прутиком, а можно накануне
вечером открыть книжку с оригами. Древнее искусство складывания объемных
изображений из обычных бумажных листов развивает мелкую моторику,
пространственные представления, вырабатывают усидчивость, аккуратность.
Существует множество вариантов «строительства» бумажных корабликов.
Вечером строим, а днем устраиваем регату. Какой из корабликов уплывет
дальше, какой дольше всех не потонет, перевезет больше «грузов»?
И не стоит бояться, что ваш малыш испачкает одежду,
промочит ноги. Просто экипируйте его соответствующим образом: резиновые
сапоги, старая куртка, гидрокостюм, наконец! Тогда, если малышу
захочется потопать по лужам, не надо будет кидаться с криками и упреками
к веселящемуся чаду. Пусть топает! Прежде всего, эта процедура, как ни
странно, приобщает его к миру природы, частью которой он и сам является.
А сверх того, учит координировать движения, контролировать их силу и
направленность, свободно воспринимать собственное тело.
Подумайте, не являются ли ваши запреты проявлением чрезмерной опеки, не устанавливаете ли вы лишние границы?
В семье Н. росло двое сыновей-погодков. Неработающая
мама и бабушка не чаяли в них души, всячески оберегая их здоровье от
опасных инфекций и прививая мальчикам хорошие манеры. Папа считал, что
воспитывать будущих мужчин – его прерогатива. Сам он добился в жизни
многого, не имея ни протекций, ни лишних средств. Приехав из провинции в
столицу, он получил хорошее образование, основал собственное дело,
завел семью и был горд, как и любой отец, своими сыновьями. Однако он не
мог согласиться с женской половиной семьи в вопросах методов и целей
воспитания. Камнем преткновения стали, как ни странно, лужи. Мама и
бабушка считали недопустимым, чтобы семилетний Ваня и восьмилетний
Максим «копались в грязи», пускали кораблики, строили плотины и
приходили домой, забрызганные по уши водой. В качестве последнего
аргумента выступали претензии по поводу того, что стирать-то одежду
приходится им. Папа, понимающий и разделяющий всю прелесть мальчишеской
возни в весенних лужах, решил вопрос кардинально. Однажды в воскресенье,
отправившись на прогулку с сыновьями, он позволил им все! Какими
мальчики вернулись домой, описать словами трудно, но каждая мама может
себе это легко представить. Вторая половина выходного дня была посвящена
стирке, но папа предложил детям сделать это самостоятельно, под его
руководством. Конечно, мальчики оценили сложность процесса. Им бы
хотелось потратить это время на компьютерную игру, да и мало ли других
интересных дел в воскресный вечер! Но папа был непреклонен. И что же?
Ваня и Максим не просто научились пользоваться стиральной машиной, но
полюбили стирать! Отныне свои вещи они стирали сами, поэтому и пачкаться
стали меньше.
Вот так папа одним махом доставил радость детям,
воспитал в них самостоятельность, бережливость и аккуратность,
неосознанно поработал над некоторыми нейропсихологическими
недоформированностями детей, приблизил их к природе, научил пользоваться
бытовой техникой, чем освободил маму с бабушкой от стирки.
А на солнцепеке уже образовались островки сухого
асфальта. И это очень кстати. Цветными мелками можно рисовать не только
картины, но и повторить буквы, решить пару-тройку примеров. Если же у
вашего ребенка есть проблемы эмоционального плана – рисуйте рожицы с
выражениями различных чувств, портреты знакомых, родственников,
сказочных героев, смешариков. Этот – грустный, этот – обиженный, этот –
радостный и довольный. Умение выражать эмоции и чувства, угадывать их на
лицах окружающих необходимо в общении!
Рисовать на асфальте человечков с ручками, ножками,
глазками и ушками – тоже занятие полезное и увлекательное. Изучить схему
собственного тела, осознать нужность его частей действительно важно.
Известно, что дети, имеющие проблемы с фонематическим восприятием,
обычно не изображают на голове человечков уши. Дети с проблемами мелкой
моторики не считают нужным рисовать на каждой ручке человечка по пять
пальцев. Неуверенные в себе дети не придают значения тому, что ступни их
человечков непропорционально малы. Исправление этих ошибок, привлечение
детского внимания к важности деталей влияет на развитие
недоформированных функций.
Итак, в дни весенних каникул светит яркое, ослепляющее
солнце. Его лучи золотят детишкам бледные после зимы щеки, а у кого-то
на носу танцуют веселые веснушки. Издавна любимейшим занятием детворы
было пускание солнечных зайчиков с помощью зеркальца. Взрослым это
времяпрепровождение может показаться пустой тратой времени. Однако и в
этом действии есть свой смысл и польза. Оказывается, пускание солнечных
зайчиков способствует концентрации внимания! А ведь каждый второй
родитель жалуется именно на невнимательность и несобранность своих
детей.
Пригревающее весеннее солнце пробуждает к жизни
представителей флоры и фауны. Набухают почки, зацветает мать-и-мачеха,
прилетают грачи, вороны вьют гнезда, просыпаются мухи и бабочки. Сколько
интересного вокруг! Прогулка юного натуралиста в городской парк может
оказаться настоящим научным исследованием! Наблюдать, изучать, объяснять
происходящее в природе – значит развивать познавательный интерес,
стимулировать тягу к чтению, рисованию, систематизации. Как называется
этот красивый жучок, торопливо ползущий по дорожке? А эта птичка,
прыгающая по двору? Зачем ворона пытается открутить кусок проволоки от
забора? Почему снег раньше всего начинает таять вокруг деревьев?
Давай-ка найдем ответы на эти вопросы в энциклопедии, в словаре, в
справочнике, в книжке! Давай зарисуем и птичку, и жучка, и травинку! А
как полезен для ребенка опыт ведения письменных наблюдений за природой!
Совершенствуется навык письма, краткости и ясности изложения, умение
вычленять главное из имеющихся фактов. Такая работа окажется гораздо
полезнее для повышения уровня грамотности, чем писание диктантов и
выполнение скучных упражнений.
Весна – время субботников, воскресников, генеральных
уборок. Почему бы именно в каникулы не устроить Праздник Веселой Щетки?
Даже младшеклассник может оказать содействие родителям, орудуя тряпкой,
веником и уж тем более пылесосом. Но этот Праздник можно продолжить.
Почему бы не перемерить одежду, которая носилась прошлой
весной и летом? Ребенок ведь растет очень быстро. Из чего-то вырос,
что-то моль поела, а что-то вышло из моды. Проклассифицируйте вещи,
определите вместе, что надо вынести на помойку, а что отдать детям
знакомых или друзей. Также можно поступить и с игрушками: что-то уберем
на антресоли, что-то подарим детскому саду, а что-то придется выбросить.
А еще есть привычная и примелькавшаяся посуда. Может, стоит убрать
старые кружки и достать из шкафа те, что уже 5 лет никто не доставал,
или купить новые, яркие, модные? Поменять тарелки? Заменить кастрюли и
сковороды? Потратить день каникул на приведение в порядок своей квартиры
и вещей очень важно для всей семьи. Психотерапевтический эффект
Праздника Веселой Щетки огромен! Ведь через организацию внешнего
пространства мы структурируем пространство внутреннее. Разбираясь в
своих вещах, мы разбираемся в себе, а это полезно и взрослым, и малышам,
и особенно подросткам. Так что неделя весенних каникул может дать очень многое, если подойти к планированию этого времени с умом и фантазией.
Дети, как и взрослые, могут страдать от накопленной за
зиму усталости, недосыпания, нехватки витаминов, поэтому используйте
весенние каникулы прежде всего для восстановления и накопления сил.
Здоровый сон, цитрусовые в меню, прогулки на воздухе, контрастный душ по
утрам, массаж помогут в этом деле особенно эффективно.
Никаких репетиторов и дополнительных занятий – все равно
за неделю вы не сумеете решить проблемы успеваемости, если уж они есть.
Довольно часто некоторые учителя от излишнего усердия и повышенной
ответственности задают школьникам на каникулы сочинения, рефераты,
задачки по физике, столбики математических примеров. Конечно, нельзя не
выполнить то, что требует учитель. Но лучше всего сделать все это в
самый первый день. Трудно и не хочется, но организм еще не успел
перестроиться на режим отдыха, поэтому в начале каникул выполнить
задания все-таки проще, чем в конце. Не зря русская пословица говорит:
«Сделал дело – гуляй смело!»
Смена деятельности – лучший отдых. Стремитесь к
разнообразию, чередуйте «развлечения», но и не забывайте включать в
режим каникулярного дня работу по дому: уборка комнаты, наведение
порядка на полке или в ящиках письменного стола, мытье посуды – все это
вырабатывает полезные привычки, которые очень пригодятся во взрослой
жизни как девочкам, так и мальчикам.
Последний вечерний час перед сном отводите под
обязательное чтение. Если ваш ребенок любитель книг, это продолжит
традицию, если с чтением есть трудности – выработает привычку. Почитайте
вслух, почитайте по очереди, попросите ребенка почитать кошке или
попугаю. Найдите красивую книжку с короткими смешными историями и яркими
картинками. Не гонитесь за количеством прочитанных страниц, гораздо
важнее понимание прочитанного и эмоциональное переживание. Обсудите
вместе с ребенком сюжет, поведение героев, «приложите» их к собственной
жизни, восхититесь мастерством и выдумкой автора. Глядишь, процесс и
пойдет.
Музеи и выставки, зоопарк и цирк, детские спектакли и
боулинг, книжные магазины и аквапарки, кинотеатры и экскурсии существуют
для того, чтобы их посещали. Доставьте радость себе и ребенку, пусть он
поймет, что вы дорожите временем, проведенным в его обществе, уважаете
его мнение, любите его таким, какой он есть! В будние дни и праздники
для этого не всегда можно найти возможность, но в каникулы, как
говорится, «сам Бог велел». |