В разделе материалов: 317 Показано материалов: 31-60 |
Страницы: « 1 2 3 4 ... 10 11 » |
Главное, что должны сделать взрослые в этом
случае, – это обеспечить ребенку ощущение успеха. Необходимо объяснить
родителям и учителю, как именно надо оценивать ребенка. |
Акцентуации характера не представляют собой
патологии и не требуют коррекции в собственном смысле слова. Однако при
достаточно выраженной акцентуации у ребенка (и у взрослых,
воспитывающих его) могут возникать сложности. |
Готовность к школе – понятие, которое в
последние годы претерпело сильные изменения. Раньше по всей стране
существовала единая система школьного обучения с четко фиксированным
возрастом приема в школу, стандартными учебными программами и
единообразными методами обучения. |
Перед началом выполнения
задания каждому ребенку даются карандаш и лист нелинованной бумаги, на
котором написаны его имя, фамилия и дата обследования. Инструкция звучит
так же, как при индивидуальном проведении: «Нарисуйте человека – всего,
целиком. |
Многочисленные исследования детских рисунков
показали, что в развитии рисования имеются четкие возрастные стадии,
сменяющие друг друга в определенной последовательности. |
Предметный
рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе
последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках
и увеличивается количество изображаемых деталей. |
Обзор возрастных особенностей рисунка
человека отражает некоторую общую тенденцию, от которой возможны
значительные индивидуальные отклонения, объясняющиеся индивидуальным
опытом людей, уровнем их художественных способностей и многими другими
причинами. |
Эмоциональные проблемы и общее
психологическое состояние человека отражаются, прежде всего, в
формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности,
относительно независимые от содержания изображения. |
Для оценки устойчивых личностных
особенностей, в частности тех, которые определяют сферу общения, большее
значение имеют не формальные показатели в рисунке человека, а
содержательные, т. е. способ изображения отдельных частей человеческого
тела и лица. |
Определенные признаки рисунков отражают
психологические качества, нарушающие нормальное построение социальных
отношений человека. Это такие качества, как агрессивность, негативизм,
асоциальность и антисоциальность. |
Некоторые признаки, свидетельствующие о повышенной значимости сексуальной сферы, уже рассматривались в связи с анализом рисунков человека. Это типичные для подростков подчеркивание признаков пола, показатели эмоциональной нагрузки при их изображении, экстравагантная одежда. |
Особо острые состояния (психотические) часто проявляются в множественности, спутанности и смешанности образов в рисунке. Обычны грубые искажения формы и пропорций, смещение отдельных частей изображения. |
Вряд ли возможно провести сколько-нибудь
последовательную классификацию несуществующих животных. Однако есть
несколько широко распространенных вариантов выполнения теста, с которыми
полезно познакомиться. |
В рисунке несуществующего животного, как и в других рисуночных тестах (в частности, в рисунке человека), депрессивные тенденции
часто проявляются в уменьшении размеров изображения, иногда — в его
размещении в углу листа.
|
Экстравертность, т. е. направленность
личности вовне, на контакты с другими людьми, проявляется в наличии у
несуществующего животного разнообразных и подчас весьма многочисленных
органов, обращенных в разные стороны. Это могут быть ноги, руки,
щупальца, крылья, хвосты, головы. |
Наиболее
полную информацию об уровне агрессивности обследуемого дает
сопоставление классического варианта методики «Несуществующее животное» с
дополнительным вариантом «Злое животное». В частности, такое
сопоставление позволяет выявить скрытые, в том числе сознательно
скрываемые, агрессивные тенденции. |
Стандартная инструкция («нарисуй
несуществующее животное») эмоционально нейтральна. В дополнительных
заданиях появляются темы, которые потенциально могут быть эмоционально
нагрузочны. |
Ниже указываются некоторые признаки, позволяющие заподозрить у обследуемого психическое заболевание. Ни
один из них, взятый в отдельности, не может служить основанием для
подобного предположения. |
Процедура комплексного анализа рисунков
просто несуществующего животного, а также самого злого и страшного,
самого счастливого и самого несчастного несуществующих животных
разбирается на двух примерах. |
Рассмотрены принципы
интерпретации тестов «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи» и
«Семья животных». При анализе результатов тестирования учитываются
следующие показатели. |
Если иерархические отношения обычно
наиболее явно видны по обычному рисунку семьи или по тесту «Семья
животных», то семейные роли (функции, выполняемые тем или иным членом
семьи) наиболее четко прослеживаются по динамическому рисунку семьи. |
Признаком благоприятной семейной ситуации
служит расположение членов семьи близко друг к другу, повернутыми лицом к
зрителю или друг к другу. Важный показатель нормального внутрисемейного общения — прорисованные кисти рук у членов семьи. |
У семилетнего Саши К. в рисунке семьи представлена сплоченная группа, состоящая из бабушки, мамы
и папы, а он сам нарисован в стороне, резко уменьшенного размера. Особенно мала голова, размер которой в наибольшей мере
отражает степень значимости персонажа. |
На ироническом, подчеркнуто выразительном
динамическом рисунке семьи пятнадцатилетнего Сергея К. мама,
как и на многих других рисунках, занята хозяйственной работой. |
Приведены признаки, наиболее
часто встречающиеся в рисуночных тестах. Разные варианты интерпретации
отделены друг от друга точкой с запятой. В одних случаях справедливы
несколько интерпретаций одновременно, в других — только одна из них. |
Агрессия (агрессивность) — стремление причинить вред окружающим. Вербальная агрессия — склонность ругаться, грубить, делать замечания и т. п. Защитная агрессия — агрессия, вызванная ощущением угрозы со стороны окружающих. |
В исследованиях, посвященных вопросам воспитания детей и подростков,
важное место занимает проблема агрессивности. Многие авторы отмечают,
что агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в
обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении
подростков. |
В современных условиях, требующих постоянного повышения качества
образования, становится важна индивидуализация обучения. Это система
психологических и педагогических воздействий педагога на ученика,
направленная на повышение эффективности обучения. |
Проблема детского суицида актуальна для современной школы, а
значит, взрослые должны знать не только особенности и причины
суицидального поведения детей, но и обладать достаточным уровнем
профессиональной компетентности в вопросах педагогической профилактики
детских суицидов. |
Психологическое сопровождение - это система профессиональной
деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных
условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
|
|