Психолого-педагогическая профилактика суицидального поведения в начальной школе
Проблема детского суицида актуальна для современной школы, а
значит, взрослые должны знать не только особенности и причины
суицидального поведения детей, но и обладать достаточным уровнем
профессиональной компетентности в вопросах педагогической профилактики
детских суицидов. Особенно это актуально в начальной школе, где проблемы
только зарождаются, достигая своего апогея в подростковом и юношеском
возрасте.
Суицидальное поведение помимо суицида включает в себя: суицидальные
покушения, попытки и проявления. К покушениям относят все суицидальные
акты, не завершившиеся летально по причине, не зависящей от суицидента
(обрыв веревки, своевременно проведенные реанимационные мероприятия и т.
д.). Суицидальными попытками считают демонстративно- установочные
действия, при которых человек чаще всего знает о безопасности
совершаемого им акта. К суицидальным проявлениям относят мысли,
высказывания, намеки, не сопровождающиеся, однако, какими-либо
действиями, направленными на лишение себя жизни.
Личностный смысл самоубийства может быть разным, поэтому ученые выделяют несколько видов суицидов:
1. Протест или месть. Человек считает, что его никто не любит, никто не понимает. Агрессию обидчиков он переносит на себя.
2. Призыв. Человек считает, что он никому не нужен, и своим поступком он как бы выражает призыв к окружающим о помощи.
Цель суицида – изменить ситуацию с помощью других людей.
3. Избегание. Человек испытывает страдание и считает, что дальше
ему будет еще хуже, и он не в силах этого вынести. Смерть
рассматривается как способ избежать страданий.
4. Самонаказание. Человек совершил поступок, который он не может
себе простить. Происходит как бы раздвоение личности на "судью и
подсудимого". Наказывая себя, он искупает свою
вину.
5. Отказ. Человек отказывается от жизни, если он потерял что-то важное для себя и никогда не вернет того, что было.
"СУИЦИДАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ ДО 10 ЛЕТ СОВЕРШАЮТСЯ
НЕЧАСТО. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВОЗРАСТ РЕБЕНКА, ТЕМ БОЛЕЕ ТРАВМАТИЧНЫМИ БЫВАЮТ
ПОПЫТКИ". Е.М. ВРОНО
Специфика представлений о смерти у детей такова, что у них нет
понимания о том, что смерть необратима. Ребенок считает, что какое-то
время его не будет, а потом он опять вернется.
Выявление формирующихся аутоагрессивных тенденций
Самоубийство – это всегда результат аутоагрессивности, т. е.
направление агрессии на себя, саморазрушение. Тенденции к
аутоагрессивности формируются в детском возрасте, поэтому педагогам
начальных классов необходимо знать способы раннего выявления
формирующихся аутоагрессивных тенденций.
В своей работе "Раннее выявление тенденций аутоагрессивности и
диагностика суицидальной опасности" А.А. Биркин анализирует эти способы.
Негативную роль в появлении аутоагрессии ребенка играют перенесенные
заболевания (инфекционные, поражающие центральную нервную систему,
неврологические, а также черепно-мозговые травмы). В этих случаях
необходимо
проконсультироваться у врачей, у которых наблюдается ребенок, может ли
то или иное его заболевание повлиять на формирование суицидального
поведения. Следует проанализировать реакции ребенка на конфликты, споры и
ссоры, возникающие в семье, школе. Не звучат ли при этом у него
высказывания следующего содержания: "мне все надоело", "мне надоело жить
в таких условиях", "лучше не жить, чем жить с вами" (эта фраза –
особенно острый сигнал и повод для немедленного обращения к психологу,
психотерапевту или психиатру).
Особенности поведения – также предмет внимательного наблюдения
взрослого. А именно: как ребенок реализует свои желания, и в частности
те, которые осуществляются с трудом. Если
он пытается при этом нанести себе вред (падает на пол, бьется головой,
раздирает кожу на теле и т. п.), то это значит, что в стереотипе
поведения преобладают аутоагрессивные тенденции. Такой способ
реагирования может привести к демонстративно-шантажному виду поведения.
АНАЛИЗИРУЯ ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ РЕБЕНКА,СЛЕДУЕТ
ЗАМЕЧАТЬ, НАСКОЛЬКО ОН СКЛОНЕН К САМООБВИНЕНИЮ – ЭТО ПРИЗНАК
СФОРМИРОВАННОЙ ЗАНИЖЕННОЙ САМООЦЕНКИ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРВОЙ СТУПЕНЬЮ АУТОАГРЕССИИ
Наблюдая за детской игрой, следует учитывать, на что направлена
активность: на созидание или разрушение. Если в игре ребенок чаще ведет
себя деструктивно (энергия направлена на разрушение) – ломает игрушки
(даже самые любимые), сюжет игры связан с катастрофами, уничтожением, то
высока вероятность, что при возникновении внутриличностных проблем, им
субъективно воспринимаемых как непреодолимые, ребенок направит имеющуюся
энергию разрушения на себя. Необходимо знать, что смотрит по телевизору
и что читает ребенок, какие у него есть любимые герои, какую музыку он
слушает.
Таким образом, наблюдение за младшими школьниками дает взрослым
представление о степени сформированности аутоагрессивных тенденций. При
этом любое аутоагрессивное действие ребенка следует рассматривать как
опасное для его жизни и здоровья.
Роль семьи в формировании суицидального поведения ребенка
Определяющую роль в формировании суицидального поведения играют взаимоотношения внутри семьи младшего школьника.
отсутствие внимания и заботы со стороны родителей;
жестокое обращение с ребенком в семье;
отчужденность в детско-родительских отношениях.
Корень нарушений отношений в семье – неразвитость отношений
привязанности между матерью и ребенком: "Неразвитость или незрелость
эмоциональных отношений с ближайшим семейным окружением является одним
из механизмов развития личностных аномалий.
Неразвитость отношений привязанности между матерью и ребенком в дальнейшем преобразуется в стабильное отвержение ребенком собственного "Я". Чем младше ребенок, тем больше он зависит от семейного
психологического климата. Проблема жестокого отношения играет
немаловажную роль в принятии решения уйти из жизни.
Психологическая сущность жестокости – "насилие над потребностями,
намерениями, чувствами, установками… ребенка, унижение его или
принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям".
В младшем школьном возрасте ребенок в силу возрастных особенностей не
может оказать сопротивление, защититься от психологического и
физического насилия со стороны родителей. Проведенное Н.Ю. Синягиной исследование обучающихся младшей школы и их
родителей, направленное на выявление характера их общения друг с другом,
показало, что "основная причина недовольства родителей своими детьми и,
как следствие, подзатыльников, ругани, избиения их – неудовлетворение
учебной деятельностью ребенка (отмечают 59% опрошенных родителей).
Хвалят своих детей за выполнение домашнего задания 38,5% родителей, а ругают и даже могут избить – 30,8%".
Отчужденность в детско-родительских отношениях проявляется в следующем:
в семье нет совместных занятий с ребенком, отсутствуют совместные формы проведения досуга;
ребенка не привлекают к обсуждению семейных проблем;
мнение ребенка не учитывается при решении вопросов, связанных с его воспитанием;
не проявляется интереса к досугу ребенка;
отсутствует доверительный диалог;
отношения между родителями характеризуются конфликтностью.
Вышеперечисленные семейные факторы риска суицидального поведения детей
могут развивать депрессию, которая является причиной большинства
суицидов в детском и подростковом возрасте.
Следует отметить, что у детей существует особая, "маскированная"
депрессия, которая проявляется в прямо противоположном поведении, а
именно: прежде спокойный ребенок стал суетливым, взвинченным, развивает
бурную, неустанную деятельность; проявляет грубость, агрессию, не
уделяет время домашним занятиям, может прогуливать школу, уходить из
дома и т. д. Таким образом, нарочито демонстрируемая агрессия – типичная
"маска" депрессии у детей и подростков.
Если родители заметили признаки депрессии, необходимо:
организовать ребенку щадящий режим дома и в школе;
попросить педагогов временно снизить учебные требования к ребенку;
посетить психолога;
окружить его дома вниманием и заботой, продемонстрировать свою любовь и поддержку;
побаловать ребенка его любимыми блюдами;
стараться, чтобы он как можно чаще испытывал чувство удовольствия и радости.
Признаки депрессии:
нарушение сна (бессонница или повышенная сонливость);
пищевые нарушения (полная потеря аппетита, обжорство, избирательность в еде, к примеру ест только один продукт или блюдо);
постоянные беспокойство, тревога; неряшливый вид (при обычной аккуратности ребенка);
усиление жалоб на плохое самочувствие;
частые смены настроения;
отдаление от семьи, друзей, замкнутость;
раздражительность;
снижение внимания, рассеянность, невозможность сосредоточиться;
потеря интереса к любимым занятиям;
вялость, хроническая усталость, замедленные движения и речь;
резкое снижение успеваемости по всем, даже любимым предметам;
высказывания типа: "У меня все равно не получится", "Я это не смогу".
Направления работы школы по профилактике суицидального поведения детей
В суицидальном поведении детей, помимо нарушений детско-родительских
отношений, играют роль школьные трудности, связанные с отношениями с
учителями и одноклассниками.
ПРИ ЗАТЯЖНОМ ДЕПРЕССИВНОМ СОСТОЯНИИ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОТЕРАПЕВТА ИЛИ НЕВРОЛОГА И МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ!
давление со стороны референтной группы (к которой ребенок чувствует свою принадлежность) сверстников;
частая смена учебного заведения (как следствие – потеря друзей, одноклассников, разрыв связи с референтной группой).
Наличие школьных и семейных факторов риска суицидального поведения
учеников младших классов должно стать тревожным сигналом для педагогов,
тем более если при этом ребенок демонстрирует такие поведенческие
отклонения, как резкое снижение успеваемости; отсутствие интереса к
окружающей жизни; изменение поведения в классе (агрессия, депрессия,
избегание общения); пропуски школьных занятий без уважительных причин;
противоправные действия; принятие роли потенциальной жертвы;
употребление алкоголя, наркотических веществ. Неграмотные действия со
стороны педагогов в этой ситуации могут стать для ребенка дополнительным
толчком к осуществлению суицидального намерения.
НЕГРАМОТНЫЕ ДЕЙСТВИЯ СО СТОРОНЫ ПЕДАГОГОВ МОГУТ СТАТЬ ДЛЯ РЕБЕНКА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ТОЛЧКОМ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ СУИЦИДАЛЬНОГО НАМЕРЕНИЯ
Всемирная организация здравоохранения определила направления работы с обучающимися группы риска суицидального поведения:
Установление доверительных отношений педагогов с детьми.
Позитивные межличностные отношения с воспитанниками, безопасный диалог с
ними позволяют оперативно выявлять острую потребность ребенка в помощи и
моральной поддержке.
Создание ситуации успеха, формирование у школьников позитивной
самооценки, позволяющей адекватно реагировать на стрессы и преодолевать
трудности.
Предоставление школьникам информации о возможной помощи в
ситуации возникших жизненных трудностей. На стенде в школе должны быть
номера телефонов консультационных центров для детей, центров экстренной
психологической помощи, телефона доверия. Важно, чтобы этой информацией
владели и родители, а также чтобы все знали, что обращение может быть
анонимным.
Просвещение родителей в вопросах детского развития, возрастной
специфики и необходимости создания в семье обстановки психологического
комфорта.
Выявление и предотвращение случаев издевательства и насилия в
среде школьников. Дети, подвергающиеся агрессии со стороны сверстников,
терпят постоянное психологическое давление и унижение. Трудность
выявления и коррекции таких отношений заключается в неявном, скрытом
характере подобных хулиганских действий отдельных школьников. Тем не
менее умение педагога работать с классом как с социально-психологической
группой (изучение особенностей развития детского коллектива, детской
субкультуры, целенаправленное формирование позитивных межличностных
отношений, диалогическое взаимодействие) позволит выявить характер
неформального общения в классе и вовремя осуществить педагогическую
коррекцию негативных тенденций.
УМЕНИЕ ПЕДАГОГА РАБОТАТЬ С КЛАССОМ КАК С
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГРУППОЙ ПОЗВОЛИТ ВЫЯВИТЬ ХАРАКТЕР
НЕФОРМАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ В КЛАССЕ И ВОВРЕМЯ ОСУЩЕСТВИТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ
КОРРЕКЦИЮ НЕГАТИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ
Профилактическое занятие "Жизнь"
Для изучения жизненных стратегий, выявления факторов эмоционального
неблагополучия, профилактики суицидального поведения педагогу-психологу
(можно совместно с классным руководителем) целесообразно провести с детьми занятие на тему "Жизнь".
Тема заранее не сообщается. Можно сказать следующее: "Ребята, сегодня
мы проводим занятие, но тему я вам пока не объявлю. Вы мне потом скажете
ее название. Я предлагаю вам заполнить анкету (показать ее всему
классу), в которой нужно продолжить предложения и заполнить небольшую
таблицу. Если у вас появятся вопросы, поднимите, пожалуйста, руку, я
подойду, и мы шепотом поговорим: шепотом зададите вопрос, а я шепотом на
него отвечу". Данная инструкция необходима, чтобы снять установку
ребенка на то, чтобы давать ожидаемый окружающими ответ, а также чтобы
вопросы и ответы окружающих не мешали ему выражать собственные мысли,
эмоции, переживания и т. д.
Анкета
Фамилия, имя ______________________________ Класс________ Дата _________
1. Жизнь – это… _______________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Жизнь дается человеку, чтобы… ______________________________________
________________________________________________________________________
3. Заполни таблицу
Хорошее в моей жизни Не очень хорошее в моей жизни Плохое в моей жизни
1) 1) 1)
2) 2) 2)
3) 3) 3)
4) 4) 4)
5) 5) 5)
4. Самое дорогое в жизни для меня:
1) _____________________________________________________________________
2) _____________________________________________________________________
3) _____________________________________________________________________
4) _____________________________________________________________________
5) _____________________________________________________________________
5. Я люблю свою жизнь, потому что:
1) _____________________________________________________________________
2) _____________________________________________________________________
3) _____________________________________________________________________
4) _____________________________________________________________________
5) _____________________________________________________________________
После того как ребята заполнят анкету и определят тему, проводится
беседа с целью создания позитивного группового настроя. Вопросы для
беседы:
Что такое жизнь?
Для чего человеку дается жизнь?
Что есть хорошего в твоей жизни?
Что самое дорогое в твоей жизни?
Почему ты любишь свою жизнь?
Акцентировать внимание на отрицательных моментах, которые ребята
описывали, продолжая фразы "Не очень хорошее в моей жизни…", "Плохое в
моей жизни…", нецелесообразно.
Негативное содержание необходимо проанализировать, а затем определить
характер дальнейшей педагогической работы (групповая или
индивидуальная), в ходе которой дать ребенку выразить через рассказ,
рисунок и т. п. свои проблемы, чтобы оказать ему индивидуальную
психолого-педагогическую помощь.
"ЖИЗНЬ – ЭТО БЕСКОНЕЧНЫЙ ТУННЕЛЬ, ОН НАПОЛНЕН РАДОСТЬЮ И ГРУСТЬЮ, ТАМ МОЖНО УЗНАТЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО"
Негативная информация может также стать поводом для проведения
групповой беседы, например на темы: "Наш класс", "Я и мои друзья", "Что
такое дружба?" и т. д. А на родительских собраниях можно предложить
такие темы, как: "Семья глазами ребенка", "Как помочь ребенку
преодолевать учебные трудности?", "Причины суицидального поведения
детей" и т. д.
Необходимо помнить, что, работая с анкетами детей, недопустимо
оглашение каких-либо сведений о конкретном ребенке. Озвучивается
информация лишь в целом по классу.
Анализ результатов анкетирования
С помощью этой анкеты было проведено исследование 124 школьников 2–4-х классов. Анализ ответов ребят показал следующее.
1. Жизнь для младшего школьника – это:
уникальный мир каждого человека, связанный
эмоционально-положительны- ми переживаниями на определенном отрезке
времени – 60,7% ("то, что есть у каждого человека"; "часть меня"; "самое
главное в человеке"; "это чувство, которое больше никогда не повторится
– жизнь надо беречь"; "твоя судьба, которая дается один раз, чтобы
проявить себя, узнать много нового о жизни, найти свою любовь истинную";
"замкнутый круг, в котором каждый день приключаются новые и новые
истории"; "дар, который дает нам увидеть что-нибудь новое"; "это чудо,
которое надо беречь"; "существенность, которая позволяет человеку жить";
"это когда ты есть на свете" и т. д.); счастье, радость – 17% ("счастье
для всех"; "бодрость", "хорошая жизнь" и т. д.).
определенный промежуток времени для самореализации человека –
10,5% ("момент, который дается человеку, чтобы учиться и узнавать что-то
новое"; "как игра, когда ты хочешь чего-нибудь добиться и не
получается, и ты делаешь те вещи, которые никогда не делал"; "удача в
мечтах" и т. д.);
отношения между людьми – 4,8% ("дружба", "друзья", "забота" и т. д.);
близкие люди – 4% ("любовь к маме"; "забота близких" и т. д.);
трудности и их преодоление – 3% ("травма неудачная"; "преграды, трудности", "жесткая, бессердечная штука"; "выживание").
Из ответов ребят видно, что 97% младших школьников воспринимают жизнь
позитивно; 3% – имеют негативную жизненную установку, которая может
быть постоянно такой или иметь ситуативный характер, например, в случае
если ребенок чем-то расстроен, огорчен и т. д.
2. Продолжая предложение "Жизнь дается человеку, чтобы…", дети попытались обозначить свои жизненные приоритеты:
жизнь как длительный радостный процесс – 36% ("просто жить";
"спокойно гулять"; "научиться жить"; "жить и дышать свежим воздухом";
"просто радоваться жизни"; "наслаждаться красотой", "веселиться и ждать
хороших моментов"; "наслаждаться ею и не портить жизнь другим людям";
"чтобы человек жил и любил свою жизнь"; "прожить свою жизнь долго и
хорошо"; и т. д.);
познание нового, развитие – 21% ("развиваться", "познавать мир";
"узнавать что-то новое"; "познавать жизнь других"; "быть сильным, умным,
добрым, хорошим"; "узнавать новые места"; "исполнить свою миссию" и т.
д.);
совершение хороших, добрых дел – 17,7% ("делать что-то хорошее
для себя и окружающих"; "делать добрые (правильные) дела"; "дарить людям
радость" и т. д.);
построение отношений с другими – 12,1% ("дружить"; "завести много друзей"; "помогать другим людям"; "строить семью" и т. д.);
учение – 10,4% ("учиться", "учиться исправлять ошибки" и т. д.);
единение с природой – 2,8% ("любоваться природой"; "наслаждаться природой"; "ухаживать за природой" и т. д.).
Вывод. Жизненные стратегии младшего школьника связаны с созерцанием,
наслаждением, процессуальностью жизни, построением позитивных отношений с
миром.
"ЖИЗНЬ ДАЕТСЯ ЧЕЛОВЕКУ, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ МИР И ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ"
3. Оценка позитивных факторов, определяющих эмоциональное состояние
младших школьников, проводилась в ходе анализа фраз, на- писанных в
продолжение предложения "Хорошее в моей жизни…".
Таким образом, семья, друзья и успехи в учении являются главными факторами эмоционального благополучия младших школьников.
Оценка негативных факторов проводилась в ходе анализа предложений,
начинающихся с фразы "Не очень хорошее в моей жизни…". Были установлены
следующие негативные факторы эмоционального развития младших школьников:
трудности в учебе – 39,8 % ("что-нибудь не получается, например
уроки"; "не нравятся отдельные предметы"; "двойки"; "тройки"; "класс";
"учитель"; "нельзя говорить на уроке"; "четверки" (у отличников) и т.
д.);
ссоры – 16,3% ("с родителями"; "с друзьями"; "друзья ссорятся, а потом мирятся" и т. д.);
жестокое отношение в семье – 15,3% ("меня так ругают, что порой
хочется…"; "меня не понимают, наказывают"; "бьют"; "издеваются" и т.
д.);
Вывод. Полученные данные свидетельствуют о том, что ученические
трудности, ссоры и жестокое отношение в семье являются наиболее
распространенными причинами эмоционального неблагополучия младших
школьников.
Предлагая продолжить предложение "Плохое в моей жизни…", каждый педагог
должен понимать, что для младшего школьника жизнь ассоциируется в
основном с радостью, счастьем. Поэтому если ребенок, описывая хорошее и
не очень хорошее в своей жизни, все-таки определил плохое, то к этому
нужно относиться с особым вниманием и беспокойством. То что взрослому
может казаться малосущественным, для маленького ребенка порой принимает
мас- штабы личной трагедии и безысходности. Назовем факторы, опасные для
психического здоровья младшего школьника, которые были выявлены в ходе
анкетирования:
негативные межличностные отношения с одноклассниками ("когда не
дружат"; "ссорятся"; "обижаются"; "дают клички"; "обзывают";
"соперничают"; "меня не любят"; "меня ненавидят"; "враги"; "недруги" и
т. д.);
школьные проблемы ('плохие отметки"; "домашние задания"; "злой учитель"; "когда получил первую двойку"; "замечания" и т. д.);
физическое и психологическое насилие в семье ("бьют";
"издеваются"; "орут"; "ругают"; "ставят в угол"; "наказание"; "злой
брат"; "сестра обижает (бьет)");
болезни, боль; смерть близких, родственников, любимых животных.
Вывод. Для современного младшего школьника наиболее уязвимыми для
психологического здоровья являются школьные проблемы: конфликты с
одноклассниками, ученические трудности, а так- же жестокое обращение в
семье.
4. Как факторы, компенсирующие жизненные проблемы ребенка, могут
выступать ценностные основания. Так, продолжая предложение "Самое
дорогое в жизни для меня…", дети назвали следующее: семья (родители,
родственники); друзья, дружба; школа (учеба, учитель); животные. Эти
данные показывают, что семья для младшего школьника – это
психологическое убежище от стрессов и неурядиц, а друзья, школа способны
скомпенсировать возникающие трудности.
5. В заключение было изучено отношение детей к собственной жизни в
позитивном контексте. Продолжая предложение "Я люблю свою жизнь, потому
что…", ребята выделяли:
самоценность, самобытность детской жизни – 27,8% ("это самое дорогое в
человеке"; "она дается один раз; ее надо беречь"; "она добрая, лучшая,
заботливая"; "можно жить, любить,общаться"; "она достойна меня"; "она
сладкая, как конфета, и умная, как учитель" и т. д.);
любовь к родителям, семье – 24,6% ("я люблю маму (семью)"; "у меня есть
семья (хорошая семья)"; "меня очень сильно любят" и т. д.).
любовь к друзьям – 19,1% ("я люблю дружить"; "есть друзья, дружба – это
главное сокровище"; "у меня лучшие друзья на земле" и т. д.);
жизнеутверждение, жизнерадостность своей жизни – 15,5% ("я люблю
веселиться"; "она жизнерадостная"; "есть праздники"; "хочу радоваться
своей жизни"; "удивляться"; "люблю радоваться жизни" и т. д.).
радость познания – 13% ("я люблю учиться"; "я много узнаю (новое)";
"можно побывать в интересных местах"; "она интересная" и т. д.).
В этих ответах легко обнаружить ведущие потребности ребенка: в любви и
принятии, общении, любимом занятии. Их удовлетворение необходимо для
сохранения психического здоровья.
Яворский А.А. Феномен самоубийства в психологии личности
(социально-психологический и клинико-психологические аспекты).
Монография / Под науч. ред. Г.Г. Овчинниковой. М.: Издательство ООО "ПКЦ
Альтекс", 2011.