Среда, 24.04.2024, 07:46                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ [32]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [18]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [93]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [22]
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ [27]
РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ [50]
ШКОЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ. КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ [11]
ВАШ НЕПОНЯТНЫЙ РЕБЕНОК. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОПИСИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [22]
РУКОВОДСТВО ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА ДЛЯ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ [42]

Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ » РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Семинар для классных руководителей "Психологические методы и приемы взаимодействия классного руководителя с родителями группы риска"
Данный семинар-практикум для классных руководителей позволит педагогам увидеть и почувствовать вербальные и невербальные барьеры во взаимодействии с родителями группы риска, понять их причины и научиться психологическим методам и приемам эффективного общения с данной категорией родителей. Важная часть семинара - практические упражнения, которые дают возможность классным руководителям, анализируя собственные эмоции и чувства, понять их и у родителей группы риска и научиться новым приемам взаимодействия с ними.

Цель - повышение профессиональной компетенции классных руководителей.
Задача - актуализировать чувства и эмоции педагогов по отношению к родителям группы риска:
  • обратить внимание педагогов на типологию родителей группы риска;
  • помочь классным руководителям в осознании вербальных и невербальных барьеров в общении с родителями группы риска;
  • способствовать формированию навыков эффективного общения педагогов с родителями группы риска, развитию эмпатии по отношению к ним.
Оптимальное количество человек - 12-15. Предварительной работы с участниками семинара не проводится кроме информирования о теме, дате и месте проведения семинара. Семинар организуется посредством направления приглашений по электронной почте всем образовательным организациям района, которые до определенной в письме даты присылают информацию о количестве участников с указанием Ф.И.О. классного руководителя. Семинар состоит из 2 частей с перерывом 5-7 минут, каждая из которых имеет продолжительность от 1 часа до 1,2 часа.
Общее время проведения семинара - 2-2,5 часа.
Необходимые материалы: листы А4, бланки для упражнений, ручки, газеты.
Формы работы: мини-лекция, "мозговой штурм", работа в группах, упражнения.

Ход семинара-практикума
I. Организация пространства. Размещение прибывающих участников семинара за столами, заранее поставленными в форме квадрата, чтобы педагоги оказались лицом друг к другу и видели всех участников.
II. Приветствие ведущего. Знакомство с участниками. Введение в тему

1. Упражнение "Имя + настроение руками"
Инструкция. Ведущий называет свое имя и показывает настроение, в котором он пребывает в данный момент, с помощью рук, без слов. Следующий за ним участник называет его имя, показывает его настроение, после чего называет свое имя и показывает собственное настроение. И так - до последнего участника.

2. Упражнение "Продолжи предложение"
Инструкция. Участникам раздаются карточки с началом фразы: "родители группы риска - это...". Задача - быстро, не раздумывая, написать в течение 1 минуты продолжение фразы и передать карточку ведущему. Листочки не подписываются.
Ведущий обобщает представления участников о родителях группы риска: раскладывает их, советуясь с участниками, на три группы - "нейтральное отношение", "негативное отношение", "позитивное отношение".
Как правило, негативного восприятия родителей группы риска бывает в разы больше, чем остального.

Далее обсуждаются результаты выполнения задания и причины негативного восприятия большинством педагогов родителей группы риска.

III. Основная часть

ПЕРВЫЙ БЛОК
Ведущий просит участников разделиться на три группы с помощью расчета на "солнце - воздух- воду". Сформированные таким образом группы размещаются в разных частях аудитории.

1. Упражнение "Ассоциации, или Если бы родители группы риска были..."
Инструкция. Каждой группе необходимо сформулировать и записать ассоциации, вызываемые фразой "родители группы риска" в сочетании с определенным словом;
  • первая группа - ассоциация со словом "растения": "Если бы родители группы риска были растениями, то это были быг..";
  • вторая группа - ассоциация со словами "транспортное средство": "Если бы родители группы риска были транспортными средствами, то это были быг..";
  • третья группа - ассоциация со словом "животное": "Если бы родители группы риска были животными, то это были быг..".

Время выполнения - 2 минуты.
После выполнения задания представитель каждой группы рассказывает об ассоциациях участников (их может быть несколько) и коротко поясняет причины подобного сравнения. Далее ведущий предлагает участникам проанализировать, ассоциаций какого плана было больше - негативных, позитивных, нейтральных - и почему.
Обобщение: все родители разные. И даже родители группы риска при однозначном, казалось бы, критерии отнесения к этой группе - тоже разные.

2. Мини-лекция "Типы неблагополучных семей. Психологические особенности родителей группы риска"
Примечание. Материалов о типах неблагополучных семей в разных источниках достаточно много, поэтому мы не стали приводить тезисы с тем, чтобы педагоги-психологи самостоятельно изучили данный вопрос, самостоятельно определили для себя критерии, по которым выделяются эти типы, и подробно ознакомились с психологическими особенностями родителей группы риска.
Мы используем классификационное деление неблагополучных семей на педагогически несостоятельные, конфликтные и асоциальные (асоциальнокриминальные) и материалы книги В.М. Целуйко "Психология неблагополучной семьи".

3. Упражнение "Графическое изображение взаимодействия классного руководителя и родителя группы риска"
Инструкция. Каждому участнику предлагается на листе с помощью двух кругов изобразить себя и типичного (в собственном восприятии) родителя группы риска во взаимодействии.
Примечание. Как правило, на выполнение данного задания дается от 3 до 5 минут, не более! И это важно, т. к. реальное отражение типичной для педагога позиции во взаимодействии с родителем выявляется на уровне подсознания в первые минуты.
После выполнения задания каждый участник показывает свой рисунок и поясняет его. Далее ведущий предлагает участникам объединиться в группы по похожести рисунков и придумать название выбранного способа взаимодействия классного руководителя с родителем группы риска.

4. Упражнение "Мозговой штурм"
Инструкция. Выполняется в группах, образованных в ходе предыдущего упражнения. Тема: "Позиции родителей группы риска по отношению к школе, педагогам. Причины. Трудности взаимодействия". Участники заполняют таблицу (7-10 минут), после чего про- ходит представление работ и обсуждение

5. Упражнение "Где моя пара?"
Инструкция. Участникам предлагается найти себе пару в аудитории по принципу "Размер ладони у нас похож" только путем накладывания "ладонь-ладонь".
Примечание. Цель упражнения не только разбиться на пары, но и ТАКТИЛЬНО повзаимодействовать друг с другом, стать ближе. Опыт показывает, что данное уточнение необходимо, т. к. часто педагоги предпочитают находить себе пару "на глаз", порой даже не вставая со своего места.

6. Упражнение в парах "Чувства родителей группы риска при взаимодействии с классными руководителями, педагогами"
Инструкция. Участники делятся на пары и распределяют между собой роли: один - "классный руководитель", другой - "родитель группы риска". Каждой паре дается карточка с описанием ситуации. Необходимо в парах согласно ролям проиграть предложенную ситуацию. Задача каждого: со своей позиции понять, какие чувства в данной ситуации испытывает родитель группы риска, предположить причину. Далее участники меняются ролями и проигрывают другую ситуацию. По завершении проходит обсуждение. На проигрывание одной ситуации дается до 5 минут.
Комментарий для ведущего. Как правило, проигрывание той же ситуации, но с обменом ролей снижает интерес педагогов к выполнению данного упражнения, т. к. происходит либо повторение способов общения, продемонстрированных партнером по паре ранее, либо возникновение трудностей с расширением вариативности поведения персонажа. Смена ситуации при смене ролей дает возможность педагогу продемонстрировать собственную линию поведения в предложенной ситуации без "невольной подсказки" партнера по данному упражнению.

Примеры ситуаций
Ситуация 1. Классный руководитель после долгих попыток повлиять на поведение ребенка из семьи группы риска, который всегда пропускает первые два урока, на занятиях невнимательный и шумный, домашние задания выполняет редко и небрежно, с одноклассниками ссорится, с учителями оговаривается, пригласил одного из родителей ребенка на разговор.
Ситуация 2. Ребенок в школе - новичок. Из прежней школы в данную пришел по причине трудностей в обучении и конфликта с классным руководителем. Педагоги прежней школы сообщили классному руководителю, что семья ученика - неблагополучная, находится на учете во многих структурах, родители на контакт не идут. Классный руководитель решил пригласить одного из родителей для знакомства.
Перерыв 5 минут.

ВТОРОЙ БЛОК

1. Упражнение "Разгоняем паровоз"
Упражнение направлено на снятие психоэмоционального и физического напряжения.
Инструкция. Участникам предлагается по очереди хлопнуть в ладони по два раза так, чтобы получился звук разгоняющегося паровоза. Ведущий показывает необходимую мелодию хлопков.

2. Мини-лекция "Психологические методы и приемы эффективного взаимодействия классного руководителя с родителями группы риска"
В ходе лекции выполняются упражнения. Тезисы
Эффективное общение - это принятие того, что сообщает партнер по общению; принятие его чувств; отказ от осуждения партнера.
Мы должны показать собеседнику (в нашем случае - родителю группы риска), что понимаем его мысли и чувства. Мы можем и не согласиться с тем, что говорит или делает родитель, но мы в силах принять его чувства. Принятие можно продемонстрировать невербально (мимикой, жестами, позой, тоном) и вербально (словами).
Этапы взаимодействия классного руководителя и родителя группы! риска: 1) установление контакта; 2) прояснение предмета разговора; 3) обсуждение и принятие совместного решения с опорой на ресурсы родителя.
Вопрос группе: какой из этих этапов для педагога, как правило, самый сложный?
Установление контакта. Обычно встреча "среднестатистических" педагога и родителя группы риска происходит примерно так: минуя установление контакта ("чего это я перед ним буду прыгать?"), педагог начинает сразу со второго этапа ("так, я вызвал(а) вас потому, что ваш ребенок опять не учится, плохо себя ведет, конфликтует с педагогами и вообще он какой-то стал неуправляемый!.. Что у вас дома происходит? Вы вообще занимаетесь его воспитанием?" и т. д.).
Для установления контакта хорошо использовать правило "трех П": ПРИНИМАЕМ - ПОНИМАЕМ - ПОДДЕРЖИВАЕМ.
Как это делаем? Используя невербальные и вербальные средства общения.
Прояснение предмета разговора. Методы и приемы:
  • "рефлексивное" и "активное слушание";
  • "обратная связь";
  • "Я-сообщение";
  • приемы снижения эмоционального напряжения.
Мы не можем посылать свои мысли и чувства прямо собеседнику, а пользуемся вербальными средствами общения, интерпретируем его сообщение с большей или меньшей степенью точности. Для того чтобы понять сообщение как можно точнее, полезно использовать обратную связь (проговаривать, что именно вы услышали).
Рефлексивное слушание требует от педагога понимания многообразия чувств родителя и способности установить с ним эмоциональный контакт. В результате родитель чувствует, что его слушают и стремится продолжить разговор.
Важно: желание выслушать родителя группы риска (может быть, его больше и некому выслушать), уделить ему достаточно времени, принятие как негативных, так и позитивных чувств родителя. Вербализация чувств: "вы чувствуете... потому что..."; "вы огорчены!... потому что..."
Предупреждение: не следует использовать рефлексивное слушание тогда, когда вы чувствуете, что родитель вас не принимает или отталкивает (в этом случае данный метод не приведет к успеху).

Упражнения, используемые в ходе лекции

Упражнение "Здравствуйте!"
Инструкция. Каждому участнику дается карточка с названием эмоции, состояния, которые может испытывать любой человек. Задача: не показывая карточку остальным участникам, произнести слово "здравствуйте", пытаясь изобразить предложенную эмоцию. Задача остальных: понять, какие чувства, эмоции испытывает участник, в каком состоянии он находится, и назвать загаданное слово. Дополнительно участникам можно задать вопросы: а что вы сами почувствовали в этот момент? Хочется ли дальше разговаривать?
Слова для карточек: подозрение, злость, крайняя усталость, истерия, грусть, уверенность, доброжелательность, вредность, отвращение, страх, превосходство, раздражение, ярость, осторожность, самодовольство, подавленность, скука, удивление, беспокойство (тревога), понимание чувств другого, сочувствие, радость, обида, гнев, досада, обвинение, сердитость, строгость.

Упражнение-эксперимент "Уважаемая Мария Ивановна..."
Инструкция. Среди участников выбираются 5 человек, которые будут играть роль классных руководителей. Их задача - произнести предложенную фразу так, как написано в карточке. Еще 5 участников представляют родителей группы риска. Их задача - отслеживать свои эмоции и чувства и проговаривать их после каждого произнесения фразы.
Текст фразы: "Уважаемая Мария Ивановна. Я очень рад(а) видеть вас в школе. Теперь вместе мы сможем помочь вашему сыну справиться со всеми трудностями. Ведь я знаю вас как человека умного, неравнодушного, умеющего понять ребенка. Я предлагаю сейчас поговорить о том, что мы будем с вами делать для решения этих трудностей".
Варианты произношения:
  • доброжелательная интонация; руки скрещены на груди; тело несколько повернуто от родителя; стараться не смотреть в глаза родителю;
  • доброжелательная интонация, родитель сидит, вы стоите, время от времени прохаживаясь по кабинету; руки сцеплены за спиной; сверлите глазами родителя;
  • улыбка, но тон очень строгий; жестикуляция почти на каждом слове ладонью вверх-вниз, вторая рука на поясе; тело несколько повернуто от родителя; стараться не смотреть ему в глаза;
  • доброжелательная интонация, руки повернуты ладонями к родителю, тело также повернуто к нему; стараться смотреть в глаза;
  • доброжелательная интонация; вы стоите за столом, опершись на него обеими руками; родитель сидит; тело несколько наклонено над родителем; стараться не смотреть ему в глаза, взгляд устремлен мимо, за его плечо.
Вывод: чувства родителя группы риска и его настрой на общение с классным руководителем зависят от нашего настроя (принятие -понимание - поддержка), невербального и вербального поведения.
Категория: РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ | Добавил: admin (27.09.2013)
Просмотров: 5153 | Рейтинг: 4.0/2
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru