Иерархические отношения
В этой статье будут рассмотрены принципы
интерпретации тестов «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи» и
«Семья животных». При анализе результатов тестирования учитываются
следующие показатели:
• состав изображенной семьи в соотношении с составом реальной семьи обследуемого;
• взаимное расположение членов семьи и расположение всего рисунка в целом на листе;
• особенности изображения отдельных членов семьи (полезно сопоставить их с изображением человека в тесте «Рисунок человека»);
• деятельность, которой занят каждый из членов семьи, в тесте «Динамический рисунок семьи»;
• выбор животного, в виде которого изображается тот или иной член семьи, в тесте «Семья животных».
Иногда можно получить дополнительную
информацию из комментариев обследуемого к его рисунку и из наблюдений за
процессом рисования (какова последовательность изображения членов
семьи; в какие моменты возникали затруднения и т. п.). В
результате анализа рисунков можно выявить представления их автора о
различных аспектах его семейной ситуации. В частности, в рисунках
проявляются отношения доминирования-подчинения в семье, анализу которых
посвящен подраздел «Иерархические отношения». В подразделе «Семейные
роли» рассматривается отражение в рисунке конкретных функций,
выполняемых разными членами семьи. В подразделе «Внутрисемейные
контакты» описываются признаки, позволяющие оценить насколько тесны
эмоциональные связи между членами семьи. В последнем подразделе —
«Агрессия в семейных отношениях» — указаны критерии, помогающие выявить
агрессивные проявления тех или иных членов семьи. Иерархические отношения передаются на рисунке в соответствии с общекультурной нормой: доминирующая фигура (тот,
кто главнее) возвышается над остальными. Не случайно и само слово
«выше» означает отношение не только по росту, но и по социальному
положению. Фараон, царь или вождь на рисунках практически всегда
изображались возвышающимися над окружающими их людьми. Этот способ
передачи иерархических отношений появляется уже в четырехлетнем возрасте
и сохраняется в дальнейшем, включая взрослую жизнь. У детей различия в
росте часто бывают очень сильно подчеркнутыми. Так, семилетний Боря Р.
изобразил папу настолько высоким, что тот не поместился на листе (рис. 131), маму
— в полтора раза меньшей, себя — еще вдвое меньшим, а младшую сестру —
совсем крошечной. Судя по наблюдениям, отец в семье, действительно,
выраженно доминантый.
В рисунке Бори отразилась высокая
импульсивность: изображенные им персонажи частично не помещаются на
листе; количество деталей невелико; есть сильные нарушения симметрии.
Индивидуально-психологические особенности мальчика подробно
проанализированы выше (см. комментарии к рис. 51).
В изображении семьи животных, сделанном
Левой Ш. (рис. 132), иерархические отношения переданы с помощью их
специфического размещения: огромная мама-павлин изображена над
миниатюрными папой-ящерицей и ребенком-божьей коровкой. Подобное
размещение персонажей вполне типично для этой методики, тогда как в
обычном рисунке семьи все ее члены почти всегда выстроены в одну линию. Лева сначала изобразил папу-ящерицу. Как правило, первым изображается член семьи, наиболее значимый для ребенка и
не обязательно главенствующий в семье. Для Левы папа, по-видимому,
более значимая фигура, чем мама. На этом рисунке, как и обычно в тесте
«Семья животных», наряду с взаимным расположением членов семьи использован и специфический выбор животных. Он соответствует как иерархическим отношениям (доминантный член семьи в виде более крупного животного), так и личностным особенностям персонажей. В данном случае павлин характеризует высокую демонстративностъ, действительно присущую Левиной маме. Ящерица, как и другие холоднокровные животные (рыба, лягушка и т. п.), часто символизирует малую эмоциональность, отстраненность
человека. В частности, это вполне относится к Левиному папе — человеку
сугубо рационалистического склада (математику по профессии). Мама на
рисунке не просто возвышается над папой и ребенком, но и обращена к ним
вниз, тогда как они — к ней вверх. Подобная обращенность друг к другу позволяет предполагать, что в данном случае имеет место не только доминирование, но и высокая степень заботы мамы
об остальных членах семьи, а семейная ситуация в целом характеризуется
ярко выраженной гиперопекой. Предположение подтверждается наблюдениями
за поведением членов семьи во время консультации.
Доминирующее положение в семье мамы и
бабушки явно продемонстрировано на рисунке Алика А. (рис. 133).
Незначительность папы-муравья подчеркнута тем, что он нарисован видимым
как бы через увеличительное стекло, поскольку иначе, по словам мальчика,
его не удастся разглядеть. По-видимому, дедушка Алика сильно
изолирован: на рисунке он изображен отдельно от остальных членов семьи, в
собственной норке.
Выбор животных в данном случае тоже весьма
показателен. Змея и скорпион — не просто холоднокровные, как ящерица на
предыдущем рисунке, но потенциально опасные, а потому эмоционально
отрицательно окрашенные животные. Можно полагать, что отношение Алика к
ним конфликтно. Из беседы с мамой выясняется, что именно эти члены семьи
чаще всего делают ребенку замечания за неправильное, по их мнению,
поведение. Муравей, в образе которого изображен папа, в нашей культуре ассоциируется не только с маленьким размером, но и с трудолюбием. Как
выясняется из беседы, папа Алика очень много времени проводит на
работе. Это и является одной из причин того, что его роль в семье весьма
мала. Изображение детей в виде яиц, из которых еще даже не вылупились птенцы, — свидетельство инфантильности мальчика.
Ее причиной, как и в ранее описанном случае, служит выраженная
гиперопека со стороны мамы. В рисунке это передано тем, что мама-птица
занята высиживанием яиц, что соответствует принятой в культуре
характеристике «наседка», применяемой к чересчур заботливой матери.
Последовательность персонажей отражает их
иерархические отношения: первой изображена мама-птица, сидящая на
яйцах, затем — бабушка-змея. Это дает основания полагать, что для Алика
значимость членов семьи и представление об их положении в системе
доминирования-подчинения совпадают. |