Агрессия (агрессивность) — стремление причинить вред окружающим. Вербальная агрессия — склонность ругаться, грубить, делать замечания и т. п. Защитная агрессия — агрессия, вызванная ощущением угрозы со стороны окружающих.
Невротическая агрессия — агрессия, вызванная общим неблагоприятным самоощущением.
Адаптация — приспособление к новым условиям.
Социальная адаптация — приспособление к жизни в обществе.
Адекватность поведения — соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам.
Адекватность представлений — соответствие представлений жизненной реальности и общепринятым стандартам.
Акцентуация — ярко выраженное своеобразие характера, не доходящее до степени патологии.
Амбивалентность — двойственность,
сосуществование у человека противоречащих друг другу тенденций
(переживаний, стремлений, представлений и т. п.).
Анамнез — сведения о предшествующем ходе развития ребенка.
Антисоциальность — отрицательное отношение к социальным нормам, стремление противодействовать им.
Асоциальность — безразличие к социальным нормам или их непонимание.
Астения, астеническое состояние — нервное истощение, ослабленность, повышенная утомляемость. Астеничность — склонность к возникновению астении.
Аутизм — тяжелое психическое отклонение, характеризующееся грубыми нарушениями общения.
Аутизация — ослабление контактов с окружающими.
Вандализм — разрушение или повреждение материальных ценностей.
Вытеснение — один из механизмов психологической защиты: исключение из сознания травмирующих переживаний.
Вязкость — см. Ригидность.
Гиперактивность (двигательная расторможенность) — пограничное нервно-психическое расстройство, проявляющееся в импульсивности, неусидчивости, отвлекаемости.
Гиперкомпенсация — компенсаторные механизмы, внешне противоположные личностным особенностям, для компенсации которых они предназначены.
Гиперконтроль — см. Тревожный гиперконтроль.
Гиперопека — система отношений в семье, при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют, не предоставляют ему достаточной свободы.
Гиперсоциальность — стремление максимально соответствовать социальным нормам и требованиям.
Гипертимный тип — психотип, характеризующийся повышенной активностью, общительностью, низкой чувствительностью, слабым самоконтролем. Гипертимная акцентуация — особо ярко выраженный гипертимный тип.
Гипомания, гипоманиакальное состояние — патологическое возбуждение, сверхвысокая активность, эйфория (приподнятое, возбужденное состояние).
Двигательная расторможенность — см.
Гиперактивность. Девиантное (отклоняющееся) поведение
— поведение, не соответствующее социальным нормам.
Демонстративность — повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания. Демонстративный тип — психотип, характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональной лабильности.
Депрессия, депрессивное состояние — патологическое снижение настроения и падение активности.
Депрессивная тенденция — склонность к возникновению депрессии.
Дефект — необратимое нарушение или выпадение какой-либо функции. Интеллектуальный дефект — необра-тимое нарушение мышления (умственная отсталость).
Диагностика (психологическая) — выявление психологических особенностей человека.
Дисфория — мрачная раздражительность.
Доминантность — тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми.
Жизненная сфера — определенная
сторона жизни, относительно независимая от других сторон (семейная,
школьная, сфера межличностного общения, интимная).
Задержка психического развития (ЗПР)
— см. Нарушение обучаемости. Защитное фантазирование — см. Ком пенсаторное фантазирование. Импульсивность — склонность к совершению необдуманных случайных действий. Интровертность — замкнутость, высокая избирательность в общении. Интровертный тип — психотип, характеризующийся оригинальностью, низкой конформностью, склонностью к умозрительным построениям. Инфантилизм — незрелость, «детскость». Психофизический инфантилизм — отставание от фактического возраста как по психологическим, так и по физиологическим признакам. Ипохондрия — повышенное беспокойство о своем здоровье.
Истерия — психическое заболевание, часто приводящее к появлению соматических (телесных) болезненных симптомов без каких-либо физиологических причин. Истероидная акцентуация — сочетание высокого уровня демонстративности со склонностью к вытеснению травмирующих переживаний. Истероидный фасад — истероидное поведение у личности с другой доминирующей акцентуацией.
Когнитивные (познавательные) процессы — психические процессы, направленные на познание окружающего мира (восприятие, мышление, память, внимание).
Компенсаторное (защитное) фантазирование — один из механизмов психологической защиты: погружение в фантазии и мечты, смягчающие отрицательные переживания.
Компенсация — выработка механизмов, помогающих преодолеть неблагоприятные психологические особенности.
Конформность — стремление быть «таким как все».
Личностные особенности — устойчивые психологические образования, мало меняющиеся со временем.
Нарушение обучаемости (задержка психического развития, ЗПР) — локальные отклонения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций.
Невроз, невротическое состояние — пограничное
психическое расстройство; характеризуется снижением продуктивности
деятельности, эмоциональными нарушениями; при неврозе часты тики, навязчивые движения, энурез, страхи, нарушения сна.
Негативизм — противодействие требованиям.
Негативное самопредъявление — привлечение к себе внимания посредством нарушения норм и требований.
Олигофрения — см. Умственная отсталость.
Организация действий — навыки построения своей работы: ее планирование, проверка и др.
Органическое поражение мозга — следствие нарушений развития плода во внутриутробном периоде, родовых травм, асфиксии, сотрясений мозга и др.
Паранойяльность — подозрительное, настороженное отношение к окружающим.
Пассивность — признак утомления или неблагоприятного психологического состояния.
Патологическое состояние — серьезное психическое расстройство, требующее медицинского вмешательства.
Педагогическая запущенность — следствие отсутствия необходимого обучения и воспитания.
Относительная педагогическая запущенность — отсутствие коррекцион-ного обучения, необходимого ребенку с отклонениями в развитии.
Перфекционизм — стремление
выполнять любую работу на высшем уровне; приводит к застреванию на
несущественных мелочах, отказу от работы при сомнениях в своей
способности выполнить ее достаточно успешно.
Пограничные состояния — отклонения, нарушающие нормальную жизнь и деятельность человека, но не приводящие к его инвалидизации.
Познавательные процессы — см. Когнитивные процессы.
Проекция — один из механизмов психологической защиты: приписывание своих переживаний и стремлений другим людям.
Психастеническая акцентуация (тревожно-мнительный характер) — сильно повышенная тревожность, недостаток уверенности в себе, выраженная ас-теничность.
Психоз, психотическое состояние — психическое
расстройство, для которого типичны неадекватность поведения, нарушения
ориентации в пространстве и времени, продуктивная симптоматика (бред,
галлюцинации и т. п.).
Психологическая защита — механизмы, помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние, несмотря на наличие психотравмирующих факторов.
Психологическое состояние — особенности человека, существенно меняющиеся со временем.
Психомоторный тонус — напряжение мышц, связанное с психологическим состоянием и непосредственно не определяемое выполняемым движением.
Психопатия — патологический характер, резко затрудняющий социальную адаптацию.
Психопатоподобное поведение — высокая импульсивность, нарушение социальных норм.
Психосоматические заболевания — телесные болезни, вызванные психологическими причинами.
Психотип — общий склад личности, определяющий ее деятельность, взаимоотношения с людьми и с миром. Рационализация — один из механизмов психологической защиты: подмена своих неблаговидных побуждений более приемлемыми.
Резонерство — склонность к рассуждениям, не относящимся к выполняемой деятельности.
Ригидность (вязкость) — склонность по-, долгу застревать на каких-либо переживаниях.
Ригидный тип — психотип, характеризующийся высоким уровнем активности, стремлением все делать «так, как надо» и заставлять других действовать так же.
Самоконтроль — способность к сознательному управлению своим поведением. Сензитивность — высокая чувствительность к физическим стимулам и к социальным факторам.
Сензитивный тип — психотип, характеризующийся высокой чувствительностью, астеничностью и тревожностью.
Соматические заболевания — телесные (не нервные и не психические) заболевания. Социализированность — владение социальными нормами.
Социальная дезориентация — низкая чувствительность к социальным нормам, нарушение их иерархизации. Стресс — реакция на необходимость приспосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации. Устойчивость к стрессу — способность выдерживать психологические нагрузки, не испытывая состояния стресса. Субдепрессия — снижение настроения, не
доходящее до уровня депрессии. Тик — непроизвольное подергивание мышц.
Тревога — беспокойство, волнение, ощущение угрозы, ожидание неопределенной опасности.
Тревожность — склонность к возникновению состояния тревоги, неуверенность в себе, опасения, страхи. Тревожный гиперконтроль — стремление все время контролировать себя, мешающее выполнению автоматизированных действий.
Тревожно-мнительный характер — см. Психастеническая акцентуация.
Умственная отсталость (олигофрения) — общее интеллектуальное снижение, делающее невозможной полноценную социальную адаптацию.
Уровень притязаний — степень
успешности, на которую человек претендует; крайне неблагоприятно
сочетание завышенного уровня притязаний со сниженной самооценкой.
Фобия — навязчивый страх, боязнь ситуаций, не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений,
открытых пространств, высоты, глубины и др.
Фрустрация — неудовлетворенность потребности.
Шизоидная акцентуация — интровертность, трудности в общении, преобладание интеллектуальной сферы над эмоциональной.
Экстравертность — общительность, склонность к широким контактам.
Эмоциональная лабильность — склонность к легкой смене настроений, неустойчивость переживаний.
Эмоциональная напряженность — возбуждение, ощущение, что необходимо срочно что-то сделать, но неясно, что именно.
Эмоциональное возбуждение — особо высокая активность, повышенная готовность к действию.
Энурез — недержание мочи.
Эпилептоидная акцентуация — чрезмерное внимание к мелочам, эксплозивность (взрывчатость), высокая ригидность. |