Этот этап консультирования посвящен
«сборке» разрозненных симптомов в целостную картину внутреннего мира
ребенка. Полученную картину психолог описывает взрослому, обратившемуся
за помощью. Начинающему консультанту можно посоветовать сначала провести
анализ результатов, а потом уже беседовать с клиентом. Более опытному
консультанту, не боящемуся «раскрывать карты» перед клиентом,
присутствие взрослого, обратившегося за помощью, не только не помешает
проводить анализ результатов, но, напротив, позволит провести его более
эффективно (разумеется, присутствие ребенка недопустимо).
Анализ начинается с осмысления первичной
жалобы, уточненной и преобразованной на основе наблюдений за поведением
ребенка в ходе обследования. Далее следует выявление отдельных симптомов
на основе тестовых показателей. Не стоит перечислять
клиенту все обнаруженные вами симптомы, достаточно ограничиться лишь
наиболее явными. Этот этап беседы завершается построением целостного
портрета ребенка и постановкой диагноза, объясняющего причины
беспокойства взрослого, отраженного в исходной жалобе. Основой для
«сборки» отдельных симптомов в целостный синдром может стать типология
неблагоприятных вариантов индивидуального развития, приведенная ниже.
Специфика того или иного психологического синдрома определяется
взаимодействием трех основных блоков:
1. Психологические особенности ребенка
2. Картина поведения, определяемая
этими особенностями. Важно помнить, что одна и та же психологическая
особенность может порождать различные поведенческие проявления в
зависимости от степени ее выраженности, от других психологических
особенностей, от условий жизни, поведения окружающих и т. п. В свою
очередь, одни и те же (или весьма сходные) поведенческие проявления
могут вызываться разными психологическими особенностями (что будет
подробно показано ниже).
3. Реакция окружающих на
поведенческие проявления ребенка. Очевидно, что связь этой реакции с
самими проявлениями также неоднозначна и зависит от взглядов, привычек,
личностных особенностей и педагогических установок взрослых,
воспитывающих ребенка.
Между описанными блоками существует
кольцевая взаимосвязь: картина поведения ребенка связана (хотя и
неоднозначно) с его психологическими особенностями; она определяет
(хотя, опять же, неоднозначно) реакцию окружающих; в свою очередь, эта
реакция обусловливает те или иные изменения психологических
особенностей.
На этом этапе консультирования уместна
прямая работа с сознанием клиента, в ходе которой психолог популярно
излагает ему результаты своих действий. Если клиент не разделяет
сложившейся у консультанта точки зрения, то бессмысленно переходить к
следующему этапу – конкретным рекомендациям по обучению и воспитанию
ребенка. Они не будут восприняты и уж тем более не будут выполнены.
Психолог не может, подобно водопроводчику, сказать: «Я вам объяснил
причину неполадок, а верить мне или нет – это ваше дело». Задача
психолога не сводится к установлению причин, приводящих к трудностям, и
формулировке рекомендаций. Консультирование всегда включает в себя
элемент психотерапии. Оно может считаться успешным только тогда, когда
психологу удается найти общий язык с клиентом и побудить его предпринять
меры, необходимые для решения имеющихся проблем.
Неприятие точки зрения психолога на
проблему проявляется не только в прямом споре. Очень часто взрослый,
выслушав консультанта, начинает немедленно интерпретировать его слова,
давая объяснения названным причинам неблагополучия ребенка. Например, он
может ссылаться на влияние генов: «Он весь в отца...» (и, мол, нет
смысла с этим бороться). За таким поведением взрослого обычно стоит
попытка уйти от реальной проблемы, обнаженной психологом, снять с себя
ответственность, переложив вину за прошлые и будущие неудачи на некоего
анонима (гены, родовую травму, плохой детский сад). Казалось бы, такое
поведение лишено логики: ведь клиент сам обратился за помощью. Однако
реальные мотивы обращения нередко бывают совершенно другими. Бывает, что
человек стремится таким способом продемонстрировать свою
добросовестность («Смотрите, какая я хорошая мать: как только у дочки
возникли трудности, я сразу повела ее к психологу»). Иногда родители
обращаются к консультанту по настоянию других членов семьи (например,
бабушки) или школьных педагогов, а сами не считают это нужным. Учитель
может обратиться к школьному психологу «для проформы», чтобы снять с
себя ответственность за то, что ребенок не понимает его объяснений.
Главная задача консультанта в таких случаях – попытаться вернуть
взрослого к осознанию необходимости как-то решать проблему.
«Если причины тревожности вашего ребенка – в
далеком прошлом, то сейчас они уже не действуют. Поэтому сегодня нам
практически все равно, откуда взялась тревожность – от природы или от
воспитания. Половина современных городских детей по тем или иным
причинам невротизирована. Но в каждом случае с этим вполне можно
бороться. Сейчас для вашего сына главное – изжить тревожность, не дать
ей разрастись. Если ему помочь, то он вполне может перебраться из
невротизированной половины в здоровую». (Конечно, такое говорится в том
случае, если первичный источник тревожности сейчас уже действительно не
работает.) Таким способом консультант может активно, но достаточно мягко
отводить любые непродуктивные интерпретации его слов, уводящие его
клиента в сторону от главного результата консультации: от принятия
решения действовать.
Нередко клиент демонстрирует полнейшее
согласие с консультантом, спешит заметить: «Да-да, я тоже всегда так и
думал» или восхититься: «Ах, как вы правы!» В этих случаях полезно
проверить, насколько хорошо он понял то, что ему рассказано. За
чрезмерно активной демонстрацией согласия очень часто скрывается
непонимание подлинного смысла выводов и заключений психолога.
В беседе с клиентом желательно избегать
научных терминов. Разговор должен быть научным по содержанию, а не по
форме. Если же консультант считает важным познакомить клиента с
какими-либо понятиями, то их значение должно сразу же подробно
разъясняться. Полезно заранее выяснить профессию клиента и круг его
интересов: тогда будет яснее, насколько популярным должен быть язык
консультанта.
В последующих разделах приводится описание
психологических синдромов, наиболее распространенных в младшем школьном
возрасте. Описание строится в соответствии со схемой, приведенной выше:
описываются психологические особенности, конституирующие синдром,
поведенческие проявления и типичная реакция взрослых на эти проявления. |