Диагностика агрессивности среди учеников учебного заведения
Понятие агрессивности
В исследованиях, посвященных вопросам воспитания детей и подростков,
важное место занимает проблема агрессивности. Многие авторы отмечают,
что агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в
обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении
подростков. Агрессивные люди, как правило, импульсивны, раздражительны,
вспыльчивы, что затрудняет их взаимодействие с окружающими и создает
значительные сложности в их социализации.
Агрессивные действия, во-первых, могут выступать в качестве средства
достижения значимой цели, во-вторых, быть способом психологической
разрядки, замещения блокированной потребности и переключения
деятельности, в-третьих, удовлетворять потребность в самореализации и
самоутверждении.
Агрессивность можно определить как индивидуальную характеристику,
приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе
социального научения и заключающуюся в агрессивных реакциях на
различные раздражители.
Словарь психолога
Агрессия (от лат. аgressio – нападение, приступ) определяется как
мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам
сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения
(одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям
(отрицательные переживания, состояния Показателем агрессивности служит
количество агрессивных реакций, имеющих место в действительности или
проявляющихся в фантазиях. Агрессия – один из распространенных способов
решения проблем, возникающих в сложных (фрустрирующих) ситуациях,
вызывающих психическую напряженность. Важно отметить, что агрессивные
действия, используемые для преодоления трудностей и снятия
напряженности, часто не адекватны ситуации.
А.А. Реан предлагает различать понятия "агрессия" и "агрессивность".
Определяя данные термины, он обращает внимание на то, что "агрессия –
это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому
человеку, группе людей или животному". Агрессивность же – свойство
личности, "выражающееся в готовности к агрессии". Таким образом, если
агрессия – это действия, то агрессивность – готовность к совершению
таких действий. Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие основные
детерминанты агрессии: социальные (фрустрация, вербальное и физическое
нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный
воздух), индивидуальные (личность, установки, гендер). Агрессия, как
правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате
разных межличностных взаимодействий, провокаций.
Наиболее известна классификация агрессивного поведения, данная А.
Бассом и А. Дарки. Они выделяют три параметра, которые характеризуют
формы агрессивного поведения:
физическая – вербальная;
активная – пассивная;
прямая – косвенная.
Комбинирование этих форм дало возможность выделить пять видов агрессии (рис. 1).
Формирование агрессивного поведения
На формирование агрессивного поведения влияют семья, средства массовой
информации, также существенное воздействие оказывает школа. К проблемам,
связанным с закономерностями психического развития ребенка,
прибавляются в дальнейшем проблемы, связанные напряженности, страха,
подавленности и т. д.) с взаимодействием в различных формальных и
неформальных группах, а также влиянием воспитателей и учителей.
Асоциальное, в том числе и агрессивное, поведение связано прежде всего с
нарушением общения в семье, в результате чего у детей искажаются
этические понятия и моральные нормы. Общение в детском саду, а затем и в
школе, не только не компенсирует недостатки семейного воспитания, но
чаще всего усугубляет положение.
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
СВЯЗАНО ПРЕЖДЕ ВСЕГО С НАРУШЕНИЕМ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО У
ДЕТЕЙ ИСКАЖАЮТСЯ ЭТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ
В развитии такой формы отклоняющегося поведения, как агрессия, играет
роль не только нарушение общения, но и ряд других проблем, с которыми
сталкиваются дети в образовательных учреждениях (например,
дидактогения). Современное состояние исследований влияния ОУ на
агрессивное поведение как в отечественной, так и в зарубежной психологии
не может быть признано удовлетворительным. Недостаточно разработаны
вопросы возрастных различий в отношении агрессивности.
Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразнопроводить в четырех направлениях:
обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.
Словарь психолога
Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося
(воспитанника), вызванное нарушением педагогического такта со стороны
учителя (воспитателя). Выражается в повышенном нервно-психическом
напряжении, страхах, подавленном настроении и т. п. Отрицательно
сказывается на деятельности детей, затрудняет общение. В основе
возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная ребенком
по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и
неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз, и в
этом случае может возникнуть необходимость в специальном лечении.
Инструменты диагностики агрессивного поведения
Рассмотрим три инструмента диагностики агрессивного поведения, активно применяемых педагогами-психологами:
Тест руки (Hand Test) для диагностики агрессивного поведения.
Опросник для диагностики агрессивности Басса – Дарки.
Опросник поведения в конфликтной ситуации К. Томаса.
Тест руки (Hand Test). Текст методики Э. Вагнера и соавторов "Тест
руки" был опубликован в 1962 г. и предназначен для прогноза открытого
агрессивного поведения. В 1978 г. Э. Вагнер на основании результатов
применения этого теста сделал вывод о его высокой надежности. К
настоящему времени накоплен определенный опыт использования "Теста руки в
отечественной практической психологии. Одна из целей теста заключается в
прогнозировании агрессивного поведения. Агрессивное поведение
понимается авторами теста как явное проявление агрессии и включает:
провоцирующие легальные действия против других лиц, вызванные
маниакальными параноидными тенденциями; обман и ограбление других лиц;
бросание предметов в целях нанесения удара; драки со своими товарищами
или педагогами; разрушение одежды и мебели и т. д. Подведение итогов по
таким "проявлениям" основано на том принципе, что вероятность явного
агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и
агрессивные установки преобладают над установками, означающими
социальное сотрудничество или зависимость.
На стимульных карточках для тестирования изображены девять стандартных
кистей рук. Десятая карточка – пустая. Карточки предъявляются
испытуемому в определенной последовательности в конкретной фиксированной
позиции. Инструкция: "Опишите, что, по Вашему мнению, делает эта рука".
При затруднении с ответом испытуемому предлагается ответить на другой
вопрос: "Что, по Вашему мнению, делает человек, которому принадлежит эта
рука? Назовите все варианты, которые Вы можете представить". Пустая
карточка предъявляется с инструкцией: "Представьте какуюнибудь руку и
опишите те действия, которые она может выполнять". Испытуемый может
рассматривать карточку в любом положении.
В случае неточного или неоднозначного ответа испытуемого просят
пояснить. Психолог отмечает латентное время реакции на предъявляемые
стимульные карточки. Ответы заносятся в специальный бланк.
Подсчет баллов ведется по следующим оценочным категориям:
1. Агрессия.
2. Директивность.
3. Страх.
4. Аффектация.
5. Коммуникация.
6. Зависимость.
7. Напряжение.
8. Эксгибиционизм.
9. Калечность.
10. Активный безличный ответ.
11. Пассивный безличный.
12. Описание.
13. Галлюцинации.
14. Отказ от ответа.
Опросник Басса – Дарки. А. Басс разделил понятия агрессии и
враждебности, определив последнюю как: "реакцию, развивающую негативные
чувства и негативные оценки людей и событий".
Опросник состоит из 75 утверждений, с которыми испытуемый соглашается
или нет, фиксируя свой ответ в соответствующей графе бланка ("Да" или
"Нет").
При составлении опросника использовались следующие принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы максимально
ослабить влияние на ответ общественного одобрения.
Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и
враждебности, А. Басс и А. Дарки в ыделили следующие виды реакций:
Физическая агрессия – использование физической силы против
другого лица.2. Косвенная агрессия – окольным путем направленная на
другое лицо или ни на кого не направленная.
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного
сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и
законов.
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по
отношению к людям до убеждения в том, что другие планируют и приносят
вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму
(крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия,
угрозы).
Чувство вины – возможное убеждение субъекта в том, что он
является плохим человеком, поступает зло, а также ощущаемые им угрызения
совести.
Тест поведения в конфликтной ситуации К. Томаса. В основе любого
конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон
по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их
достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов,
желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, таким
образом, состоит из субъектов возможного конфликта и его объекта.
Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна
из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если
"противник" отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в
актуальный.
Опросник состоит из 30 утверждений, по каждому из которых даются два
варианта ответа. Испытуемый выбирает один из них. Инструкция:
"Предлагаемый тест имеет цель определить характерную для Вас тактику
поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из
которых имеется два суждения, обозначенных буквами "А" и "Б" (они
иногда повторяются в разных пунктах).
Словарь психолога
Конфликт (от лат. confl ictus – столкновение) – столкновение
противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или
взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз выбирайте из них
то, кото-рое более типично для вашего поведения. В бланке для ответов
под номером пункта поставьте А или Б – в соответствии с Вашим выбором».
На основе авторского подхода К. Томас предложил карту типов поведения в конфликтной ситуации (рис. 2).
Интерпретация результатов строится на основе описания типов поведения в конфликтных ситуациях:
Доминирование – силовое и подавляющее проведение своих интересов,
стремление навязать собственную иерархию и занять в ней позицию
"сверху".
Сотрудничество – поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.
Компромисс – стремление урегулировать разногласия через взаимные уступки.
Избегание – желание выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем.
Приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.
Наряду с диагностикой агрессивности также в школьном возрасте регулярно
проводится диагностика тревожности с помощью методики диагностики
уровня школьной тревожности Филлипса.
Цель методики – в изучении уровня и характера тревожности, связанной со
школой, у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из
58 вопросов, на каждый из которых требуется ответить "Да" или "Нет".
Вопросы могут быть зачитаны вслух или предъявлены в письменном виде.
Ученикам дается установка, отвечая на вопрос, долго не задумываться над
вопросами, отвечать искренне и правдиво.
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ РЕБЕНКОМ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
.
Факторы методики тревожности Филлипса:
общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы;
переживания социального стресса – эмоциональное состояние
ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, в
частности со сверстниками;
фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный
психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в
успехе, достижении высокого результата;
страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания
ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя
другим, демонстрации своих возможностей;
страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и
переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений,
возможностей;
страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на
значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей,
тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных
оценок;
низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности
психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к
ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность
неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды;
проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный
эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность
обучения ребенка.
При обработке результатов теста подсчитывается:
общее число несовпадений по всему тексту – если оно больше 50%,
можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от
общего числа вопросов – о высокой тревожности;
число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых
в тексте – уровень тревожности определяется так же, как в первом
случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние
школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных
синдромов (факторов) и их количеством.
В результате проведения теста для каждого респондента рассчитывается
число несовпадений знаков по каждому фактору, по каждому измерению для
всего класса, количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному
фактору. Эти данные предоставляются в виде диаграмм.
Таким образом, агрессивное поведение может использоваться ребенком для
достижения различных целей. Развиваться агрессивность может под влиянием
семьи, условий воспитания, а также вследствие воздействия на ребенка
средств массовой информации. В диагностике агрессивности выделяются
оценка действий ребенка в конфликтной ситуации и оценка
непосредственного агрессивного поведения. Диагностика последнего
возможна с помощью опросниковых (опросник Басса – Дарки) и проективных
методов (Hand Test).