Четверг, 21.11.2024, 18:14                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ [32]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [18]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [93]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [22]
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ [27]
РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ [50]
ШКОЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ. КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ [11]
ВАШ НЕПОНЯТНЫЙ РЕБЕНОК. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОПИСИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [22]
РУКОВОДСТВО ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА ДЛЯ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ [42]

Статистика

Онлайн всего: 80
Гостей: 80
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ » РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ

Диагностика агрессивности среди учеников учебного заведения
Понятие агрессивности

В исследованиях, посвященных вопросам воспитания детей и подростков, важное место занимает проблема агрессивности. Многие авторы отмечают, что агрессивность затрудняет приспособление  детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в  отклоняющемся поведении подростков. Агрессивные люди, как  правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их взаимодействие с окружающими и создает значительные сложности в их социализации.

Агрессивные действия, во-первых, могут выступать в качестве средства достижения значимой цели, во-вторых, быть способом психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности, в-третьих, удовлетворять потребность в самореализации и самоутверждении.

Агрессивность можно определить как индивидуальную характеристику, приобретенную и зафиксированную в процессе развития личности на основе социального научения  и заключающуюся в агрессивных реакциях на различные раздражители.

Словарь психолога
Агрессия (от лат. аgressio – нападение, приступ) определяется как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния  Показателем агрессивности служит
количество агрессивных реакций, имеющих место в действительности или проявляющихся в фантазиях. Агрессия – один из распространенных способов решения проблем, возникающих в сложных (фрустрирующих) ситуациях, вызывающих психическую напряженность. Важно отметить, что агрессивные действия, используемые для преодоления трудностей и снятия напряженности, часто не адекватны ситуации.

А.А. Реан предлагает различать понятия "агрессия" и "агрессивность". Определяя данные термины, он обращает внимание на то, что "агрессия – это намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному". Агрессивность же – свойство личности, "выражающееся в готовности к агрессии". Таким образом, если агрессия – это действия, то агрессивность – готовность к совершению таких действий. Р. Бэрон и Д. Ричардсон выделяют следующие основные детерминанты агрессии: социальные (фрустрация, вербальное и физическое нападение, подстрекательство), внешние (жара, шум, теснота, загрязненный воздух), индивидуальные (личность, установки, гендер). Агрессия, как правило, не возникает неожиданно. Она может появиться в результате разных межличностных взаимодействий, провокаций.

Наиболее известна классификация агрессивного поведения, данная А. Бассом и А. Дарки. Они выделяют три параметра, которые характеризуют формы агрессивного поведения:
  • физическая – вербальная;
  • активная – пассивная;
  • прямая – косвенная.
Комбинирование этих форм дало возможность выделить пять видов агрессии (рис. 1).

Формирование агрессивного поведения

На формирование агрессивного поведения влияют семья, средства массовой информации, также существенное воздействие оказывает школа. К проблемам, связанным с закономерностями психического развития ребенка, прибавляются в дальнейшем проблемы, связанные напряженности, страха, подавленности и т. д.) с взаимодействием в различных формальных и неформальных группах, а также влиянием воспитателей и учителей. Асоциальное, в том числе и агрессивное, поведение связано прежде всего с нарушением общения в семье, в результате чего у детей искажаются этические понятия и моральные нормы. Общение в детском саду, а затем и в школе, не только не компенсирует недостатки семейного воспитания, но чаще всего усугубляет положение.



АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ СВЯЗАНО ПРЕЖДЕ ВСЕГО С НАРУШЕНИЕМ ОБЩЕНИЯ В СЕМЬЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО У ДЕТЕЙ ИСКАЖАЮТСЯ ЭТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ И МОРАЛЬНЫЕ НОРМЫ

В развитии такой формы отклоняющегося поведения, как агрессия, играет роль не только нарушение общения, но и ряд других проблем, с которыми сталкиваются дети в образовательных учреждениях (например, дидактогения). Современное состояние исследований влияния ОУ на агрессивное поведение как в отечественной, так и в зарубежной психологии не может быть признано удовлетворительным. Недостаточно разработаны вопросы возрастных различий в отношении агрессивности.

Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразнопроводить в четырех направлениях:
  • обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
  • обучение приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях;
  • отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
  • формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д.

Словарь психолога
Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося (воспитанника), вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Выражается  в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т. п. Отрицательно сказывается на деятельности детей, затрудняет общение. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная ребенком по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз, и в этом случае может возникнуть необходимость в специальном лечении.

Инструменты диагностики агрессивного поведения

Рассмотрим три инструмента диагностики агрессивного поведения, активно применяемых педагогами-психологами:
  1. Тест руки (Hand Test) для диагностики агрессивного поведения.
  2. Опросник для диагностики агрессивности Басса – Дарки.
  3. Опросник поведения в конфликтной ситуации К. Томаса.

Тест руки (Hand Test). Текст методики Э. Вагнера и соавторов "Тест руки" был опубликован в 1962 г. и предназначен для прогноза открытого агрессивного поведения. В 1978 г. Э. Вагнер на основании результатов применения этого теста сделал вывод о его высокой надежности. К настоящему времени накоплен определенный опыт использования "Теста руки в отечественной практической психологии. Одна из целей теста заключается в прогнозировании агрессивного поведения. Агрессивное поведение понимается авторами теста как явное проявление агрессии и включает: провоцирующие легальные действия против других лиц, вызванные маниакальными параноидными  тенденциями; обман и ограбление других лиц; бросание предметов  в целях нанесения удара; драки со своими товарищами или педагогами; разрушение одежды и мебели и т. д. Подведение итогов по таким "проявлениям" основано на том принципе, что вероятность явного агрессивного поведения возрастает в тех случаях, когда доминантные и агрессивные установки преобладают над установками, означающими социальное сотрудничество или зависимость.

На стимульных карточках для тестирования изображены девять стандартных кистей рук. Десятая карточка – пустая. Карточки предъявляются испытуемому в определенной последовательности в конкретной фиксированной позиции. Инструкция: "Опишите, что, по Вашему мнению, делает эта рука". При затруднении с ответом испытуемому предлагается ответить на другой вопрос: "Что, по Вашему мнению, делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все варианты, которые Вы можете представить". Пустая карточка предъявляется с инструкцией: "Представьте какуюнибудь руку и опишите те действия, которые она может выполнять". Испытуемый может рассматривать карточку в любом положении.

В случае неточного или неоднозначного ответа испытуемого просят пояснить. Психолог отмечает латентное время реакции на предъявляемые стимульные карточки. Ответы заносятся в специальный бланк.

Подсчет баллов ведется по следующим оценочным категориям:
1. Агрессия.
2. Директивность.
3. Страх.
4. Аффектация.
5. Коммуникация.
6. Зависимость.
7. Напряжение.
8. Эксгибиционизм.
9. Калечность.
10. Активный безличный ответ.
11. Пассивный безличный.
12. Описание.
13. Галлюцинации.
14. Отказ от ответа.

Опросник Басса – Дарки. А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности, определив последнюю как: "реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий".

Опросник состоит из 75 утверждений, с которыми испытуемый соглашается или нет, фиксируя свой ответ в соответствующей графе бланка ("Да" или "Нет").

При составлении опросника использовались следующие принципы:
1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.
2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы максимально
ослабить влияние на ответ общественного одобрения.

Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басс и А. Дарки в ыделили следующие виды реакций:
  1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.2. Косвенная агрессия – окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
  2. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
  3. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
  4. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
  5. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие планируют и приносят вред.
  6. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
  7. Чувство вины – возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Тест поведения в конфликтной ситуации К. Томаса. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, таким образом, состоит из субъектов возможного конфликта и его объекта. Однако, чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если "противник" отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный.

Опросник состоит из 30 утверждений, по каждому из которых даются два варианта ответа. Испытуемый выбирает один из них. Инструкция: "Предлагаемый тест имеет цель определить характерную для Вас тактику поведения в конфликтных ситуациях. Он состоит из 30 пунктов, в каждом из которых имеется два суждения, обозначенных буквами "А" и "Б" (они иногда повторяются в разных пунктах).

Словарь психолога
Конфликт (от лат. confl ictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Сравнивая указанные в пункте два суждения, каждый раз выбирайте из них то, кото-рое более типично для вашего поведения. В бланке для ответов под номером пункта поставьте А или Б – в соответствии с Вашим выбором».

На основе авторского подхода К. Томас предложил карту типов поведения в конфликтной ситуации (рис. 2).


Интерпретация результатов строится на основе описания типов поведения в конфликтных ситуациях:
  1. Доминирование – силовое и подавляющее проведение своих интересов, стремление навязать собственную иерархию и занять в ней позицию "сверху".
  2. Сотрудничество – поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон.
  3. Компромисс – стремление урегулировать разногласия через взаимные уступки.
  4. Избегание – желание выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем.
  5. Приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

Наряду с диагностикой агрессивности также в школьном возрасте регулярно проводится диагностика тревожности с помощью методики диагностики уровня школьной тревожности Филлипса.

Цель методики – в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, на каждый из которых требуется ответить "Да" или "Нет".

Вопросы могут быть зачитаны вслух или предъявлены в письменном виде. Ученикам дается установка, отвечая на вопрос, долго не задумываться над вопросами, отвечать искренне и  правдиво.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ РЕБЕНКОМ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ЦЕЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
.
Факторы методики тревожности Филлипса:
  • общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы;
  • переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты, в частности со сверстниками;
  • фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата;
  • страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей;
  • страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей;
  • страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок;
  • низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды;
  • проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
При обработке результатов теста подсчитывается:
  • общее число несовпадений по всему тексту – если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов – о высокой тревожности;
  • число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте – уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом  определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и  их количеством.

В результате проведения теста для каждого респондента рассчитывается число несовпадений знаков по каждому фактору, по каждому измерению для всего класса, количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору. Эти данные предоставляются в виде диаграмм.

Таким образом, агрессивное поведение может использоваться ребенком для достижения различных целей. Развиваться агрессивность может под влиянием семьи, условий воспитания, а также вследствие воздействия на ребенка средств массовой информации. В диагностике агрессивности выделяются оценка действий ребенка в конфликтной ситуации и оценка непосредственного агрессивного поведения. Диагностика последнего возможна с помощью опросниковых (опросник Басса – Дарки) и проективных  методов (Hand Test).
Категория: РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ | Добавил: admin (27.05.2013)
Просмотров: 3548 | Теги: работа школьного психолога с ученик, школьный психолог, система работы школьного психолога, детский психолог, советы школьного психолога | Рейтинг: 3.5/2
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru