У семилетнего Саши К. в рисунке семьи представлена сплоченная группа, состоящая из бабушки, мамы
и папы, а он сам нарисован в стороне, резко уменьшенного размера
(рис. 153). Особенно мала голова, размер которой в наибольшей мере
отражает степень значимости персонажа. Саша, по-видимому, оценивает себя
как мало значимого члена семьи. Это подтверждается и тем, что он
нарисовал себя последним. При изображении себя и особенно отца
проявилась ярко выраженная эмоциональная нагрузка (фигуры заштрихованы с
сильным нажимом). При изображении мамы и бабушки нагрузка выражена
значительно меньше.
У папы не нарисованы кисти рук, что
сигнализирует об отсутствии или недостаточности содержательного общения с
Сашей. Исходя из того, что мальчик изобразил его ближе всех к себе и с
самой крупной головой, можно предположить, что отец для него — очень
значимая фигура. Возможно, напряженное отношение к нему вызвано именно
недостаточностью общения. Сопоставление
рисунка семьи с рисунком человека (рис. 154) показывает, что последний
выполнен более тщательно и не содержит признаков эмоциональной нагрузки.
Из специфических особенностей рисунка человека следует отметить
отклонение от вертикали, увеличенный размер и непопадание линий в нужную
точку. Эти признаки позволяют предположить наличие импульсивности,
связанной с органическим поражением мозга. Пустые глаза (без радужки и
зрачков) — признак возможной аутизации. На рисунке семьи этот признак
еще более выражен, поскольку глаза изображены намного крупнее, чем на
рисунке человека.. В
рисунке семьи животных прослеживаются те же закономерности, что и в
рисунке своей семьи. Родители образуют тесную пару, расположенную
несколько в стороне от ребенка (рис. 155). При изображении папы-коня
проявилась сильная эмоциональная нагрузка (голова зачернена).
Следовательно, отмеченные особенности не случайны. Родители
жалуются на то, что Саша неорганизован, высоко конфликтен, бывает
агрессивным (иногда бросает в людей какие-либо предметы — впрочем,
нетяжелые). У мальчика нет друзей, отношения как со сверстниками, так и
со взрослыми складываются плохо. Эти проблемы могут отчасти объясняться
индивидуально-психологическими особенностями Саши, проявившимися в
рисунке человека. Однако они, безусловно, обострены напряженным
отношением к отцу и Сашиным общим неблагоприятным самоощущением в семье.
Специфичные особенности семьи животных,
нарисованной четырнадцатилетней Юлей А. (рис. 156), — это большое число
персонажей (семь), отсутствие детей и выбор эмоционально неприятных
животных (змея, червяк, скорпион). Особенно выразителен ее комментарий к
изображению бабушки: «Бабушка-летучая мышь. Сосет кровь. Вампир».
Реально девочка живет с родителями,
бабушкой и младшим братом. Включение в рисунок дополнительных членов
семьи говорит о том, что у девочки отсутствует ощущение своей семьи как
естественной устойчивой единицы. Выбор эмоционально отрицательных
животных — свидетельство откровенно враждебного, а подчас и
презрительного (папа-червяк) отношения Юли к родственникам. Данные
психологического обследования в целом демонстрируют картину остро
проходящего подросткового кризиса. Его течение осложнено неправильными
действиями мамы и бабушки, пытающихся чрезмерно контролировать и
реглагментироватъ поведение Юли, определять выбор ею подруг и т. п. В
итоге в семье возник устойчивый конфликт. Негативное отношение девочки к
семейной ситуации привело к попыткам уйти из семьи, которые
символически отражаются в отсутствии детей на рисунке семьи животных.
На рисунке семьи животных
одиннадцатилетнего Толи И. изображены очень чинные и благопристойные
папа-лев и мама-слониха. Им противопоставлены дети, нарисованные в
подчеркнуто свободных и даже развязных позах: сын-заяц и дочь-свинья
(рис. 157).
По поводу сына-зайца Толя сообщил, что он —
«что-то вроде наркомана» (на рисунке он изображен со шприцем в руке). В
реальной Толиной семье двое детей: сам Толя и его старший брат
пятнадцати лет. На вопрос о том, кто из детей в изображенной им семье
старший, мальчик указал на зайца. Это дает основания полагать, что
именно в образе зайца он отразил свое отношение к старшему брату, в то
время как сам он изображен в образе дочери-свиньи (отношения старшинства
в семье обычно более значимы, чем пол).
Дети изображены на рисунке в экстравертных
позах, с руками, отставленными в стороны. Родители же, хотя и имеют
человеческие лица, но лишены рук или каких-либо других признаков,
символизирующих направленность на общение. Это позволяет предположить,
что Толя испытывает в семье сильный дефицит общения.
Антисоциальная тематика — упоминание о
наркомании — говорит о серьезных проблемах социализации. Не исключено,
что старший брат Толи действительно употребляет наркотики, хотя родители
этого не подтверждают. Если в рисунке все же отражена реальность, то
это не отменяет вывода о нарушениях Толиной социализации.
Социализированный вариант поведения в данном случае демонстрируют
родители, которые отрицают наличие этой проблемы независимо от реального
положения дел. Серьезное
неблагополучие, проявившееся в рисунке семьи животных, отнюдь не было
очевидным по сделанному Толей рисунку человека (рис. 158). В целом
рисунок производит благоприятное впечатление. В нем представлена поза
отказа от общения (руки в карманах), имеются проявления повышенной
тревожности и некоторой ригидности (избыточное количество одинаковых
пуговиц), однако признаки сколько-нибудь выраженной психологической
нагрузки отсутствуют. По-видимому, семейная сфера является для Толи
особо нагрузочной, что и привело к тому, что отклонения проявились
именно в рисунке на тему семьи.
Жалобы, с которыми обратились к психологу
родители Толи, весьма серьезны. Поведение мальчика в школе
дезорганизовано. По решению медико-психолого-педагогической комиссии он
направлен в школу для детей с нарушениями поведения. Трудности,
относящиеся к семейной сфере, отразились в рассказе родителей лишь
косвенно: они жалуются на Толину инфантильность, на то, что он слишком
любит «ласкаться». Подобная жалоба полностью соответствует Толиным
ощущениям недостатка контакта с родителями и отсутствия эмоционального
тепла, проявившимся в рисунке семьи животных.
Родителям Толи была рекомендована семейная
психотерапия, однако они не смогли (или не захотели) последовать этой
рекомендации. Вскоре после описанного визита они переехали в другой
город, где Толя в течение почти двух лет посещал массовую школу. К концу
этого периода педагоги, как и в прошлой школе, стали настаивать на
переводе мальчика в школу для детей с нарушениями поведения. Родители
повторно обратились за консультацией. Психологическое
обследование показало, что динамика Толиного состояния за истекший
период неблагоприятна. В частности, это можно заметить, сравнивая
рисунки человека, сделанные во время первого и второго визитов, то есть в
предпод-ростковом и затем в подростковом возрасте. Основное изменение
состоит в появлении симптоматики остро протекающего подросткового
кризиса (рис. 159).
Впечатление, производимое рисунком,
сделанным Толей в тринадцатилетнем возрасте, крайне неблагоприятно. На
нем изображен персонаж с мрачно-злобным выражением лица. Поза
интровертна; в то же время имеются выраженные признаки агрессии, как
физической (сжатый кулак), так и вербальной (оскаленные зубы). Рисунок
профильный, что типично при подростковом негативизме. Гораздо сильнее,
чем в прошлый раз, выражены признаки тревоги. Отражение
особо острого внутрисемейного конфликта можно видеть на динамическом
рисунке семьи одиннадцатилетнего Кирилла 3. (рис. 160).
В рассмотренных ранее рисунках если и не
присутствовало общение между членами семьи, то хотя бы кто-либо один из
них выполнял некую семейную функцию. Как правило, это была мама,
готовящая обед.
В рисунке Кирилла семейная тематика
отсутствует вовсе. Каждый из персонажей занят своим делом, никак не
связанным с остальными. Наиболее выразительный элемент рисунка — это
дверь туалета, за которой мальчик поместил себя. Незадолго до визита к
психологу Кирилл был надолго заперт родителями в туалете в наказание за
грубо агрессивное поведение в школе. На рисунке ситуация переосмыслена.
На двери туалета висит табличка: «Не входить. Я занят». Тем самым Кирилл
демонстрирует, что он заперся сам, хотя в реальности его заперли
родители. Сцену, изображенную на рисунке, можно проинтерпретировать как
встречный отказ мальчика от каких-либо контактов с родителями. Он
подчеркнут дополнительными штрихами, отгораживающими дверь от
окружающего пространства. Штрихи небрежны и сделаны с очень сильным
нажимом, что говорит о высокой эмоциональной напряженности.
Родители изображены карикатурно. У отца
огромный живот, на лице нарисованы прыщи (точки на лбу). У матери вместо
ступней что-то вроде копыт, губы нарочито подчеркнуты, глаза пустые,
поза нелепа. В этом выражается негативное отношение Кирилла, его протест
против применяемых «педагогических» воздействий. Интересная деталь на
двери — значок, которым принято маркировать мужской общественный туалет.
В данном случае он, по-видимому, говорит о том, что отношение к матери
более конфликтно, чем к отцу: ей вход запрещен окончательно и
бесповоротно. О том же говорит ее отдаленность и обращенность
исключительно на себя, в то время как отец направляется к двери, за
которой предполагается мальчик.
В данной ситуации необходимы срочные меры
по налаживанию нормального общения с ребенком. Если оно не будет
восстановлено, то очень вероятны острейшие протестные реакции. Форма их
выражения может оказаться еще более грубо агрессивной, чем в предыдущем
случае, когда он нанес травму своему однокласснику. |