ПОВЫШЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ СЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Некоторые признаки, свидетельствующие о повышенной значимости сексуальной сферы, уже рассматривались в связи с анализом рисунков человека. Это типичные для подростков подчеркивание признаков пола, показатели эмоциональной нагрузки при их изображении, экстравагантная одежда (см. рис. 12, 13, 34, 40, 44). О высокой значимости сексуальной сферы говорит также изображение обнаженной или полуобнаженной фигуры (рис. 54).
Одиннадцатилетняя Инга нарисовала «балерину
в купальнике, которая сейчас будет танцевать». Как указывалось,
изображение не просто человека, а определенного персонажа — признак
демонстративности, особенно если этот персонаж (как балерина) в силу
своих индивидуальных или профессиональных качеств является объектом
всеобщего внимания. О высокой демонстративности девочки говорит и
большое количество украшений: роза на лифе, кружева, изящные перчатки,
узорные чулки.
В рисунке Инги, наряду с признаками
демонстративности и повышенного интереса к сексуальной сфере,
представлена также специфическая поза с руками, прикрывающими
генитальную область. Такое положение рук интерпретируется как показатель
стремления к контролю за своими сексуальными импульсами. Возможно, в
данном случае потребность в повышенном самоконтроле связана с имеющимся у
девочки ощущением своей недостаточной ориентированности в жизни. В
рисунке отражением этого ощущения служит неустойчивая поза балерины (ср.
рис. 43). Для
одиннадцати с половиной лет рисунок Инги выглядит весьма взросло. Можно
полагать, что интерес к сексуальной сфере связан с опережением в общем
психосексуальном и эмоциональном развитии, ранним развертыванием
подросткового кризиса. Жалобы Ингиной мамы на неуправляемость дочери,
постоянные уходы из дома к подругам без разрешения, позднее возвращение
домой также типичны для периода подросткового кризиса. На основе
обследования были даны рекомендации по общению с девочкой и ее
воспитанию, соответствующему не паспортному, а психологическому возрасту
Инги.
Сексуальная символика в рисунках мальчиков мало отличается от таковой в рисунках девочек (рис. 55).
Так же, как и у Инги, у Саши наблюдается
интерес к сексуальной сфере, опережающий возрастную норму. Он
проявляется в изображении почти полностью обнаженного персонажа, в
подчеркивании груди и генитальной области. Наличие на рисунке мужских
сосков интерпретируется как отражение сексуальной символики вне
зависимости от способа их изображения, однако в данном случае он должен
быть проанализирован отдельно. Саша изобразил мужскую грудь так, как
обычно изображают женскую. В его рисунке присутствуют признаки
противоположного пола (женская грудь у мужчины), что свидетельствует о
несформированной половой идентификации. Следовательно, у Саши интерес к
сексуальной сфере выступает в чистом виде, а не как проявление общего
опережения в психосексуальном развитии. Такое опережение должно было бы
проявиться в достаточно зрелой половой идентификации. На рис. 56 представлен тщательно переданный эффект прозрачной одежды. Это
такой же признак высокой значимости сексуальной сферы, как и
изображение обнаженного (полуобнаженного) персонажа. У относительно
взрослого человека подобная особая значимость сексуальной сферы обычно
сигнализирует о каком-либо неблагополучии в отношениях с противоположным
полом. Наряду
с этим в изображении мужчины рука прикрывает генитальную область. Как
указывалось при анализе рис. 54, такое положение руки интерпретируется
как признак тенденции к контролю за своими сексуальными импульсами. Это
позволяет предположить, что у Анатолия существуют специфические нормы,
регулирующие взаимоотношения полов, поскольку стандартные нормы
современного общества не предполагают высокого сексуального контроля у
мужчины. Возможно, именно этим объясняются трудности Анатолия в
построении своих сексуальных отношений, вызывающие повышенную значимость
соответствующей сферы.
ИЗБЕГАНИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ ТЕМАТИКИ
Уход от тем, связанных с сексуальной
сферой, проявляется в отсутствии изображения нижней половины тела
человека или в изображении только лица. Обычно это относится к рисунку
человека противоположного пола (рис. 57, 58). Шестнадцатилетняя
Софья нарисовала девушку во весь рост, юношу же расположила так, что
нижняя часть его тела оказалась скрытой столом. В изображении юноши
имеются признаки эмоциональной нагрузки (повышенный нажим на карандаш,
исправления). Это говорит о том, что уход от сексуальной проблематики
связан у Софьи с напряженным отношением к данной сфере. Оно может иметь
различные причины: неблагоприятный предшествующий опыт, общие
представления о нежелательности или запретности сексуальных отношений,
недоверие к представителям противоположного пола.
Сходное сочетание ухода от сексуальной проблематики с напряженным отношением к данной сфере наблюдается и в рис. 58. Ранее
анализировался сделанный Димой рисунок юноши (рис. 47). В нем
присутствовали признаки того, что для автора высоко значим идеал
мужественности. Рисунок полностью соответствовал инструкции: человек на
нем был изображен целиком, во весь рост. В рисунке же девушки есть
только лицо. Особо тщательно нарисованы губы, представляющие собой
социально приемлемый сексуальный символ (ассоциация с поцелуем). Таким
образом интерпретируются, в первую очередь, губы подчеркнутой формы: в
виде лука (как в данном рисунке) или сердечка. Менее выраженным
сексуальным символом являются подчеркнутые полные губы, форма которых не
прорисована. ВЫРАЖЕННОЕ НЕБЛАГОПОЛУЧИЕ СЕКСУАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Одним из часто встречающихся признаков
серьезного неблагополучия в сексуальной сфере служит проявление особо
значительной эмоциональной нагрузки при изображении груди, бедер,
генитальной области. На рис. 59 грудь изображена множественными линиями с
повышенным нажимом. Подробно прорисована также генитальная область,
которая в первом (впоследствии стертом) варианте рисунка была скрыта
юбкой.
Рисунок в целом содержит ярко выраженные
признаки тревоги (исправления, множественные линии), высокой
эмоциональной напряженности (повышенный нажим), страхов (темные очки).
Тщательно вырисованная прическа, бусы и серьги говорят о высокой
демонстративности. Столь выраженная, зрелая и грубая сексуальная
символика, как в рисунке Сони, совершенно не типична для ее возраста.
Можно говорить о существенном ускорении
психосексуального развития, сопровождаемом серьезным неблагополучием в
сексуальной сфере. Это может быть следствием либо физиологических
нарушений, приведших к сверхраннему половому развитию (гормональные
нарушения, органическое поражение гипоталамической области мозга), либо
совершавшихся с ребенком развратных действий. Установить причину
отклонений в психосексуальном развитии не удалось. Рекомендована
консультация эндокринолога. Другое
проявление неблагополучия в сексуальной сфере можно наблюдать на
рис. 60. В изображении мужчины и женщины отражаются высокий уровень
тревоги (стирания, исправления, множественные линии), проблемы общения
(резко уменьшенные кисти рук, пустые глаза — признаки возможной
аутизации), астения в сочетании с повышенной эмоциональной лабильностью
(сильно варьирующий, но в основном ослабленный нажим на карандаш). Все
показатели психологической нагрузки в изображении женщины выражены
гораздо более сильно, чем в изображении мужчины. К уже отмеченным
признакам добавляются чрезвычайно грубое нарушение пропорций, искажение
формы лица. В целом изображение напоминает ведьму с перекошенным ртом и
оскаленными зубами.
В восприятии Ильи женщина — источник
угрозы; она агрессивна (по меньшей мере, вербально) и потенциально
опасна. Изображена скорее взрослая женщина, нежели девушка. Это наводит
на предположение о том, что за представлениями о женщине у мальчика
стоит образ его матери. Однако ярко выраженная сексуальная символика
(подчеркнутая грудь) свидетельствует о том, что рисунок следует
толковать и более обобщенно — как образ «женщины вообще».
Связь обобщенного образа женщины с
материнской фигурой подчеркивал З.Фрейд. Она особенно сильна в случаях
неизжитого Эдипова комплекса. Можно предполагать, что нарушения во
взаимоотношениях с матерью (гиперопека, чрезмерное давление) привели к
выраженной боязни женщин вообще. Вместе с тем, в подростковом возрасте
проблема взаимоотношений с противоположным полом всегда высоко значима.
Весьма вероятно, что именно значимость этих отношений в сочетании с
крайне негативными ожиданиями явилась одной из причин, вызвавших
неблагоприятное психологическое состояние Ильи (отмеченные выше тревогу и
аутизацию).
Мать характеризует Илью как нервозного
ребенка, испытывающего серьезные трудности в контактах с людьми. По ее
словам, неблагоприятные проявления имелись и раньше, но резко усилились в
последние полгода. Эти сведения вполне соответствуют гипотезе,
выдвинутой в результате психологического обследования. Для преодоления
имеющихся трудностей рекомендована семейная психотерапия.
НЕСФОРМИРОВАННОСТЬ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Для раннего подросткового возраста типичны рисунки, в которых отсутствуют признаки, определяющие пол персонажа. Они свидетельствуют о несформированности половой идентификации, обычной в этом возрасте. Как
правило, это сочетается с отсутствием остро выраженного интереса к
сексуальной сфере, характерного для старшего подросткового и юношеского
возраста. Более специфичны случаи, когда наблюдаются одновременно
несформированность половой идентификации и интерес к сексуальной сфере.
Пример подобного сочетания представлен на
рис. 61 (см. также рис. 55). Рисунок выполнен одиннадцатилетней Любой М.
по стандартной инструкции. На вопрос о том, каков пол изображенного
персонажа, девочка ответила, что это мужчина. Между тем, определить пол
по изображению крайне трудно. В частности, генитальная область
изображена по женскому, а не по мужскому типу. Это говорит о
несформированности половой идентификации Любы, что вполне соответствует
ее возрасту. Признаком
значимости сексуальной сферы служит резко подчеркнутое обрамление
генитальной области (нарисованные с сильным нажимом карманы и пряжка
пояса) и области груди (галстук). Из общих психологических особенностей в
рисунке Любы проявляются высокая эмоциональная лабильность (ярко
выраженные колебания силы нажима на карандаш), стремление к
упорядоченности (высокая аккуратность и тщательность при выполнении
рисунка, строгая симметрия) и демонстративность (обилие разнообразных
деталей).
Высокая значимость сексуальной сферы при несформированности половой идентификации показана также на рис. 62.
По стандартной инструкции Ульяна изобразила
человека, у которого соски на груди нарисованы по мужскому типу
(женская грудь отсутствует), в то же время бедра и гениталии скорее
женские. В ответ на вопрос, какого пола этот человек, Ульяна ответила:
«Неопределенного». В ответ на просьбу нарисовать человека другого пола
она изобразила мужчину; следовательно, первый рисунок все же изображал
женщину. Подобная неопределенность пола персонажа — типичный признак
несформированной половой идентификации. Для двадцатилетнего возраста это
свидетельство сильной задержки в психосексуальном развитии. О высокой
значимости сексуальной проблематики говорит изображение обнаженной
фигуры с прорисованными сосками.
Подчеркнутый контур фигур (особенно
женской) говорит о повышенном самоконтроле, стремлении скрывать от
окружающих свои проблемы и переживания (см. анализ рис. 24). У мужчины
одна рука заштрихована, в другой — заштрихованный портфель. Это можно
интерпретировать как показатель напряженности в контактах с
противоположным полом. |