В современных условиях, требующих постоянного повышения качества
образования, становится важна индивидуализация обучения. Это система
психологических и педагогических воздействий педагога на ученика,
направленная на повышение эффективности обучения. Она позволяет добиться
того, чтобы школьнику было легче учиться, чтобы он меньше уставал,
достигал лучших результатов в соответствии со своими возможностями.
Данная система предполагает повышение качества обучения каждого ученика
благодаря: опоре на личностные и познавательные ресурсы обучающихся, т.
е.
актуализации их на уроке;
созданию условий для развития недостающих познавательных способностей или личностных качеств;
минимизации последствий познавательных и личностных ограничений обучающихся.
Личностные и познавательные ограничения - это качества, которые могут
мешать школьнику учиться на уровне своих возможностей, блокировать его
стремление к высокому учебному результату.
Индивидуализация обучения предполагает знание педагогами
индивидуального и познавательного стиля (ИПС) обучающихся. ИПС
проявляется в следующих аспектах:
форма, в которой ученик оперирует информацией (язык познавательных процессов - образы, символы, слова);
"путь", которым обрабатывается информация (логика, интуиция, ассоциативные связи);
скорость обработки информации;
время и условия осуществления полноценной познавательной деятельности;
способ и эффективность управления процессом познавательной деятельности;
распределение продуктивных и репродуктивных видов познавательной деятельности;
условия и способы преодоления неудач и достижения целей;
условия и факторы, влияющие на повышение или снижение познавательной активности.
НЕОБХОДИМО ОТЛИЧАТЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЮ ОТ
ДИФФЕРЕНЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ. ПОСЛЕДНЯЯ ОПРЕДЕЛЯЕТ ТРУДНОСТЬ ИЛИ
ЛЕГКОСТЬ, УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ
ЗАДАНИЯ
Индивидуализация осуществляется по трем основным линиям: учебное
взаимодействие, организация учебного времени обучающихся и формы учебных
заданий. Индивидуализация обучения необходима на всех этапах урока -
при опросе для проверки домашнего задания, объяснении нового материала.
Необходимо отличать индивидуализацию от дифференциализации обучения.
Последняя определяет трудность или легкость, уровень доступности
задания. Разные формы заданий при дифференциализации направлены на
изменение уровня трудности, при индивидуализации - на повышение
эффективности выполнения учебных заданий.
Индивидуализация обучения производится по следующей схеме:
1. Сотрудник психологической службы проводит диагностику личностных и
познавательных особенностей обучающихся, организует информационные
встречи с детьми, родителями, классными руководителями. На основании
полученной информации составляются индивидуальные карты обучающихся по
установленной форме.
2. Сотрудник психологической службы и классные руководители совместно
проводят подготовку к консилиуму, разрабатывают рекомендации по классу и
отдельным обучающимся.
3. На консилиуме учителя-предметники знакомятся с рекомендациями по классу и отдельным обучающимся.
4. В случае возникновения учебных и поведенческих трудностей на уроке у
отдельных обучающихся учителя-предметники обращаются к рекомендациям,
представленным в индивидуальных картах обучающихся. При недостаточности
информации в картах учителя-предметники делают запрос педагогу-психологу
с просьбой:
выяснить причину этих трудностей;
разработать рекомендации по оптимизации обучения и учебного взаимодействия;
пригласить родителей для совместного консультирования в целях координации действий;
найти литературу для повышения эффективности преподавания в данном классе;
помочь в установлении эффективного взаимодействия с учеником.
5. Классный руководитель и педагог-психолог осуществляют наблюдение за
тем, как учителя-предметники организуют индивидуальный подход на уроках.
Учителям-предметникам удобнее пользоваться не индивидуальными картами, а картами класса.
Рассмотрим примеры заполнения карт развития обучающихся и профиля класса.
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Фамилия, имя: Семенов Саша.
Тип нервной системы: слабый.
Доминирующее полушарие головного мозга: левое.
Темп деятельности: в начале учебного дня - резкий максимальный скачок, в
середине первой половины дня - резкий спад темпа деятельности, к концу
первой половины дня - небольшой подъем, к началу второй половины дня -
снижение, к концу дня темп деятельности повышается.
Утомляемость и работоспособность: из-за резких скачков темпа
деятельности утомляемость наступает быстро, время наибольшей
работоспособности - первая половина дня, иногда - самоподготовка.
Ведущая репрезентативная система: аудиальная, кинестетическая.
Мотивация к обучению: средняя.
Уровень сформированности познавательных процессов:
1. Умение выполнять инструкции - очень низкий уровень.
2. Математические способности (умение выполнять математические
действия, выявлять закономерности и, исходя из них, прогнозировать) -
низкий уровень.
3. Вербальное мышление (выявление связей между понятиями, нахождение
подобных понятий, анализ и синтез понятий, структура языка) - ниже
нормы.
Личностно-коммуникативные особенности:
1. Положение в классе - пренебрегаемый.
2. Уровень тревожности в школе - повышается в ситуациях, когда Саша
испытывает сильное чувство одиночества, когда ему не хватает тепла и
поддержки взрослых.
Рекомендации психолога:
1. Для выравнивания темпа деятельности необходимо избегать высоких
нагрузок в начале учебного дня. Вместе с тем это наиболее удачное время
для контрольных работ.
Необходимо обучать работе по инструкции: просить мальчика повторить, составить алгоритм или план работы.
Полезны дополнительные занятия по развитию мышления.
Мотивацию к обучению можно повышать, апеллируя к взрослости мальчика, а также демонстрируя уверенность в его успехе.
2. Необходимо проявлять интерес к успехам Саши и отмечать его
достижения как в учебе, так и в других сферах, с ней не связанных,
особенно в присутствии родителей. В случаях эмоциональных срывов
переключать внимание, например, попросить мальчика помыть доску или
сходить за мелом. Полезно в такие моменты, чтобы взрослый с ним
разговаривал тихо или же использовал юмор.
Психолого-педагогические рекомендации (урок, самоподготовка):
1. Объем домашнего задания. В связи с быстрой утомляемостью необходимо
учить мальчика тщательно планировать выполнение домашнего задания.
2. Устные предметы. Саше полезно использовать наглядные образы при ответах.
3. Письменные предметы. Из-за слабого внутреннего контроля мальчику требуется внешний контроль взрослых.
4. Табу (категорически запрещено). Нельзя игнорировать любое поведение
Саши, важно понять, что именно он этим поведением хочет сказать.
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Фамилия, имя: Иванов Гриша.
Тип нервной системы: средний.
Доминирующее полушарие головного мозга: правое.
Темп деятельности: в начале учебного дня - максимальный резкий скачок, к
середине первой половины дня происходит резкий спад темпа, который
длится до конца дня.
Утомляемость и работоспособность: работоспособность сохраняется в первой половине дня.
Ведущая репрезентативная система: визуальная.
Мотивация к обучению: средняя.
Уровень сформированности познавательных процессов:
1. Умение выполнять инструкции - ниже нормы.
2. Математические способности (умение выполнять математические
действия, выявлять закономерности и, исходя из них, прогнозировать) -
ниже нормы.
3. Вербальное мышление (выявление связей между понятиями, нахождение
подобных понятий, анализ и синтез понятий, структура языка) - в норме.
Личностно-коммуникативные особенности:
1. Положение в классе - популярный.
2. Уровень тревожности в школе - в норме, но может повышаться в
ситуациях предъявления себя перед классом и выражается в агрессивном
поведении по отношению к одноклассникам.
Рекомендации психолога:
1. Необходимо обучать работе по инструкции: просить мальчика повторить, составить алгоритм или план работы.
Целесообразны дополнительные занятия по развитию мышления.
Полезно повышать учебную мотивацию через демонстрацию успехов мальчика
классу и вызывание у сверстников одобрения его учебных успехов.
2. Поддерживать начинания Гриши, отмечать успехи перед классом,
возлагать на него ответственность за выполнение какого-либо задания и
поддерживать проявления мужского начала.
Психолого-педагогические рекомендации (урок, самоподготовка):
1. Объем домашнего задания. Способен выполнять полный его объем, но
индивидуально (без класса) и при тщательном контроле взрослого.
2. Устные предметы. При их подготовке необходимо несколько раз проговаривать вслух прочитанное взрослому (учителю).
3. Письменные предметы. Необходимо учить мальчика планировать выполнение заданий, поощрять правильно сделанное.
4. Табу (категорически запрещено). Оставлять без внимания пошлые шутки в
адрес девочек (важно показать Грише, как он выглядит в этот момент со
стороны).
5. "Предвестники бури" - поведенческие признаки последующего эмоционального взрыва. Не наблюдаются.
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Фамилия, имя: Петров Вася. Тип нервной системы: средне-слабый.
Доминирующее полушарие головного мозга: амбидекстр (лево -право).
Темп деятельности: максимальный скачок в начале учебного дня сменяется
спадом темпа деятельности до середины второй половины дня, затем
происходит небольшой подъем и далее окончательный спад темпа
деятельности.
Утомляемость и работоспособность: несмотря на резкие подъемы и спады темпа сильной утомляемости в течение дня не наблюдается.
Ведущая репрезентативная система: аудиальная.
Мотивация к обучению: очень высокая.
Уровень сформированности познавательных процессов:
1. Умение выполнять инструкции - в норме.
2. Математические способности (умение выполнять математические
действия, выявлять закономерности и, исходя из них, прогнозировать) - в
норме.
3. Вербальное мышление (выявление связей между понятиями, нахождение
подобных понятий, анализ и синтез понятий, структура языка) - в норме.
Личностно-коммуникативные особенности:
1. Положение в классе - популярный.
2. Уровень тревожности в школе - повышается в ситуациях, в которых Васе
необходимо отстаивать свое достоинство и право на собственное мнение, а
также при ответе у доски перед классом на уроке.
Рекомендации психолога:
1. Познавательная сфера не требует дополнительных воздействий.
2. Полезно на уроках по возможности давать мальчику творческие задания,
результат которых необходимо предъявлять перед классом. Можно
привлекать его к участию в мероприятиях класса, связанных с рисованием
или украшением кабинета, т. е. давать задания, где он может проявить
свои творческие способности.
Психолого-педагогические рекомендации (урок, самоподготовка):
1. Объем домашнего задания. Способен выполнять полный объем после продолжительного активного отдыха.
2. Устные предметы. Мальчику необходимо тренироваться перед публичными
устными ответами, к примеру, воспроизводить пройденный материал в
присутствии других людей (учителей, одноклассников).
3. Письменные предметы. Давать возможность выполнять задания своим способом.
4. Табу (категорически запрещено). Говорить при одноклассниках: "Ты, Вася, как всегда, молодец, ты справился лучше всех!"
5. "Предвестники бури" - поведенческие признаки последующего эмоционального взрыва. Не наблюдаются.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ КЛАССА 9 "Б"
1. Тип нервной системы (НС) и работоспособность
В классе преобладают средне-слабый (35%) и слабый (35%) типы НС.
Значительная часть класса (47%) способна выдерживать нагрузку только в
первой половине дня. Для профилактики преждевременного утомления
учеников со средне-слабым типом НС не допускать неожиданного изменения
распорядка дня. Необходимо четко выполнять режимные моменты, заранее
сообщать об изменениях в распорядке дня.
Для учеников со слабым типом НС (35%) характерны быстрая утомляемость и
снижение работоспособности в течение всего учебного дня. Для таких
учеников очень важны позитивные отношения с учителем. Отрицательное
оценивание может вызывать психосоматическое реагирование на учебные
трудности. Для профилактики быстрой истощаемости и психосоматических
проявлений желательно спрашивать учеников в начале урока, учебного дня,
недели. Создавать спокойную обстановку, по возможности избегать
перевозбуждения. По возможности поощрять, эмоционально поддерживать во
время контрольных мероприятий.
Ученики со средним типом НС (7%) способны продуктивно работать только
одну часть дня (первая или вторая половина), затем происходит снижение
работоспособности до минимума.
При равномерном распределении нагрузки в течение дня 20% учеников
способны сохранять работоспособность на протяжении всего учебного дня.
Необходимо учитывать, что у 20% учеников работоспособность снижается к
середине первой половины дня; у 7% - эффективна первая половина дня, а
сильная утомляемость наступает к середине дня.
2. Познавательная сфера
Тип репрезентативной системы (РС).
Ведущая система восприятия информации (64% учеников) -аналитическая.
Для данной категории учеников характерно доказывать, аргументировать,
убеждать, спорить, дискутировать. Эффективнее усваивается материал, если
он логичен, имеет доказательную базу, аргументирован.
Кинестетический тип - 42%. Для этой категории учеников характерно
стремление к двигательной активности на уроке (крутить ручку, листать
тетрадь, перебирать подставку и т. д.). Необходимо в допустимых пределах
разрешать. Эффективнее усваивают материал, когда делают что-либо:
строят, чертят, рисуют и т. д.
Аудиальная (восприятие информации в виде знаков) и визуальная
(восприятие информации в виде зрительных образов) РС - ведущие у 28 и 7%
учеников соответственно. При аудиальной РС эффективно повторение вслух,
чтение вслух, проговаривание слов, дискутирование по теме и т. д. При
визуальной РС эффективно в обучении использовать наглядные материалы
(схемы, таблицы, картины, фильмы и т. д.).
Четко выполнять инструкции и действовать по указаниям учителя
(учебника) способны 72% учеников; 28% - испытывают затруднения при
выполнении заданий по инструкции.
Вербальное мышление - в норме у 85% учеников. Низкий уровень - у 16%.
Для развития вербального мышления эффективно использование схем,
графиков; для решения задач целесообразно применять
алгоритмы,проговаривать условия задания.
3.Социальная сфера
Характерные черты - демонстративность, стремление к эффектности,
необычности, конкуренция в самовыражении и привлечении внимания к себе.
Сильная сторона класса - высокий творческий потенциал и желание его реализовывать.
Особенность класса - хорошая интуиция. Ученики четко разделяют взрослых
на искренних и неискренних. Иногда лучше высказать им что-то резко и
открыто, чем рассуждать о морали. Класс живо реагирует на примеры
взрослых из собственной жизни или другие жизненные примеры. В классе
полезно проводить диспуты, дискуссии.
Эмоциональный фон класса характеризуется неустойчивостью, высоким
уровнем чувствительности, острыми эмоциональными реакциями на ситуации,
которые воспринимаются как несправедливые.
В классе много лидеров, конкурирующих за влияние, что приводит к частым
сменам социальных ролей и перестройке взаимоотношений в классе.
Авторитетом для данного класса выступает последовательный, четкий,
справедливый, уравновешенный, не заражающийся бурными эмоциями,
передающимися от класса, взрослый.