Психологическое сопровождение - это система профессиональной
деятельности педагога-психолога, направленная на создание оптимальных
условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
Основные задачи, которые решает педагог-психолог в процессе
индивидуально-ориентированного сопровождения детей группы риска,
следующие:
- выявление неблагополучных семей, способных принять
социально-психологическую помощь, определение причин семейного
неблагополучия, планирование и проведение с ними работы;
- содействие созданию в школе обстановки психологического комфорта и безопасности личности учащегося;
- помощь в решении личностных трудностей и проблем социализации, в
построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
- предоставление ребенку реальных возможностей самоутверждения в
наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, где в максимальной
степени раскрываются его способности и возможности (средствами
индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы,
консультативной помощи);
- психологическая помощь в профессиональном самоопределении и профориентации;
- профилактика учебной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- работа с учащимися класса по повышению социального статуса ребенка из неблагополучной семьи.
Правовые аспекты психологического сопровождения детей группы риска, воспитывающихся в социально-неблагополучных семьях:
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон РФ "Об образовании";
- Семейный кодекс РФ;
- Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16 "О
методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению
обучающихся в учебно-воспитательном процессе";
- Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ № 120 от 24.06.1999 в редакции
от 03.12.2011 № 378-ФЗ);
- Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред. от 03.12.2011).
Основные усилия педагога-психолога должны быть направлены на
обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья
учащихся, предупреждение отклонений в их развитии. Важным остается
психологическое сопровождение образовательного процесса,
профессионального самоопределения, а также создание комфортной,
эмоционально благоприятной атмосферы в классах, педагогическом
коллективе.
Поскольку проблема ребенка, требующая разрешения, имеет и внутренние,
личностные, и внешние аспекты, работа специалиста включает следующие
основные составляющие:
- Непосредственная (индивидуальная) работа с ребенком,
предполагающая его психолого-педагогическую поддержку. В условиях
общеобразовательной школы взаимодействие психолога с детьми носит чаще
всего индивидуальный характер, каждая встреча содержит элементы
диагностики и консультирования.
- Работа с семьей, направленная на повышение психологической
компетентности родителей, развитие мотивационного и воспитательного
ресурса, оптимизацию детско-родительских отношений. Работа со взрослыми
строится с использованием приемов семейного консультирования и
представляет собой обучение родителей элементам психологической культуры
в общении с подростками, тем самым происходит опосредованное влияние на
процесс социализации детей.
- Работа с педагогическим коллективом (индивидуальное
консультирование, проведение обучающих семинаров, тренингов). Основная
задача в работе с педагогами - формирование толерантности в отношении
ребенка, повышение психологической компетентности во взаимодействии с
детьми и родителями.
Важное условие эффективной работы по выявлению детей группы риска - своевременное обращение классного руководителя или учителя к педагогу- психологу в случаях:
- наличия у ребенка серьезных поведенческих проблем (отказ от
соблюдения установленных норм и правил, агрессивное поведение, проблемы с
успеваемостью, пропуски учебных занятий без уважительных причин и т.
д.);
- появления у подростков депрессивных состояний (замкнутость, уход в себя, эмоциональные всплески и др.);
- употребления или предполагаемого употребления спиртных напитков, наркотических веществ;
- кризисной ситуации в семье; в иных случаях, когда ухудшение
социальных условий представляет угрозу психологическому благополучию
подростка.
К типичным психологическим трудностям детей из неблагополучных семей относятся:
- проблемы взаимоотношений с педагогами, другими взрослыми;
- сложности в общении с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;
- негативный образ "Я", неадекватная самооценка;
- поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;
- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
- переживание собственной неуспешности, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
- трудности в обучении;
- отсутствие адекватных средств и способов поведения в сложных ситуациях;
- отсутствие чувства безопасности.
Таким образом, основная цель работы педагога-психолога с детьми
группы риска - создание благоприятных условий для личностного развития
ребенка (физического, социального, духовно-нравственного,
интеллектуального), оказание ему комплексной психолого-педагогической
помощи.
Диагностика проблем при сопровождении детей группы риска
Диагностика проблемы ребенка осуществляется как самостоятельный этап
работы или в процессе индивидуального консультирования. Информация о
проблеме, запрос могут поступить от педагогов, родителей, других
представителей ближайшего окружения подростка.
Необходимо учитывать временные рамки индивидуальной диагностической работы:
- с детьми младшего школьного возраста - не более 30-40 минут;
- с детьми подросткового возраста - в 2 этапа продолжительностью не более 45-60 минут каждый.
Основной диагностический инструментарий психолога в работе с детьми группы риска
№
|
Наименование методики
|
Назначение
|
Примечание
|
Учебная деятельность
|
1
|
Схемы экспертной оценки адаптированности ребенка к школе (для учителей и родителей) В.И.Чирковой
|
Анализ
динамики поведенческих, аффективных и социально-психологических
характеристик, позволяющих оценить адаптированность школьника (начальная
школа)
|
Проводится
путем заполнения педагогами (родителями) бланков с описанием основных
параметров. Анализ результатов осуществляется психологом и учителем
|
2
|
Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников (методика М.А. Ступницкой)
|
Выявление
уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников:
интеллектуальных, организационных и коммуникативных (средняя школа)
|
Проводится
с учащимися в форме экспертного опроса педагогов, которые заполняют
экспертный лист на учащихся на основе субъективного наблюдения за ними
по соответствующим параметрам, отражающим умения и навыки школьников. По балльной шкале определяется уровень сформированности навыков
|
3
|
Методика определения школьной дезадаптации
Л.М. Ковалевой, Н.Н. Тарасенко
|
Определение уровня дезадаптации младших школьников
|
Экспертная оценка учителем с последующим анализом психологом
|
Эмоционально-личностная сфера
|
4
|
Детский вариант личностного опросника Айзенка
|
Выявление индивидуально-психологических особенностей детей (8–12 лет) – экстра- и интраверсии и нейротизма
|
Опросник может быть использован для групповой и индивидуальной диагностики
|
5
|
Тест школьной тревожности Филлипса
|
Изучение
уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и
среднего школьного возраста (8–14 лет). Анализируются факторы
тревожности в сфере учебных ситуаций, социальных отношений,
стрессоустойчивости
|
Используется
индивидуально или фронтально, в групповой форме с применением бланков с
текстом методики или в форме устной инструкции
|
6
|
Личностный опросник Р. Кеттелла (12F)
|
Выявление личностных характеристик детей 8–10 и 10–12 лет
|
Используется индивидуально либо фронтально с применением тестовых тетрадей для каждого учащегося
|
7
|
Тест Р. Кеттелла (14-факторный, подростковый вариант)
|
Оценка личностных особенностей подростков (13–15 лет), определение выраженности полярных свойств личности
|
Методика дифференцирована по полу: разработаны варианты опросника для мальчиков и девочек
|
Коммуникативная сфера личности и социальное развитие
|
8
|
Методика диагностики социально-психологической адаптации учащихся К. Роджерса и Р. Даймонда
|
Выявление уровня социально-психологической адаптированности, определение сферы социальной дезадаптации (подростковый возраст)
|
Анализ результатов диагностики дает возможность психологу выявить подростков, имеющих нарушения адаптации
|
9
|
Методика Р. Жиля
|
Изучение межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений (младший школьный возраст)
|
На
основе вербально-визуального восприятия картинок выявляются особенности
поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и
затрагивающих отношения с другими людьми
|
|
|
|
|
|
По мере необходимости на основе выявленных проблем (в когнитивном,
личностном развитии, коммуникативной сфере) проводится углубленная
психологическая диагностика с использованием дополнительных методик
("Карта наблюдений" Д. Стотта, "Цветовой тест" Люшера, методика
диагностики склонности к отклоняющемуся поведению - автор А.Н. Орел).
Психологическое консультирование детей группы риска
Запрос на индивидуальную консультативную помощь педагога-психолога
может поступить как со стороны семьи (родителей, ближайших
родственников), так и от ребенка (подростка). Последний вправе
самостоятельно обращаться за помощью к педагогу-психологу школы. В
данной ситуации работа с таким запросом рассматривается как
консультативное сопровождение индивидуального случая.
Схема консультирования может строиться двумя способами - в зависимости
от того, кто обратился с запросом: сам ребенок или его педагог Поскольку
консультирование возможно только при условии согласия клиента, работа с
подростком по запросу взрослого должна включать формирование мотивации к
взаимодействию с педагогом-психологом у самого ребенка.
В консультировании подростков группы риска используются
преимущественно методы разговорной терапии, т. е. именно беседа служит
средством для устранения нарушений психологического здоровья.
Психоконсультирование подростков осуществляется в соответствии с общепринятой схемой:
- запрос подростка - описание проблемы и желаемых изменений в себе, конкретных людях, ситуации;
- установление контакта с подростком;
- диагностическая беседа - поиск причин возникновения проблемы;
- интерпретация педагогом-психологом возможных причин проблемы;
- совместная выработка конструктивных способов решения.
Особенности психологического консультирования подростков
Назначение
|
Психологическая помощь в разрешении проблемных ситуаций
|
Предмет
|
Внутренний
психологический мир подростка: самоотношение, эмоционально-волевое
регулирование, цели, ценности, ситуации жизнедеятельности и развития и
т. д.
|
Условия
использования
|
Желание консультироваться – получать помощь в решении проблемы, обусловленной психологическими причинами
|
Характер
|
Совместная
деятельность психолога-консультанта и подростка, направленная на
достижение цели, сформулированной в ходе анализа проблемной ситуации
|
Цель
|
Решение актуальных личностных, жизненных, социальных проблем подростка путем преодоления психологических затруднений
|
Профессиональные
(психологические)
задачи
|
Шаги,
планируемые для достижения цели (задачи) конкретного консультирования,
обусловливаются индивидуальными особенностями подростка, характером
проблемы
|
Результат
|
Результатом конкретной консультации могут быть:
· • повышение информированности;
· • понимание причин проблемы, снятие эмоционального напряжения;
· •
выявление собственных ресурсов – сил и способов поведения в сложных
ситуациях, повышение (изменение) самооценки, улучшение самоотношения;
· •
освоение новых моделей поведения, самостоятельного решения сложных
жизненных вопросов, изменение негативных установок и норм поведения
|
По результатам консультирования могут быть
определены задачи и направления коррекционно-развивающей работы с детьми
и подростками.
Коррекционно-развивающая работа с детьми группы риска
Реализация программ коррекционно-развивающих занятий направлена на решение следующих задач психологической помощи:
- развитие общеучебных умений и навыков успешного освоения образовательной программы;
- повышение учебной мотивации;
- формирование социальной компетентности, навыков общения, эффективного поведения в конфликтных ситуациях;
- формирование основ здорового образа жизни у детей из неблагополучных семей;
- развитие стремления к самопознанию подростков в различных
социальных ситуациях, определению своей позиции и способа адекватного
поведения в них;
- профилактика употребления психоактивных веществ.
При подготовке программы необходимо соблюдать следующие условия:
1. Четкое формулирование целей коррекционной работы. Определение круга задач, конкретизирующих данные цели.
2. Выбор формы коррекционной работы (индивидуальная, групповая, смешанная).
3. Определение продолжительности коррекционной программы.
4. Разработка конкретного содержания программы в целом и каждого занятия отдельно.
5. Планирование форм участия других лиц в программе (медиков,
педагогов, социальных работников и т. д.), при взаимодействии с семьей -
подключение родственников, значимых взрослых.
6. Определение формы контроля реализации программы.
7. Проведение программы и внесение дополнений и изменений в нее по ходу работы.
8. Оценка эффективности реализованной программы.
Коррекционно-развивающая работа проводится в индивидуальной или
групповой формах - в зависимости от специфики проблемы, особенностей
психического и физического развития подростка, его возраста. Возможно
сочетание форм, переход от индивидуальной к групповой работе, если того
требует динамика проблемы.
Противопоказания для групповой коррекционной работы:
- наличие тяжелых психических
- расстройств;
- выраженная двигательная
- расторможенность;
- проблемы интимно-личностного
- характера (сексуальные нарушения,
- пережитые психотравмы и т. д.);
- выраженная шизоидная психопатия;
- активное нежелание подростка работать в группе.
Проведение групповой психокоррек-ционной работы затруднительно при
негативном отношении ребенка или его родителей к данному виду
взаимодействия, а также в случаях явного асоциального поведения
подростка, проявляющегося в немотивированной физической и вербальной
агрессии, жестокости.
Групповая коррекционная работа не проводится с детьми, находящимися в
тяжелых психических состояниях - депрессии, посттравматическом стрессе,
фрустрации, эмоциональном шоке, - связанных с потерей близких,
катастрофой, тяжелой травмой, насильственными действиями и др. В этих
случаях ребенок проходит сначала курс индивидуальной психокоррекции, а
затем принимается решение о переходе в группу.
Групповая коррекционно-развивающая работа показана при
характерологических нарушениях, обусловливающих проблемы в межличностных
отношениях. К данным нарушениям относятся: неадекватный уровень
притязаний, эгоцентризм, неустойчивость самооценки, трудности в
социальном взаимодействии.
На коррекционно-развивающих и тренинговых занятиях создаются условия,
способствующие успешной социально-психологической адаптации подростков
группы социального риска. В ходе игр и упражнений дети формируют навыки
конструктивной коммуникации и саморегуляции в ситуациях межличностного
взаимодействия, осваивают результативные способы выхода из трудных,
стрессовых, конфликтных ситуаций учатся самоанализу и рефлек- сии, у них
развивается позитивное самоотношение.
Эффективность коррекционного воздействия оценивается как с точки зрения
соответствия целям и задачам программы, так и с позиции разрешения
реальных трудностей развития. Необходимо помнить, что результат
коррекционной работы может проявляться постепенно. Кроме того, программа
может быть ориентирована не на полное преодоление проблем развития, а
иметь более узкую цель в ограниченном временном интервале.
Один из значимых компонентов сопровождения - работа с педагогами по
развитию психологической компетентности в решении задач обучения и
воспитания детей группы риска (приложение).
Приложение
Семинар-практикум для педагогов "Эффективное взаимодействие в решении проблем учащихся группы риска"
Цели: развитие психологической компетентности педагогов в проблемах
взаимодействия с детьми; освоение стратегий взаимодействия в ситуациях
проблемного поведения детей.
Ведущий: педагог-психолог.
Ход семинара-практикума
I. Вводный этап
Анализ педагогами актуальных проблем взаимодействия с учащимися группы риска.
1. Упражнение "Мой ученик"
Инструкция. Ведущий предлагает участникам нарисовать образ любимого
ученика, а затем вызывающего много хлопот, используя различные средства
выразительности. Рефлексия по кругу: насколько доброжелателен образ
ребенка в восприятии педагога?
2. Упражнение "Подростковые проблемы"
Цели: конкретизация возрастных проблем; оценка эффективности разрешения трудностей в подростковом возрасте.
Инструкция. Первый этап - индивидуальный. Ведущий предлагает вспомнить
1-2 проблемные ситуации, которые возникали у участников, их детей или
учеников в подростковом возрасте, ответить на вопрос "Как Вы или они
решали их?" и заполнить таблицу: проблемы и способы их решения
Второй этап - участники делятся на группы. Каждая группа
составляет перечень выделенных проблем, определяет, какие способы их
разрешения эффективны, а какие - нет.
Третий этап - групповой. Рефлексия. Обсуждение полученного опыта.
Информация от ведущего. Стратегии решения проблем
Обычно для преодоления проблем люди используют следующие основные стратегии поведения.
Стратегия разрешения проблем - активная стратегия, при которой человек
использует все имеющиеся у него личностные ресурсы для поиска
эффективных способов разрешения проблемы.
Стратегия поиска социальной поддержки - активная стратегия, при которой
человек обращается за помощью в решении проблем к окружающим людям:
семье, друзьям, значимым другим.
Стратегия избегания - человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем.
Стратегия защиты - способ решения представляет собой отрицание или
искажение проблем, которые субъективно воспринимаются как непреодолимые.
Агрессивные техники - поведение, направленное на подавление, нанесение
вреда окружающим. Причем такое поведение может приобретать разные формы:
угнетение и подчинение, прямое нападение с целью обратить других в
бегство и проч. Вопросы участникам:
- Какие из этих стратегий были использованы вами и детьми в упражнении «Подростковые проблемы»?
- К каким последствиям они ведут в отношениях с другими людьми? (Обсуждение выбора стратегий поведения.)
II. Основной этап
1. Упражнение "Зебра"
Цель: анализ основных качеств личности, необходимых в конструктивном
общении и взаимодействии с детьми, коллегами и родителями.
Инструкция. Ведущий предлагает обсудить, какие качества важны при
межличностном взаимодействии, какие индивидуальные особенности людей
мешают им в общении друг с другом. Список качеств можно приготовить
заранее. Затем каждый участник на чистом листе своего дневника пишет
свою фамилию, имя и вертикальной линией делит лист на 2 части. Одну
озаглавливает "достоинства", вторую - "недостатки". Дневники всех
участников передаются по кругу. Каждый записывает в соответствующих
столбиках положительные и отрицательные черты личности хозяина дневника.
Причем число достоинств и недостатков должно быть одинаковое. Рефлексия
опыта.
2. Упражнение "Проблема"
Цель: освоение педагогами умения понимать проблему.
Инструкция. Участники делятся на группы по три человека. Двое в группе -
собеседники, третий наблюдает за процессом общения. Первый собеседник
рассказывает о своей проблеме, второй - внимательно слушает, проявляет
участие, желание помочь. Проблемы могут быть как учебные, так и
возникающие во взаимодействии с родителями, коллегами, учениками или же
юмористические. Общение происходит в течение двух минут, затем участники
меняются ролями, и так - до тех пор, пока все не побывают в позиции
наблюдателя.
Вопросы для обсуждения:
- Что помогало или мешало понять проблему?
- В каких формах чаще проявлялись участие и помощь?
- Что помогало продлить контакт?
- Что больше всего раздражало рассказчика?
- Какие личные возможности в общении отметили все участники?
1. Ролевая игра "Уверенные, неуверенные и агрессивные ответы" Цель:
отработка конкретных навыков и приемов поведения и общения. Инструкция.
Игра проводится в паре или группе. Участникам задается несколько
ситуаций. В каждой из них необходимо продемонстрировать уверенные,
неуверенные и агрессивные ответы. Важно, чтобы тон голоса, поза,
выражение лица соответствовали словам.
Ситуации:
- Коллега забыла вернуть книгу, которая вам нужна.
- Собеседник занимает вас разговором, а вам необходимо уйти.
- Вам возвращают из химчистки пальто с большим пятном.
- Люди, сидящие сзади вас в театре, мешают вам громким разговором. Обсуждение, рефлексия опыта.
2. Упражнение "Сильные стороны ребенка"
Цели: развитие уверенности в себе, формирование умения открыто говорить о своих достоинствах.
Инструкция. На первом этапе каждый член группы в течение 3-4 минут
рассказывает о своих сильных сторонах, о том, что он любит, ценит и
принимает в себе, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к
себе в разных ситуациях взаимодействия. На втором этапе участникам
предлагается выделить положительные стороны подростка, ресурсы развития,
на которые можно опираться при взаимодействии с ним.
Обсуждение, рефлексия опыта.
III. Заключительный этап
Информация от ведущего. Знакомство с основными правилами взаимодействия с детьми
Психологические рекомендации педагогам по взаимодействию с подростками группы риска
Большинство учащихся имеют синдром «хронической неуспешности», поэтому в работе с такими детьми необходимо:
- Создавать теплую, доброжелательную атмосферу, избегать критики,
насмешек не только со стороны учителя, но и от сверстников; формировать у
себя и своих учеников установку "Я - хороший, ты - хороший".
- Принимать подростка таким, какой он есть. Видеть в отрицательных
качествах учащегося позитивную сторону и обозначать ему, где данные
черты личности могут быть полезны и привести к успешности.
- Не просто хвалить подростка, а высказывать одобрение именно его
действий (не подкреплять желаемое кому-либо поведение, а выражать свое
позитивное отношение к его деятельности и результату в частности).
- Сравнивать достижения учащегося только с его собственными, а не с
эталоном (требованиями программы) и образцом взрослых, т. е. хвалить за
улучшение именно его результатов.
- Не делать акцент только на школьных обязанностях (брать во
внимание сферу его интересов, личную жизнь - отношения в семье, общение с
друзьями, с противоположным полом) - это важный момент в дальнейшей
успешности ребенка.
- Не допускать, чтобы подросток был замкнут и сосредоточен на
своих неудачах, необходимо найти такую внеучебную деятельность, в
которой он способен утверждаться.
- Давать позитивную обратную связь (эмоциональную: "верно",
"замечательно", "отлично", "супер!"; и содержательную: "я всегда знала,
что у тебя хорошо получается...", "я уверена, что ты справишься с этой
контрольной работой, так как ты добросовестно выполняешь домашнее
задание").
- Проблемные точки превращать в зоны развития (например: "У нас
проблема: нет дисциплины в классе, и это приводит к тому, что многие из
вас не слышат, что говорит учитель, и не могут хорошо усвоить
предложенный материал, как следствие - вряд ли справятся с контрольной
работой. Что вы можете предложить для разрешения данной проблемы?".
Далее учитель стимулирует подростков высказываться, уважительно относясь
к каждому мнению).
- Не только применять индивидуальный подход к каждому подростку с
учетом его способностей, особенностей познавательной,
эмоционально-волевой сфер, поведения и т. д., но и учитывать его
прошлый, отличный от всех других, опыт.
- Уделять внимание по формуле: «Не тогда, когда он "плохой", а когда "хороший"».
- 11. Во время эмоциональных всплесков (иногда означающих
потребность в общении) обратить на подростка внимание, выразить
заинтересованность в нем и его деятельности и показать свое
доброжелательное отношение. Обсуждение рекомендаций, рефлексия опыта.
|