Эмоциональные проблемы и общее
психологическое состояние человека отражаются, прежде всего, в
формальных показателях рисунка. К ним относятся особенности,
относительно независимые от содержания изображения. Это сила нажима на
карандаш, своеобразие линии, размер рисунков, их размещение на листе,
степень тщательности и детализированности изображений, наличие штриховки
и т. п. Специальной оценке подлежат только достаточно выраженные
отклонения от варианта, стандартного для данного возраста. В случаях,
когда имеются сомнения в наличии такого отклонения, соответствующий
показатель не интерпретируется.
РЕГУЛЯЦИЯ ПСИХОМОТОРНОГО ТОНУСА
Сила нажима на карандаш, характеризующая особенности психомоторного тонуса, — важный показатель уровня активности. Усиленный нажим (рис. 24) свидетельствует о повышенном психомоторном тонусе, эмоциональной напряженности. Это состояние возникает при необходимости приспосабливаться к неожиданным изменениям ситуации или в результате длительного пребывания
в неблагоприятной ситуации, которую не удается изменить. Ему
свойственно общее возбуждение и ощущение, что необходимо что-то делать,
но неясно, что именно.
Усиленный нажим часто встречается при ригидности, т. е.
затрудненном переключении с одной деятельности на другую, склонности к
застреванию на тех или иных переживаниях и действиях. Так, в примере на
рис. 24 наблюдается сочетание эмоциональной напряженности с ригидностью,
о которой кроме усиленного нажима говорит большое количество однообразных деталей (многочисленные одинаковые пуговицы), а также подчеркнутая тщательность и аккуратность рисунка. Особо четко подчеркнутый контур, а также избыток пуговиц свидетельствуют
о повышенном самоконтроле, стремлении скрывать от окружающих свои
проблемы и переживания (ср. выражение «человек, застегнутый на все
пуговицы»).
Наличие других психологических
особенностей, приводящих к усиленному нажиму на карандаш, в данном
случае не подтверждается ни соответствующими показателями в рисунке
человека, ни другими данными проведенного психологического обследования.
Вообще же усиленный нажим может говорить о многих достаточно разных психологических особенностях. Он нередко встречается при гиперактивности, гипертимном типе личности и в гипоманиакальном состоянии. Сильный нажим может сигнализировать о высокой конфликтности, агрессивности. Иногда он служит проявлением острой стрессовой реакции.
В любом из этих случаев в рисунке обязательно будут и другие признаки,
свидетельствующие о наличии соответствующих психологических
особенностей.
Снижение психомоторного тонуса, отражающееся на рисунке в ослабленном нажиме, нитяной, еле видимой линии, встречается при падении уровня активности, особенно часто при астеническом состоянии. Это
состояние нервного истощения, ослабленности, при котором резко
повышается физическая и умственная утомляемость, падает
работоспособность. При астении ухудшаются память, внимание,
появлявляются плаксивость, капризность, раздражительность. Очень слабый
нажим карандаша нередко сигнализирует о снижении настроения,
субдепрессивном состоянии, депрессии. Ослабленный нажим может говорить о
недостаточной уверенности в себе и часто встречается у пассивных,
застенчивых людей.
Резко ослабленный нажим можно" видеть на
рис. 25. В этом изображении присутствует и другой частый признак
астенического состояния: линии не доводятся до конца, так что контур
остается незамкнутым. Так проявляется бессознательная тенденция к
предельной экономии сил, призванная сберечь последние оставшиеся ресурсы
психической энергии. Та же тенденция приводит к чрезвычайной бедности
деталей: на рисунке отсутствуют даже черты лица.
Иногда отсутствие на рисунке таких черт лица, как глаза и/или рот, говорит об аутизации (человек уходит в себя, избегает общения). Оно может быть также признаком негативизма или асоциалъности (плохого
владения социальными нормами). Чрезвычайная бедность деталей и линии,
не доведенные до конца, иногда могут быть признаком импульсивности.
В данном случае предположение о наличии
этих психологических особенностей не подтверждается ни другими
признаками рисунка, ни данными других психологических методик, ни
результатами беседы с Екатериной и наблюдений за ее поведением. Основная
жалоба при обращении — падение продуктивности деятельности после
перенесенного соматического заболевания. Рекомендованы отдых,
общеукрепляющие процедуры.
Кроме устойчивого повышения или снижения
психомоторного тонуса существует такой признак, как неустойчивый
психомоторный тонус. Он отражается в сильно варьирующем нажиме на карандаш (рис. 29) и служит показателем повышенной эмоциональной лабильности, т. е. тенденции к частой смене настроений по незначительному поводу или вообще без видимого повода. ТРЕВОГА, ТРЕВОЖНОСТЬ, СТРАХИ На
рис. 26 ослаблен нажим на карандаш и минимизировано количество деталей,
как и на рис. 25, хотя и не в такой степени. Это говорит о том, что у
Ивана, как и у Екатерины, имеется астения. Однако более характерная
особенность его рисунка — штриховая линия, которая выглядит как
бы составленной из коротких кусочков. Она идет не от одной значащей
точки к другой, а многократно «останавливается по дороге». Это
происходит из-за опасения попасть не туда, куда требуется. Проводя
линию, ребенок многократно прерывает действие, чтобы проверить и
скорректировать результат. В итоге точность линий не повышается, а,
напротив, понижается, так как такой тревожный гиперконтроль нарушает нормальное выполнение целостного действия. Подобный вид линии свидетельствует о высокой тревожности ребенка, т. е. неуверенности в себе, склонности к сомнениям, опасениям, страхам, к легкому возникновению состояния тревоги. Расположение рисунка в нижней половине листа служит одним из признаков снижения самооценки, однако этот признак относительно мало надежен.
О тревожности и сниженной самооценке говорят также многочисленные негативные самооценочные высказывания Ивана
до начала рисования и в его процессе. Мальчик неоднократно сообщал, что
не умеет рисовать, что у него ничего не выйдет, что получается плохо,
криво, «не похоже» и т. п.
Высокая тревожность в сочетании с
проявлениями астении позволяет говорить о психастенической акцентуации.
Выводы о психологическом состоянии Ивана, сделанные на основе рисунка
человека, были подтверждены и другими данными психологического
исследования. Таким образом, жалобы на учебные трудности (особенно — на
неудачи при выполнении ответственных заданий, контрольных работ) нашли
свое объяснение в том, что у мальчика существенно повышена тревожность
на фоне общей астенизации. В когнитивной сфере проблемы отсутствовали. С
Иваном была проведена психокоррекционная работа, направленная на
снижение тревожности, повышение самооценки и уверенности в себе. В
сочетании с организацией рационального режима жизни для преодоления
астении и с общеукрепляющим лечением, назначенным невропатологом, это
привело к значительному повышению учебных достижений.
В рисунке Димы К. (рис. 27) присутствует ранее не рассматривавшийся признак устойчиво повышенной тревожности: штриховка изображения. Высокая степень ее аккуратности говорит о том, что в данном случае имеется также некоторая ригидность. О тревожности и повышенной пунктуальности, являющейся следствием ригидности, свидетельствуют также многочисленные уточнения инструкции при выполнении задания («Это должен быть просто человек или какой-нибудь определенный?», «А насколько подробно его рисовать?»).
Сочетание тревожности и ригидности часто приводит к перфекционизму, т. е.
к стремлению выполнять любую работу на самом высоком уровне. Это
качество в итоге часто снижает достижения, поскольку неоправданно много
времени тратится на мелочи, так что человек нередко не успевает сделать
главную часть задания. В рисунке Димы (в основном при изображении ног) имеются эскизные линии: сначала
приблизительно в одном и том же направлении проводится несколько линий
со слабым нажимом, потом одна из них, показавшаяся автору наиболее
удачной, наводится жирной линией. Этот признак характерен для ситуативно
обусловленного повышения уровня тревоги, т. е. волнения, беспокойства, ощущения неопределенной угрозы. Повышение тревоги часто наблюдается в состоянии стресса, особенно у людей сензитивного типа. Таким образом, в момент исследования мы наблюдаем обострение состояния тревоги у ребенка, склонного к подобным реакциям.
Множественность линий (вместо одной
линии проводится несколько с примерно одинаковым нажимом, так что
непонятно, какая из них основная) также говорит о высокой тревоге.
Эскизная линия с явным выделением предварительных и основной указывает и
на такую особенность, как стремление контролировать свою тревогу, «держать себя в руках». Из признаков тревоги, наблюдаемых в рисунке Димы, надо отметить также следы стертых и исправленных линий. В рисунке человека иногда встречается такой признак, как плотная штриховка (зачернение) глаз. Этот признак характерен для людей, страдающих навязчивыми страхами (фобиями), которые
часто формируются при повышенном уровне тревоги. Таким же образом, как
признак возможного наличия фобий, интерпретируется изображение глаз с
особо большими густо зачерненными зрачками (радужкой) или скрытых черными очками, а иногда также и подчеркнутых больших пустых глаз (без радужки и зрачка). Примеры подобных изображений приведены на рис. 28.
Интересно отметить, что аффект страха
действительно сопровождается расширением зрачков, глаза при этом как бы
увеличиваются и чернеют. Видимо, отсюда идет выражение «у страха глаза
велики». Не очень понятно, каким образом этот признак выделяется
ребенком, но, тем не менее, зачернение глаз как признак страхов
характерно даже для дошкольного возраста.
На рис. 29 видны множественность линий, многочисленные стирания и исправления, а также увеличенный размер изображения
(увеличенным можно считать рисунок человека, занимающий по высоте 2/3
листа и более). Увеличение размера рисунка — еще один признак ситуативно
обусловленного повышения уровня тревоги.
Как отмечалось при анализе рис. 22, увеличение размера типично и для высокой импульсивности. Это
отнюдь не противоречит тому, что оно может отражать ситуативное
повышение уровня тревоги. Дело в том, что тревога нередко приводит к
импульсивности, которая иногда бывает компенсирована (точнее, гиперкомпенсирована) тревожным
гиперконтролем (см. анализ рис. 24), хотя может быть и в
нескомпенсированной форме. При чистой импульсивности, не связанной с
повышением тревоги, в рисунке, естественно, отсутствуют такие
проявления, как множественные или штриховые линии, многочисленные
исправления. В рисунке Маши наблюдаются выраженные колебания силы нажима на карандаш (верхняя часть рисунка выполнена с сильным нажимом, нижняя — со слабым). Это является признаком повышенной эмоциональной лабильности, т. е. склонности к частой смене настроений. Консультация
проводилась в связи с трудностями в семейном общении с Машей. У нее
возник острый конфликт с отчимом. Девочка стала нередко отказываться от
еды (ничего не ела в течение одного-двух дней). Данные психологического
обследования позволили оценить состояние Маши как невротическое, с
преобладанием острой тревоги. Фоном для его возникновения послужили
повышенная чувствительность и эмоциональная лабильность. Можно полагать,
что это состояние является реакцией на конфликт с отчимом. Для
преодоления выявленных проблем рекомендована семейная психотерапия.
ДЕПРЕССИЯ, СНИЖЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ
Особенностями изображения на рис. 30 являются резко уменьшенный размер (уменьшенным можно считать изображение человека, занимающий по высоте менее 1/3 листа) и размещение его в углу листа. Эти признаки характерны для депрессивного состояния. В менее выраженном виде они встречаются при субдепрессии, снижении настроения, не доходящем до собственно депрессии. В
данном случае депрессия подтверждается как всей совокупностью данных
психологического обследования, так и результатами обследования ребенка
психиатром.
Изменения размера рисунка в большую и в
меньшую сторону говорят не о нарастании и убывании какой-либо одной и
той же психологической особенности, а о существенно разных эмоциональных
состояниях. Увеличение изображения типично для состояния тревоги,
уменьшение — для депрессии. Между тем, эти состояния не противоречат
одно другому и нередко сочетаются, порождая так называемую тревожную
депрессию. В этих случаях размер рисунка может быть различным в
зависимости от того, какой компонент преобладает в данный момент —
тревожный или депрессивный. Рисунок
Гриши Н. (рис. 31) плотно заштрихован с особо сильным нажимом
(зачернен), что свидетельствует о состоянии острой тревоги, высокой
эмоциональной напряженности. Вместе с тем, размер рисунка не только не
увеличен, что было бы естественно при острой тревоге, но даже несколько
уменьшен. Следовательно в данном случае имеется тревожная депрессия.
Возможно снижение самооценки (рисунок расположен в нижней половине
листа). Можно полагать, что неаккуратность и диспропорциональность
рисунка обусловлены остротой состояния, которое в целом оценивается как пограничное (невротическое).
Диагноз подтверждается наличием энуреза (недержания мочи), а также данными подробного психологического обследования. Рекомендовано обращение к врачу.
Сходный тип штриховки (с особо сильным
нажимом) наблюдался также на рис. 16 (зачернены волосы и ступня).
Возможно, что и в этом случае имелась высокая эмоциональная
напряженность, но об этом нельзя было говорить с уверенностью. Рисунок
принадлежит мальчику с выраженной умственной отсталостью и выполнен на
очень низком уровне. Не исключено, что штриховка с сильным нажимом
появилась из-за нарушений регуляции движений, вызванных основным
дефектом. |