Пятница, 26.04.2024, 20:48                                                                    ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ    ПОРТАЛ
Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

З  В  О  Н  О  К   НА   У  Р  О  К

Было бы желание - найдешь на сайте знания!

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | 

НАГЛЯДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ СТЕНДОВ  РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
МЕНЮ САЙТА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ

ЕГЭ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА
   ГОГОЛЯ


50 КНИГ ИЗМЕНИВШИХ
   ЛИТЕРАТУРУ


ТРЕНИНГИ "ТВОРЧЕСКАЯ
   ЛАБОРАТОРИЯ УЧИТЕЛЯ
    ЛИТЕРАТУРЫ"


ТЕМАТИЧЕСКОЕ
   ОЦЕНИВАНИЕ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ


ОЛИМПИАДА ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ. 10 КЛАСС


ЛИТЕРАТУРНЫЕ РЕБУСЫ
   ПО ТВОРЧЕСТВУ ПОЭТОВ
   СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА


ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

ТЕМАТИЧЕСКИЕ КАРТОЧКИ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КАК УЧИТЬ АНГЛИЙСКИЕ
   СЛОВА ЭФФЕКТИВНО


АНГЛИЙСКИЕ ВРЕМЕНА В
   ТЕКСТАХ И УПРАЖНЕНИЯХ


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
   ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


200 АНГЛИЙСКИЙ ВЫРАЖЕНИЙ.
   ТЕХНИКА ЗАПОМИНАНИЯ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   ЗАДАНИЙ ЕГЭ ПО
   АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ГРАММАТИКА
   ИСПАНСКОГО ЯЗЫКА


ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК

ФРАНЦУЗСКИЕ СЛОВА.
   ВИЗУАЛЬНОЕ
   ЗАПОМИНАНИЕ


ГРАММАТИКА
   ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА


ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
   ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ


ИСТОРИЯ В ШКОЛЕ

БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

МАТЕМАТИКА В ШКОЛЕ

ФИЗИКА В ШКОЛЕ

ХИМИЯ В ШКОЛЕ

Категории раздела
РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ [32]
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ [18]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [93]
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [22]
РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ [27]
РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКОВ [50]
ШКОЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ. КАК С НИМИ БОРОТЬСЯ [11]
ВАШ НЕПОНЯТНЫЙ РЕБЕНОК. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОПИСИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ [22]
РУКОВОДСТВО ДЕТСКОГО ПСИХОЛОГА ДЛЯ ОДИНОКИХ РОДИТЕЛЕЙ [42]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа


Главная » Статьи » ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ » РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ

Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе
Проблема детского суицида актуальна для современной школы, а значит, взрослые должны знать не только особенности и причины суицидального поведения детей, но и обладать достаточным уровнем профессиональной компетентности в вопросах педагогической профилактики детских суицидов. Особенно это актуально в начальной школе, где проблемы только зарождаются, достигая своего апогея в подростковом и юношеском возрасте.

Суицидальное поведение помимо суицида включает в себя: суицидальные покушения, попытки и проявления. К покушениям относят все суицидальные акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента (обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т. д.). Суицидальными попытками считают демонстративно- установочные действия, при которых человек чаще всего знает о безопасности совершаемого им акта. К суицидальным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Личностный смысл самоубийства может быть разным, поэтому ученые выделяют несколько видов суицидов:


1. Протест или месть. Человек считает, что его никто не любит, никто не понимает. Агрессию обидчиков он переносит на себя.
2. Призыв. Человек считает, что он никому не нужен, и своим поступком он как бы выражает призыв к окружающим о помощи.
Цель суицида – изменить ситуацию с помощью других людей.
3. Избегание. Человек испытывает страдание и считает, что дальше ему будет еще хуже, и он не в силах этого вынести. Смерть рассматривается как способ избежать страданий.
4. Самонаказание. Человек совершил поступок, который он не может себе простить. Происходит как бы раздвоение личности на "судью и подсудимого". Наказывая себя, он искупает свою
вину.
5. Отказ. Человек отказывается от жизни, если он потерял что-то важное для себя и никогда не вернет того, что было.

"СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ ПОПЫТКИ". Е.М. ВРОНО

Специфика представлений о смерти у детей такова, что у них нет понимания о том, что смерть необратима. Ребенок считает, что какое-то время его не будет, а потом он опять вернется.

Выявление формирующихся аутоагрессивных тенденций

Самоубийство – это всегда результат аутоагрессивности, т. е. направление агрессии на себя, саморазрушение. Тенденции к аутоагрессивности формируются в детском возрасте, поэтому педагогам начальных классов необходимо знать способы раннего выявления формирующихся аутоагрессивных тенденций.

В своей работе "Раннее выявление тенденций аутоагрессивности и диагностика суицидальной опасности" А.А. Биркин анализирует эти способы. Негативную роль в появлении аутоагрессии ребенка играют перенесенные заболевания (инфекционные,  поражающие центральную нервную систему, неврологические, а также черепно-мозговые травмы). В этих случаях необходимо
проконсультироваться у врачей, у которых наблюдается ребенок, может ли то или иное его заболевание повлиять на формирование суицидального поведения. Следует проанализировать реакции ребенка на конфликты, споры и ссоры, возникающие в семье, школе. Не звучат ли при этом у него высказывания следующего содержания: "мне все надоело", "мне надоело жить в таких условиях", "лучше не жить, чем жить с вами" (эта фраза – особенно острый сигнал и повод для  немедленного обращения к психологу, психотерапевту или психиатру).

Особенности поведения – также  предмет внимательного наблюдения  взрослого. А именно: как ребенок реализует свои желания, и в частности те, которые осуществляются с трудом. Если
он пытается при этом нанести себе вред (падает на пол, бьется головой, раздирает кожу на теле и т. п.), то это значит, что в стереотипе поведения преобладают аутоагрессивные тенденции. Такой способ реагирования может привести к демонстративно-шантажному виду поведения.

АНАЛИЗИРУЯ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ РЕБЕНКА,СЛЕДУЕТ ЗАМЕЧАТЬ, НАСКОЛЬКО ОН СКЛОНЕН К САМООБВИНЕНИЮ – ЭТО ПРИЗНАК СФОРМИРОВАННОЙ ЗАНИЖЕННОЙ САМООЦЕНКИ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВОЙ СТУПЕНЬЮ АУТОАГРЕССИИ

Наблюдая за детской игрой, следует учитывать, на что направлена активность: на созидание или разрушение. Если в игре ребенок чаще ведет себя деструктивно (энергия направлена на разрушение) – ломает игрушки (даже самые любимые), сюжет игры связан с катастрофами, уничтожением, то высока вероятность, что при возникновении внутриличностных проблем, им субъективно воспринимаемых как непреодолимые, ребенок направит имеющуюся энергию разрушения на себя. Необходимо знать, что смотрит по телевизору и что читает ребенок, какие у него есть любимые герои, какую музыку он слушает.

Таким образом, наблюдение за младшими школьниками дает взрослым представление о степени сформированности аутоагрессивных тенденций. При этом любое аутоагрессивное действие ребенка следует рассматривать как опасное для его жизни и здоровья.

Роль семьи в формировании суицидального поведения ребенка

Определяющую роль в формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи младшего школьника.

Семейные факторы риска суицидального поведения детей:
  • развод родителей;
  • смерть близкого человека; конфликты с родителями;
  • завышенные ожидания родителей от ребенка;
  • отсутствие внимания и заботы со стороны родителей;
  • жестокое обращение с ребенком в семье;
  • отчужденность в детско-родительских отношениях.
Корень нарушений отношений в семье – неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком: "Неразвитость или незрелость эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением является одним из механизмов развития личностных аномалий.

Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком собственного "Я". Чем младше ребенок, тем больше он зависит от семейного психологического климата. Проблема жестокого отношения играет немаловажную роль в принятии решения уйти из жизни.

Психологическая сущность жестокости – "насилие над потребностями, намерениями, чувствами, установками… ребенка, унижение его  или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям".

В младшем школьном возрасте ребенок в силу возрастных особенностей не может оказать сопротивление, защититься от психологического и физического насилия со стороны родителей. Проведенное Н.Ю. Синягиной исследование обучающихся младшей школы и их родителей, направленное на выявление характера их общения друг с другом, показало, что "основная причина недовольства родителей своими детьми и, как следствие, подзатыльников, ругани, избиения их – неудовлетворение учебной деятельностью ребенка (отмечают 59% опрошенных родителей).

Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания 38,5% родителей, а ругают и даже могут избить – 30,8%".

Отчужденность в детско-родительских отношениях проявляется в следующем:

  • в семье нет совместных занятий с ребенком, отсутствуют совместные формы проведения досуга;
  • ребенка не привлекают к обсуждению семейных проблем;
  • мнение ребенка не учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием;
  • не проявляется интереса к досугу ребенка;
  • отсутствует доверительный диалог;
  • отношения между родителями характеризуются конфликтностью.

Вышеперечисленные семейные факторы риска суицидального поведения детей могут развивать депрессию, которая является причиной большинства суицидов в детском и подростковом возрасте.

Следует отметить, что у детей существует особая, "маскированная" депрессия, которая проявляется в прямо противоположном  поведении, а именно: прежде спокойный ребенок стал суетливым, взвинченным, развивает бурную, неустанную деятельность; проявляет грубость, агрессию, не уделяет время домашним занятиям, может прогуливать школу, уходить из дома и т. д. Таким образом, нарочито демонстрируемая агрессия – типичная "маска" депрессии у детей и подростков.

Если родители заметили признаки депрессии, необходимо:
  • организовать ребенку щадящий режим дома и в школе;
  • попросить педагогов временно снизить учебные требования к ребенку;
  • посетить психолога;
  • окружить его дома вниманием и заботой, продемонстрировать свою любовь и поддержку;
  • побаловать ребенка его любимыми блюдами;
  • стараться, чтобы он как можно чаще испытывал чувство удовольствия и радости.

Признаки депрессии:
  • нарушение сна (бессонница или повышенная сонливость);
  • пищевые нарушения (полная потеря аппетита, обжорство, избирательность в еде, к примеру ест только один продукт или блюдо);
  • постоянные беспокойство, тревога; неряшливый вид (при обычной аккуратности ребенка);
  • усиление жалоб на плохое самочувствие;
  • частые смены настроения;
  • отдаление от семьи, друзей, замкнутость;
  • раздражительность;
  • снижение внимания, рассеянность, невозможность сосредоточиться;
  • потеря интереса к любимым занятиям;
  • вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;
  • резкое снижение успеваемости по всем, даже любимым предметам;
  • небрежное исполнение своих обязанностей по дому;
  • чувство неполноценности, бесполезности, потеря самоуважения;
  • высказывания типа: "У меня все равно не получится", "Я это не смогу".

Направления работы школы по профилактике суицидального поведения детей
В суицидальном поведении детей, помимо нарушений детско-родительских отношений, играют роль школьные трудности, связанные с отношениями с учителями и одноклассниками.

ПРИ ЗАТЯЖНОМ ДЕПРЕССИВНОМ СОСТОЯНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА ИЛИ НЕВРОЛОГА И МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ!

Школьные факторы риска суицидального поведения детей:
  • конфликтные отношения с учителями;
  • проблема признания сверстниками;
  • давление со стороны референтной группы (к которой ребенок чувствует свою принадлежность) сверстников;
  • частая смена учебного заведения (как следствие – потеря друзей, одноклассников, разрыв связи с референтной группой).

Наличие школьных и семейных факторов риска суицидального поведения учеников младших классов должно стать тревожным сигналом для педагогов, тем более если при этом ребенок демонстрирует такие поведенческие отклонения, как резкое снижение успеваемости; отсутствие интереса к окружающей жизни; изменение поведения в классе (агрессия, депрессия, избегание общения); пропуски школьных занятий без уважительных причин; противоправные действия; принятие роли потенциальной жертвы; употребление алкоголя, наркотических веществ. Неграмотные действия со стороны педагогов в этой ситуации могут стать для ребенка дополнительным толчком к осуществлению суицидального намерения.

НЕГРАМОТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СО СТОРОНЫ ПЕДАГОГОВ МОГУТ СТАТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ТОЛЧКОМ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНОГО НАМЕРЕНИЯ

Всемирная организация здравоохранения определила направления работы с обучающимися группы риска суицидального поведения:
  1. Установление доверительных отношений педагогов с детьми. Позитивные межличностные отношения с воспитанниками, безопасный диалог с ними позволяют оперативно выявлять острую потребность ребенка в помощи и моральной поддержке.
  2. Создание ситуации успеха, формирование у школьников позитивной самооценки, позволяющей адекватно реагировать на стрессы и преодолевать трудности.
  3. Предоставление школьникам информации о возможной помощи в ситуации возникших жизненных трудностей. На стенде в школе должны быть номера телефонов консультационных центров для детей, центров экстренной психологической помощи, телефона доверия. Важно, чтобы этой информацией владели и родители, а также чтобы все знали, что обращение может быть анонимным.
  4. Просвещение родителей в вопросах детского развития, возрастной специфики и необходимости создания в семье обстановки психологического комфорта.
  5. Выявление и предотвращение случаев издевательства и насилия в среде школьников. Дети, подвергающиеся агрессии со стороны сверстников, терпят постоянное психологическое давление и унижение. Трудность выявления и коррекции таких отношений заключается в неявном, скрытом характере подобных хулиганских действий отдельных школьников. Тем не менее умение педагога работать с классом как с социально-психологической группой (изучение особенностей развития детского коллектива, детской субкультуры, целенаправленное формирование позитивных межличностных отношений, диалогическое взаимодействие) позволит выявить характер неформального общения в классе и вовремя осуществить педагогическую коррекцию негативных тенденций.

УМЕНИЕ ПЕДАГОГА РАБОТАТЬ С КЛАССОМ КАК С СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППОЙ ПОЗВОЛИТ ВЫЯВИТЬ ХАРАКТЕР НЕФОРМАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В КЛАССЕ И ВОВРЕМЯ ОСУЩЕСТВИТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОРРЕКЦИЮ НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ

Профилактическое занятие "Жизнь"
Для изучения жизненных стратегий, выявления факторов эмоционального неблагополучия, профилактики суицидального поведения педагогу-психологу (можно совместно с классным руководителем) целесообразно провести с детьми занятие на тему "Жизнь".

Тема заранее не сообщается. Можно сказать следующее: "Ребята, сегодня мы проводим занятие, но тему я вам пока не объявлю. Вы мне потом скажете ее название. Я предлагаю вам заполнить анкету (показать ее всему классу), в которой нужно продолжить предложения и заполнить небольшую таблицу. Если у вас появятся вопросы, поднимите, пожалуйста, руку, я подойду, и мы шепотом поговорим: шепотом зададите вопрос, а я шепотом на него отвечу". Данная инструкция необходима, чтобы снять установку ребенка на то, чтобы давать ожидаемый окружающими ответ, а также чтобы вопросы и ответы окружающих не мешали ему выражать собственные мысли, эмоции, переживания и т. д.

Анкета

Фамилия, имя ______________________________ Класс________ Дата _________

1. Жизнь – это… _______________________________________________________
________________________________________________________________________

2. Жизнь дается человеку, чтобы… ______________________________________
________________________________________________________________________

3. Заполни таблицу
Хорошее в моей жизни Не очень хорошее в моей жизни Плохое в моей жизни
1)                                       1)                                                        1)
2)                                       2)                                                        2)
3)                                       3)                                                        3)
4)                                       4)                                                        4)
5)                                       5)                                                        5)

4. Самое дорогое в жизни для меня:
1) _____________________________________________________________________
2) _____________________________________________________________________
3) _____________________________________________________________________
4) _____________________________________________________________________
5) _____________________________________________________________________

5. Я люблю свою жизнь, потому что:
1) _____________________________________________________________________
2) _____________________________________________________________________
3) _____________________________________________________________________
4) _____________________________________________________________________
5) _____________________________________________________________________


После того как ребята заполнят анкету и определят тему, проводится беседа с целью создания позитивного группового настроя. Вопросы для беседы:
  • Что такое жизнь?
  • Для чего человеку дается жизнь?
  • Что есть хорошего в твоей жизни?
  • Что самое дорогое в твоей жизни?
  • Почему ты любишь свою жизнь?

Акцентировать внимание на отрицательных моментах, которые ребята описывали, продолжая фразы "Не очень хорошее в моей жизни…", "Плохое в моей жизни…", нецелесообразно.

Негативное  содержание необходимо проанализировать, а затем определить характер дальнейшей педагогической работы (групповая или индивидуальная), в ходе которой дать ребенку выразить через рассказ, рисунок и т. п. свои проблемы, чтобы оказать ему индивидуальную психолого-педагогическую помощь.

"ЖИЗНЬ – ЭТО БЕСКОНЕЧНЫЙ ТУННЕЛЬ, ОН НАПОЛНЕН РАДОСТЬЮ И ГРУСТЬЮ, ТАМ МОЖНО УЗНАТЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО"

Негативная информация может также стать поводом для проведения групповой беседы, например на темы: "Наш класс", "Я и мои друзья", "Что такое дружба?" и т. д. А на родительских собраниях можно предложить такие темы, как: "Семья глазами ребенка", "Как помочь ребенку преодолевать учебные трудности?", "Причины суицидального поведения детей" и т. д.
Необходимо помнить, что, работая с анкетами детей, недопустимо оглашение каких-либо сведений о конкретном ребенке. Озвучивается информация лишь в целом по классу.

Анализ результатов анкетирования
С помощью этой анкеты было проведено исследование 124 школьников 2–4-х классов. Анализ ответов ребят показал следующее.
1. Жизнь для младшего школьника – это:
  • уникальный мир каждого человека, связанный эмоционально-положительны- ми переживаниями на определенном отрезке времени – 60,7% ("то, что есть у каждого человека"; "часть меня"; "самое главное в человеке"; "это чувство, которое больше никогда не повторится – жизнь надо беречь"; "твоя судьба, которая дается один раз, чтобы проявить себя, узнать много нового о жизни, найти свою любовь истинную"; "замкнутый круг, в котором каждый день приключаются новые и новые истории"; "дар, который дает нам увидеть что-нибудь новое"; "это чудо, которое надо беречь"; "существенность, которая позволяет человеку жить"; "это когда ты есть на свете" и т. д.); счастье, радость – 17% ("счастье для всех"; "бодрость", "хорошая жизнь" и т. д.).
  • определенный промежуток времени для самореализации человека – 10,5% ("момент, который дается человеку, чтобы учиться и узнавать что-то новое"; "как игра, когда ты хочешь чего-нибудь добиться и не получается, и ты делаешь те вещи, которые никогда не делал"; "удача в мечтах" и т. д.);
  • отношения между людьми – 4,8% ("дружба", "друзья", "забота" и т. д.);
  • близкие люди – 4% ("любовь к маме"; "забота близких" и т. д.);
  • трудности и их преодоление – 3% ("травма неудачная"; "преграды, трудности", "жесткая, бессердечная штука"; "выживание").

Из ответов ребят видно, что 97% младших школьников воспринимают жизнь позитивно; 3% – имеют негативную жизненную установку, которая может быть постоянно такой или иметь ситуативный характер, например, в случае если ребенок чем-то расстроен, огорчен и т. д.

2. Продолжая предложение "Жизнь дается человеку, чтобы…", дети попытались обозначить свои жизненные приоритеты:
  • жизнь как длительный радостный процесс – 36% ("просто жить"; "спокойно гулять"; "научиться жить"; "жить и дышать свежим воздухом"; "просто радоваться жизни"; "наслаждаться красотой", "веселиться и ждать хороших моментов"; "наслаждаться ею и не портить жизнь другим людям"; "чтобы человек жил и любил свою жизнь"; "прожить свою жизнь долго и хорошо"; и т. д.);
  • познание нового, развитие – 21% ("развиваться", "познавать мир"; "узнавать что-то новое"; "познавать жизнь других"; "быть сильным, умным, добрым, хорошим"; "узнавать новые места"; "исполнить свою миссию" и т. д.);
  • совершение хороших, добрых дел – 17,7% ("делать что-то хорошее для себя и окружающих"; "делать добрые (правильные) дела"; "дарить людям радость" и т. д.);
  • построение отношений с другими – 12,1% ("дружить"; "завести много друзей"; "помогать другим людям"; "строить семью" и т. д.);
  • учение – 10,4% ("учиться", "учиться исправлять ошибки" и т. д.);
  • единение с природой – 2,8% ("любоваться природой"; "наслаждаться природой"; "ухаживать за природой" и т. д.).

Вывод. Жизненные стратегии младшего школьника связаны с созерцанием, наслаждением, процессуальностью жизни, построением позитивных отношений с миром.

"ЖИЗНЬ ДАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ МИР И ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ"

3. Оценка позитивных факторов, определяющих эмоциональное состояние младших школьников, проводилась в ходе анализа фраз, на- писанных в продолжение предложения "Хорошее в моей жизни…".

Таким образом, семья, друзья и успехи в учении являются главными факторами эмоционального благополучия младших школьников.

Оценка негативных факторов проводилась в ходе анализа предложений, начинающихся с фразы "Не очень хорошее в моей жизни…". Были установлены следующие негативные факторы эмоционального развития младших школьников:
  • трудности в учебе – 39,8 % ("что-нибудь не получается, например уроки"; "не нравятся отдельные предметы"; "двойки"; "тройки"; "класс"; "учитель"; "нельзя говорить на уроке"; "четверки" (у отличников) и т. д.);
  • ссоры – 16,3% ("с родителями"; "с друзьями"; "друзья ссорятся, а потом мирятся" и т. д.);
  • жестокое отношение в семье – 15,3% ("меня так ругают, что порой хочется…"; "меня не понимают, наказывают"; "бьют"; "издеваются" и т. д.);
  • переживание негативных эмоций, подавленного состояния – 9% ("скука"; "плохое настроение"; "грусть");
  • обиды – 8,3%; болезни – 7,3%; драки – 4%.

Вывод. Полученные данные свидетельствуют о том, что ученические трудности, ссоры и жестокое отношение в семье являются наиболее распространенными причинами эмоционального неблагополучия младших школьников.

Предлагая продолжить предложение "Плохое в моей жизни…", каждый педагог должен понимать, что для младшего школьника жизнь ассоциируется в основном с радостью, счастьем. Поэтому если ребенок, описывая хорошее и не очень хорошее в своей жизни, все-таки определил плохое, то к этому нужно относиться с особым вниманием и беспокойством. То что взрослому может казаться малосущественным, для маленького ребенка порой принимает мас- штабы личной трагедии и безысходности. Назовем факторы, опасные для психического здоровья младшего школьника, которые были выявлены в ходе анкетирования:
  • негативные межличностные отношения с одноклассниками ("когда не дружат"; "ссорятся"; "обижаются"; "дают клички"; "обзывают"; "соперничают"; "меня не любят"; "меня ненавидят"; "враги"; "недруги" и т. д.);
  • школьные проблемы ('плохие отметки"; "домашние задания"; "злой учитель"; "когда получил первую двойку"; "замечания" и т. д.);
  • физическое и психологическое насилие в семье ("бьют"; "издеваются"; "орут"; "ругают"; "ставят в угол"; "наказание"; "злой брат"; "сестра обижает (бьет)");
  • болезни, боль; смерть близких, родственников, любимых животных.

Вывод. Для современного младшего школьника наиболее уязвимыми для психологического здоровья являются школьные проблемы: конфликты с одноклассниками, ученические трудности, а так- же жестокое обращение в семье.

4. Как факторы, компенсирующие жизненные проблемы ребенка, могут выступать ценностные основания. Так, продолжая предложение "Самое дорогое в жизни для меня…", дети назвали следующее: семья (родители, родственники); друзья, дружба; школа (учеба, учитель); животные. Эти данные показывают, что семья для младшего школьника – это психологическое убежище от стрессов и неурядиц, а друзья, школа способны скомпенсировать возникающие трудности.

5. В заключение было изучено отношение детей к собственной жизни в позитивном контексте. Продолжая предложение "Я люблю свою жизнь, потому что…", ребята выделяли:
самоценность, самобытность детской жизни – 27,8% ("это самое дорогое в человеке"; "она дается один раз; ее надо беречь"; "она добрая, лучшая, заботливая"; "можно жить, любить,общаться"; "она достойна меня"; "она сладкая, как конфета, и умная, как учитель" и т. д.);
любовь к родителям, семье – 24,6% ("я люблю маму (семью)"; "у меня есть семья (хорошая семья)"; "меня очень сильно любят" и т. д.).
любовь к друзьям – 19,1% ("я люблю дружить"; "есть друзья, дружба – это главное сокровище"; "у меня лучшие друзья на земле" и т. д.);
жизнеутверждение, жизнерадостность своей жизни – 15,5% ("я люблю веселиться"; "она жизнерадостная"; "есть праздники"; "хочу радоваться своей жизни"; "удивляться"; "люблю радоваться жизни" и т. д.).
радость познания – 13% ("я люблю учиться"; "я много узнаю (новое)"; "можно побывать в интересных местах"; "она интересная" и т. д.).

В этих ответах легко обнаружить ведущие потребности ребенка: в любви и принятии, общении, любимом занятии. Их удовлетворение необходимо для сохранения психического здоровья.

---------------------------------------------------------


Яворский А.А. Феномен самоубийства в психологии личности (социально-психологический и клинико-психологические аспекты). Монография / Под науч. ред. Г.Г. Овчинниковой. М.: Издательство ООО "ПКЦ Альтекс", 2011.

Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд. СПб.: КАРО, 2006.

Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Ребенок в неблагополучной семье: показатели диагностики. Социальная педагогика. 2010. № 3. С. 97–108.
Категория: РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧЕНИКАМИ | Добавил: admin (29.03.2013)
Просмотров: 7430 | Теги: работа школьного психолога с ученик, школьный психолог, система работы школьного психолога, детский психолог, советы школьного психолога | Рейтинг: 5.0/1
Поиск

ИНФОРМАТИКА В ШКОЛЕ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ПРОФЕССОРА ФОРТРАНА


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОМПЬЮТЕР"


ПРАКТИКУМ ПО
   МОДЕЛИРОВАНИЮ.
   7-9 КЛАССЫ


РЕШЕНИЕ ТИПОВЫХ ЗАДАЧ
   ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ
   НА ЯЗЫКЕ PASCAL


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ИНФОРМАТИКЕ


ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ
   РАБОТЫ ПО
   ИНФОРМАТИКЕ. 11 КЛАСС


ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ
   ЭНЦИКЛОПЕДИЯ


ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   ГЕОГРАФИЯ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ГЕОГРАФИЯ РОССИИ


СПРАВОЧНИК ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ЗАГАДКИ ТОПОНИМИКИ

ФИТОГЕОГРАФИЯ ДЛЯ
   ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЕ
   ПУТЕШЕСТВЕННИКИ


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ

ГЕОГРАФИЯ ЧУДЕС

СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ

МОРЯ И ОКЕАНЫ

ВУЛКАНЫ

СТИХИЙНЫЕ БЕДСТВИЯ

ЗАГАДКИ МАТЕРИКОВ И
   ОКЕАНОВ


ЗНАКОМЬТЕСЬ: ЕВРОПА

ЗНАКОМЬТЕСЬ: АФРИКА

ПОГОДА. ЧТО, КАК И
   ПОЧЕМУ?


ШКОЛЬНИКАМ О
   СЕВЕРНОМ СИЯНИИ


ГЕОГРАФИЯ.
   ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ. 6 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ГЕОГРАФИИ


ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ
   КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
   В ФОРМАТЕ ЕГЭ


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ
   ПО ГЕОГРАФИИ


АСТРОНОМИЯ В ШКОЛЕ

КАРТОЧКИ ПО
   АСТРОНОМИИ


ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   ШКОЛЬНИКА "КОСМОС И
   ВСЕЛЕННАЯ"


ЗАДАЧИ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ
   ПО АСТРОНОМИИ. 10-11 КЛАССЫ
   КЛАССЫ"


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ
   ПО АСТРОНОМИИ


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ИНТЕРЕСНОЕ
   ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ


ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ТЕМАТИЧЕСКИЕ
   КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
   ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
   8 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ

ТИПОВЫЕ ТЕСТЫ В
   ФОРМАТЕ ЕГЭ


ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ
   УЧИТЕЛЯ


ХРИСТИАНСТВО

ЖИТИЯ СВЯТЫХ
    В КАРТИНКАХ


ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

БОГИ ОЛИМПА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
   МИФОЛОГИЯ


РУССКИЕ НАРОДНЫЕ
   ПРОМЫСЛЫ


ШКОЛЬНИКАМ О МУЗЕЯХ

СКУЛЬПТУРА

ЧУДЕСА СВЕТА

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   МОСКВЫ


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
   САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ИЗО В ШКОЛЕ

ОСНОВЫ РИСУНКА ДЛЯ
   УЧЕНИКОВ 5-8 КЛАССОВ


УРОКИ ПОШАГОВОГО
   РИСОВАНИЯ


РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ


ФИЗКУЛЬТУРА В ШКОЛЕ

Я УЧИТЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ ОЛИМПИЙСКИХ
   ИГР


УРОКИ КУЛЬТУРЫ
   ЗДОРОВЬЯ


УПРАЖНЕНИЯ И ИГРЫ
   С МЯЧОМ


УРОКИ ФУТБОЛА

АТЛЕТИЧЕСКАЯ
   ГИМНАСТИКА


ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗКУЛЬТУРА
   В СПЕЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ


УПРАЖНЕНИЯ НА
   РАСТЯЖКУ


АТЛЕТИЗМ БЕЗ ЖЕЛЕЗА


ТЕХНОЛОГИЯ В ШКОЛЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО
   ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ
   ДЕВОЧЕК. 6 КЛАСС


УРОКИ КУЛИНАРИИ В
   5 КЛАССЕ


КАРТОЧКИ ДЛЯ
    ОПРОСА ПО ТЕХНОЛОГИИ. 5 КЛАСС


ПРАКТИКУМ ПО
   СЛЕСАРНЫМ РАБОТАМ


ВЫПИЛИВАНИЕ ИЗ ФАНЕРЫ


ЭРУДИТ-КОМПАНИЯ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

АФОРИЗМЫ

АФОРИЗМЫ ОБ
   ОБРАЗОВАНИИ


АФОРИЗМЫ ОБ УЧИТЕЛЕ
   И УЧЕНИКЕ


Яндекс.Метрика Copyright MyCorp © 2024 Рейтинг@Mail.ru