ИНТРОВЕРТНОСТЬ
Для оценки устойчивых личностных
особенностей, в частности тех, которые определяют сферу общения, большее
значение имеют не формальные показатели в рисунке человека, а
содержательные, т. е. способ изображения отдельных частей человеческого
тела и лица. Учитываются также общее впечатление, производимое
рисунком, поза и выражение лица изображенного персонажа.
На рис. 32 изображен грустный и очень
одинокий человек. Его одиночество подчеркнуто горизонтальным
расположением листа, который исходно был положен перед ребенком
вертикально. Угловатость фигуры и ее худоба, вытянутость типичны для интровертного типа личности и особенно для шизоидной акцентуации (вытянутая фигура часта и при сензитивном типе, при психастенической акцентуации). Изображение рук, прижатых к телу, — также признак интровертности.
Родители Марины обратились к психологу с
жалобой на то, что у девочки нет друзей и подруг. В беседе Марина
жалуется на чувство одиночества. Данные психологического обследования
подтверждают наличие выраженной интровертности, неконформности,
своеобразия мышления. Таким образом, можно говорить о шизоидной
акцентуации, не выходящей за пределы психологической нормы. Для
преодоления проблем общения рекомендовано участие в коллективной
деятельности: занятия в кружке или студии (желательно с художественной
направленностью), посещение психологической группы общения.
Более выраженная интровертная поза
представлена на рис. 33: у мальчика и девочки руки сверхплотно прижаты к
телу, ноги плотно сдвинуты. Фигуры вытянутые, удлиненные, угловатые
(особенно у мальчика).
Об особенностях общения человека с окружающими его людьми может многое сказать способ изображения кисти руки. В данном случае кисти резко уменьшены, почти
отсутствуют, что является признаком нарушения общения. В рисунках
весьма слабо представлены черты лица (особенно у девочки): рот
уменьшенного размера, глаза почти полностью скрыты волосами. Это
позволяет предположить, что у Маши не только интровертность, но и аутизация, т. е. выходящее за рамки психологической нормы снижение активности в контактах, избегание общения.
Бедность деталей сочетается с периодически
сильно ослабевающим нажимом на карандаш, что указывает на астеническое
состояние. Это не отменяет ранее сделанного замечания: сама по себе
астения не определяет того, какие именно детали редуцируются; то, что
редуцированы именно черты лица, — свидетельство аутизации.
Маша страдает нервной анорексией: она
упорно отказывается от еды, стремясь похудеть, хотя в период
обследования и так крайне истощена (вес 39 кг приросте 164 см). Ее
искаженные представления о правильных пропорциях нормальной фигуры
отражены и в рисунке человека. Естественное следствие нарушений питания,
вызванных анорексией, — астения.
При столь высокой выраженности нарушений
общения Маша вряд ли сможет успешно включиться в работу кружка, студии
или группы общения. Она нуждается в индивидуальной психотерапии (по
крайней мере, на первом этапе коррекции имеющихся отклонений).
ЭКСТРАВЕРТНОСТЬ
Подчеркнуто экстравертная поза — руки и ноги широко расставлены в стороны
— представлена на рис. 34. Кисти рук нормального размера, детально
проработаны (признак благополучия в сфере общения). В изображении
женщины проявляются признаки эмоциональной нагрузки, тревоги, о чем
свидетельствуют стирание и исправление линий, штриховая линия, особенно в
районе бедер. Ширина бедер преувеличена, вырез на платье нарисован с
повышенным нажимом. Все это говорит о повышенной значимости и
напряженности сексуальной сферы, что естественно для данного возраста.
Возможны страхи (зачерненные глаза). На
рис. 35, 36 приведен специфический вариант сочетания экстравертной позы
с признаками нарушений общения: отсутствием кистей рук или их очень
резким уменьшением. Такое сочетание типично при склонности к широким, но
формальным контактам. У Даши проблемы общения непосредственно связаны
с биографическими обстоятельствами: в
течение раннего и в начале дошкольного возраста она воспитывалась без
родителей, в доме ребенка, и лишь позднее была удочерена. У Миши
определить первопричину нарушений общения не удалось, однако сам факт их
наличия вполне подтверждается рассказом родителей. В обоих рисунках
видны явные проявления как общей тревожности, так и состояния тревоги на
момент обследования: множественные линии, штриховая линия. В рисунке
Миши есть также штриховка.
Повышение уровня тревоги может быть
объяснено тем, что в обоих случаях остается недостаточно удовлетворена
присущая экстравертной личности потребность в общении. Для ее
удовлетворения рекомендуется участие в коллективной деятельности.
Особенно полезно посещение группы общения; оно позволило бы детям
овладеть средствами общения.
ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬЭкстравертные тенденции представлены и в рис. 37. В нем ярко проявляется также демонстративностъ, т. е.
повышенная потребность во внимании к себе, стремление находиться в
центре всеобщего внимания. Признаки демонстративности — подробно
вырисованная одежда, прическа, украшения, а также сообщение
девочки о том, что она нарисовала не просто человека, а вельможу в
богатой одежде. Возможны страхи (глаза с большой зачерненной радужкой).
Обращение родителей вызвано явными
проявлениями эмоционального неблагополучия Нины: она часто плачет,
жалуется на плохое настроение и т. п. Результаты психологического
обследования позволили объяснить эмоциональный дискомфорт девочки тем,
что она не нашла адекватных форм удовлетворения потребности в признании,
внимании к себе. Для реализации этой потребности ей рекомендовано
участие в театральной студии. Катамнестические данные подтвердили
правильность рекомендации. После того как Нина стала посещать студию, ее
эмоциональное состояние заметно улучшилось; беспокоившие родителей
проявления неудовлетворенности почти прекратились. Бывает
так, что, выполняя задание по стандартной инструкции (рисунок
человека), испытуемый изображает, например, клоуна (рис. 38). И в этом
случае имеется частое у демонстративных детей стремление конкретизировать изображаемый персонаж. Представлена и склонность к украшательству: надпись на майке, рисунок на носках.
Изображение клоуна, шута и других подобных персонажей часто встречается у детей, играющих соответствующую роль в классе. Это дети с негативным самопредъявлением, которые в качестве средства, получения необходимого им внимания к себе используют нарушение правил.
На постоянное нарушение правил жалуется
учительница, посоветовавшая родителям показать Артема психологу. Главная
рекомендация в этих случаях — стараться как можно чаще обращать
внимание на ребенка, когда он ведет себя хорошо, и как можно менее
эмоционально реагировать на негативные проявления. Ярко выраженная демонстративность в сочетании с высокой ригидностью представлены на рис. 39. Проявлением демонстративности служат обилие разнообразных деталей, особенно украшений, особое внимание к прическе, отделке на платье. Ригидность проявляется
в обилии однообразных деталей (в навязчивом повторении одного и того же
узора на одежде), в сильном нажиме карандаша (вероятно, отражающем
также эмоциональную напряженность девочки), в повышенной тщательности и
аккуратности рисунка.
Демонстративность обнаруживалась не только в
рисунке, но и в поведении Инны: она сопровождала рисование
многочисленными автобиографическими комментариями, рассчитанными на
привлечение внимания проверяющего. В частности, она рассказала о своей
поездке за границу, о посещении художественных музеев.
Поза на рисунке скорее экстравертная, хотя
не выраженная. Крупно нарисованные открытые ладони, в изображении
которых проявились признаки эмоциональной напряженности (усиленный
нажим, особо подчеркнутый зачерненными манжетами, стирания и
исправления), говорят о высокой и очень напряженной потребности в
общении. Можно предположить также высокую конфликтность в контактах.
Расположение рисунка в верхней половине листа иногда рассматривается как
показатель завышенной самооценки, однако чаще всего это повышение
компенсаторное, т. е. человек демонстрирует высокую самооценку, тогда
как в действительности она низка или, по крайней мере, неустойчива.
Степень выраженности признаков
демонстративности в сочетании с эмоциональной напряженностью позволяет
предположить, что у Инны имеется истероидная акцентуация (в пределах
психологической нормы). Причиной обращения родителей послужили как
отмеченные личностные особенности Инны, негативно проявляющиеся в ее
поведении, так и навязчивые страхи, появившиеся после недавнего падения с
горки. В рисунке их признаком являются зачерненные глаза (см. фрагмент
на рис. 28). Рекомендовано сочетание групповой психотерапии для
нормализации сферы общения с индивидуальной психотерапией, направленной
на преодоление страхов.
Противоречивый вариант сочетания
демонстративности с интровертной направленностью и ярко выраженными
проблемами общения показан на рис. 40. Демонстративность проявляется в
особом внимании к одежде, прическе, украшениям, проблемы общения — в
позе изображенного персонажа, а особенно — в практически полном
отсутствии кистей рук и в изображении пустых глаз (без радужки и зрачков). Подобные признаки могут говорить уже не только об интровертности, но и об аутизации. Изображение пустых глаз характерно при наличии страхов (см. фрагмент на рис. 28).
В рисунке Риты есть также проявления
высокой тревожности (множественные линии, штриховая линия). Тревожность
возникает как следствие неудовлетворенной потребности у демонстративной
личности во внимании к себе. В свою очередь, тревожность усиливает
трудности в общении, дополнительно затрудняя удовлетворение этой
потребности.
Таким образом возникает порочный круг,
делающий описанное сочетание психологических особенностей очень
устойчивым. В данном случае рекомендуется серьезная психотерапевтическая
работа (желательно групповая).
Еще одну особенность рисунка Риты
составляет проявляющаяся в нем высокая значимость сексуальной сферы. Это
отражается в экстравагантной одежде персонажа, в изображении пупка, а
также в признаках психологической нагрузки (резко усиленный нажим на
карандаш), относящихся к области груди (кофточка) и к генитальной
области (выразительно подчеркнутый низко расположенный пояс).
ОТКАЗ ОТ ОБЩЕНИЯ, ОТСТРАНЕННОСТЬ
Изображение на рис. 41, сделанное
четырнадцатилетней девочкой, свидетельствует о ее инфантильности: в нем
вовсе отсутствуют какие-либо признаки пола персонажа. Вместе с тем,
подобная поза человека довольно часто встречается на рисунках подростков: руки спрятаны за спиной, что интерпретируется как признак отказа от общения. Так же интерпретируется изображение рук, спрятанных в карманы, скрещенных на груди или упертых в бока.
Отказ от общения может быть вызван разными
причинами. Нередко он является следствием подросткового негативизма.
Однако в данном случае, при учете общего благоприятного впечатления,
производимого рисунком, его инфантильности, а также проявлений тревоги
(стирание и исправление линий), причиной, скорее, служит боязнь
контактов, опасение негативной оценки себя. Эта версия поддерживается и
признаками психологической нагрузки при изображении ушей (усиленный
нажим на карандаш). Подобное подчеркивание ушей характерно для людей,
опасающихся, что их низко оценивают, и вообще придающих особо большое
значение тому, что о них говорят.
Интересно сравнить два рисунка человека,
выполненные одним и тем же ребенком с интервалом приблизительно в шесть
лет. Первый из них (рис. 42) сделан в возрасте 4 л. 8 мес. Для этого
возраста уровень его выполнения весьма высок. Обращает на себя внимание
экстравертная поза персонажа с резко преувеличенными кистями рук. Подобное изображение кистей рук говорит о высокой потребности в общении, причем такая их преувеличенность сигнализирует о том, что потребность не удовлетворена.
Множественность образов, хаотические линии и штрихи в рисунке, выполненном по стандартной тестовой инструкции, говорят о возбужденном состоянии ребенка. Густо заштрихованный (зачерненный) силуэт человека — признак высокой эмоциональной напряженности, острой тревоги.
Невропатолог, под наблюдением которого
находится мальчик, оценивает его состояние как невротическое. Можно
полагать, что причиной этого состояния стала именно фрустрация
потребности в общении. По словам родителей, Женя очень тянется к детям,
но они его не принимают, поскольку он не умеет играть, не владеет
средствами общения. Невротические проявления наблюдаются и в поведении, в
частности, родители отмечают буквально паническую реакцию на процедуру
купания, которое раньше мальчику очень нравилось. С Женей в течение двух
месяцев после консультации проводилась игровая психотерапия, которая
дала незначительный эффект и была прервана в связи с изменением семейной
ситуации. Повторная консультация относится к возрасту 10 л. 7мес.
(рис. 43).
Уровень развития изобразительной
деятельности по-прежнему очень высок, однако в остальном сходство с
рисунком шестилетней давности минимально. Экстравертная поза уступила
место интровертной. В рисунке выражена отстраненная, созерцательная
позиция. Признаков значительной эмоциональной нагрузки нет, состояние
может быть оценено как благоприятное. Сюжетность
рисунка и разнообразие деталей говорят о некоторой демонстративности и
творческой направленности мальчика. Можно полагать, что именно
творчество и обеспечило ему разрешение имевшихся эмоциональных проблем.
Судя по данным обследования, у Жени сложился эффективный механизм
психологической защиты: компенсаторное фантазирование, позволяющее ему
частично удовлетворять потребность в общении в своих фантазиях. Преувеличенный размер головы
на рисунке — частый признак того, что в системе ценностей ребенка особо
высокое место занимает умственная деятельность (одним из видов которой
является фантазирование). Уменьшенный размер ступней и общая
неустойчивость фигуры, которой понадобилась дополнительная опора в виде
дерева, типичны для людей, плохо ориентирующихся в быту. Так же
интерпретируете отсутствие ушей (см. рис. 35).
В данном случае недостаточная бытовая
ориентированность связана, по-видимому, со склонностью к защитному
фантазированию. Про таких людей часто говорят, что они «не стоят на
земле», «витают в облаках» и т. п. Родители продолжают жаловаться на
трудности в контактах Жени со сверстниками, но отмечают, что в настоящее
время это воспринимают как проблему скорее они, чем сам мальчик. |