Существует ли имидж педагога-психолога? Мало кто из психологов,
работающих в школе, задается этим вопросом. Во-первых, потому что не все
из них считают это важным для своей профессиональной деятельности,
во-вторых, потому что не обучены этому. А между тем понятие image прочно
вошло в словарь современного делового человека и стало определяющим
фактором его профессионального успеха.
"Изучайте себя и – самое главное – хорошенько подмечайте, в чем природа предназначила вам отличиться". Г.У. Лонгфелло
Современное образовательное пространство выдвигает определенные
требования к личности педагога, и педагога-психолога в частности. Это
специалист, самостоятельно, грамотно, оригинально, творчески решающий
конкретные профессиональные задачи в любой (в том числе и
образовательной) среде. При этом важна готовность самого психолога к
самореализации в этих условиях, и одним из составляющих успеха его
деятельности является имидж.
Имидж как программа формирования отношения к педагогу-психологу
Большинство справочных изданий раскрывает содержание понятия «имидж»
как образ (лица, явления, предмета), формируемый для оказания
эмоционально-психологического воздействия на кого-либо в целях
популяризации, рекламы и т. п. Это понятие включает не только внешность
человека, но и практически все доступные восприятию характеристики. Для
максимальной реализации своих возможностей в работе необходимо, прежде
всего, эффективно "подать себя". Педагог-психолог, обладающий
совершенным имиджем, может легко найти контакт с любым человеком, будь
то школьник, работодатель или клиент. Имидж имеет большое значение в
деловых и личностных отношениях, дает возможность быть принятым и
понятым другими, он отражает способности и моральные качества человека.
Имидж – это символ, информирующий окружающих о социальном статусе
индивида, его профессиональной принадлежности, характере, темпераменте,
финансовых возможностях, вкусе и даже семейном положении. Это ценности
человека, его установки, знания, умения. Чем точнее он создает свой
образ, тем меньше сил и времени ему нужно для нахождения общего языка с
другими людьми.
Имидж «программирует» определенное отношение к его носителю со стороны
окружающих, которое впоследствии изменить будет достаточно сложно. Кроме
того, имидж влияет на формирование внутреннего образа "Я", а значит, на
самооценку и самоуважение индивида. Природные качества человека, а
также специально выработанные, играют существенную роль в построении
имиджа. Что касается педагога-психолога, то на его имидж значительно
влияет профессиональная компетентность. Зная собственные индивидуальные и
профессиональные особенности, он при соответствующей мотивации может
вполне успешно справиться с задачей формирования или преобразования
своего имиджа.
Грамотно созданный имидж поможет с меньшими морально-психологическими
потерями адаптироваться в новом трудовом коллективе, приобрести или
укрепить уверенность в себе, своей привлекательности и, соответственно,
повысить самооценку, добиться успеха в своей деятельности. Благодаря
имиджу можно скрыть недостатки внешности и сделать более выразительными
свои личностные и профессиональные качества.
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что личное обаяние педагога-психолога – один из ключевых моментов в его работе.
Оно оказывает сильное положительное психотерапевтическое влияние и
порой становится акцентом в решении различных проблемных ситуаций.
Культура человека и его имидж взаимосвязаны. Точно созданный образ
педагога-психолога помогает без приложения больших усилий находить общий
язык с учениками и родителями. Визуальная привлекательность – основная
составляющая имиджа школьного психолога.
В данном случае значение имеет целостность облика: стиль в одежде,
цветовая гамма, грамотно выполненный макияж, стильная укладка или модная
стрижка.
Составляющие образа педагога-психолога
Конечно, одного внешнего вида недостаточно. Важно, чтобы сам
педагог-психолог чувствовал комфорт, и тогда его уверенность будет
передаваться аудитории. То, как человек ощущает себя в одежде, не менее
важно, чем то, как он в ней выглядит.
Платье и костюм зрительно меняют пропорции тела. Правильно подобранный
фасон, цвет, некоторые детали смягчают физическое несовершенство и
подчеркивают достоинства. Если педагог-психолог знает, что находится в
оптимальной физической форме, удачно причесан, хорошо одет, то он будет
чувствовать себя уверенно. Привлекательная внешность специалиста,
энергия, которую он излучает, поможет ему расположить аудиторию к себе
еще до того, как будет произнесено первое слово.
Ощущение комфорта и того, что надетая вещь украшает, придает
уверенности, поднимает настроение и повышает самооценку. Выбирая одежду,
комплектуя гардероб, следует помнить о сочетаниях рисунка и цвета, о
броских деталях, которые могут отвлекать внимание. Одежда не обязательно
должна быть делового стиля. Важно, чтобы внешний вид педагога-психолога
располагал и вызывал доверие у учеников.
Прическа не должна затенять привлекательные черты лица и притягивать к
себе чрезмерное внимание. Такие движения, как откидывание волос от глаз,
перекладывание прядей и прочая суета, – все это жесты, которые мешают, а
порой и раздражают собеседника.
Из воспоминаний о П.П. Блонском:
"П.П. Блонский не отличался импозантной внешностью, был небольшого
роста, гладко выбрит и выглядел рано состарившимся, усталым человеком (в
силу заболевания туберкулезом, серьезно подорвавшим его здоровье). Одет
он был очень скромно, почти всегда появляясь в одном и том же не очень
новом костюме, но обязательно в белой косоворотке. Он никогда не носил
рубашек и галстуков, на зиму заменяя косоворотку теплым свитером. Во
всем его облике чувствовались интеллигентность и доброта, что очень
привлекало к нему студентов, несмотря на его строгость и некоторую
отчужденность…"
Речь и голос человека – важные составляющие его внешнего облика. Речь
играет едва ли не решающую роль в общении, в том, какое впечатление
сложится о человеке у окружающих. Многие педагоги, профессионалы в своем
деле, своими успехами обязаны голосу. Людям достаточно всего нескольких
секунд, чтобы по голосу человека составить представление о нем. Голос –
это средство, которое возвышает доминанту речи, но часто, наоборот,
нивелирует ее значимость. Отработка своей техники речи играет важную
роль в профессиональном становлении молодого специалиста, а также
повышает успешность в деятельности педагога со стажем.
Из воспоминаний о Л.И. Божович:
"Любила красивую одежду, но и в самом простом платье
выглядела королевой. Известна история, когда вернувшись в послевоенную
Москву из эвакуации, она ходила по городу в роскошном, вызывавшем
зависть наряде, который был сделан ею самой из окрашенной марганцовкой
рубашки..."
Ценностное отношение к своей профессии, стремление к формированию
собственной имиджевой компетенции, т. е. способности и готовности
самостоятельно и успешно решать поставленные задачи, выступают
важнейшими факторами повышения профессиональной компетентности
педагога-психолога.
Умение на практике применять правила создания и совершенствования
своего внешнего облика и привлекательности предполагает необходимость
знаний основ дизайна одежды, визажа, косметологии, парикмахерского дела и
всего того, что позволяет смоделировать свой неповторимый имидж. Можно
воспользоваться и услугами профессиональных косметологов, стилистов,
модельеров и т. д., но основная задача – объединить усилия этих
профессионалов в создании или преобразовании своего имиджа.
Памятка для педагога-психолога Как создать речевой имидж
Для создания речевого имиджа необходимо:
- говорить языком не столько профессиональным, сколько понятным и доступным;
- соблюдать необходимый темп речи, грамотно пользуясь паузами;
- использовать голосообразования и возможности речевой техники;
- применять логическую и эмоционально-экспрессивную интонации;
- владеть дикцией, обеспечивающей четкое и ясное произношение слова и фразы в целом;
- владеть мастерством невербального общения: жестами и телодвижениями; мимикой и пантомимикой; личной кинетикой;
- устанавливать и поддерживать контакт.
Способы создания "невербального" имиджа
Существенно влияет на впечатление о человеке и играет в общении
огромную роль так называемый «невербальный» имидж, который создают
жесты, мимика, поза, походка. Правильное поведение и приятные манеры
помогают быстро адаптироваться в незнакомой обстановке, а также упрощают
налаживание коммуникации с людьми.
Из воспоминаний о А.Н. Леонтьеве:
"У него была внешность Мефистофеля, и он буквально завораживал
демоническим каким-то обаянием. Говоря о его экспрессии и о том, что нет
никакого смысла читать его лекции, потому что весь эффект происходил
только при живом слушании – артистические способности отмечают все, кто
когда-либо его видел…"
Как невербальная «речь» влияет на аудиторию, в том числе и детскую,
можно увидеть по тому, как изменяется голос в следующих ситуациях:
сначала сядьте вальяжно на стуле, скрестите ноги и обратитесь к человеку
(можно – воображаемому); затем измени- те положение – корпус наклоните
немного вперед. В той и другой ситуации зафиксируйте интонацию своего
голоса. Если во втором случае интонационное решение будет представлено
как вежливое обращение, даже пожелание, в первом – будет скорее каприз, а
не просьба.
Из воспоминаний о И.М. Сеченове:
"Внешний его облик, манеры, его обращение, какая-то значительность
всего его разговора соответствовала тому образу, который сочетался у
меня с этим обаятельным именем Сеченова. Если я скажу, что я увидел
старика среднего роста, крепкого телосложения, сухого, с лицом в легких
рябинах, то такое описание даст мало. Сеченова нужно было видеть! Его
глаза и острый взгляд не передаются словами".
Во взаимодействии с учащимися положение тела имеет большое значение.
Легкий наклон головы в сторону, наклон корпуса вперед и улыбка – не
только помогают расположить к себе аудиторию, но также заставляют
разделять точку зрения педагога. Улыбка – это «социальный рефлекс»,
выработанный людьми. При взгляде на смеющегося или улыбающегося человека
другой тоже ощущает прилив хороших эмоций.
Из воспоминаний о Б.В. Зейгарник:
"Маленькая женщина с заразительным смехом, молодым (до последних дней
жизни) голосом и неповторимыми по выразительности интонациями. Ее
рукопожатие: своей маленькой ручкой она "забирала" руку партнера – не
жестко, но властно, твердо. Не любила, когда партнер не реагировал на ее
рукопожатие, т. е. держал ладонь "рыбкой". И это многое открывало для
нее в людях. Она легко вступала в контакт с любым человеком, независимо
от возраста. Хорошо владела приемами невербального общения. Блюма
Вульфовна была человеком с тонко развитым чувством юмора. Умела
посмотреть на себя со стороны и увидеть смешное, прежде всего, в своем
поведении…"
Язык жестов, как и система телодвижений, используется наряду с
вербальной речью в качестве средства общения. Например, жестикуляция во
время речевой паузы или заминки временно "спасает" и "защищает" от
нападения оппонента. Решительность жестов, их размашистость
характеризуют волевые качества, а суетливые движения свидетельствуют о
неуверенности, психологическом дискомфорте. Жестов не должно быть много.
Желательно, чтобы они были направлены вверх – так они будут
восприниматься положительно.
Походка также является частью имиджа. Сутулая фигура, размеренно и
медленно передвигающаяся по кабинету, держит учащихся в психологическом
напряжении и настраивает их на выполнение педагогических требований.
Походка легкая, "порхающая", напротив, становится расслабляющим фактором
– мобилизация школьников для выполнения требуемого задания снижается. В
этом случае все внимание учащихся будет направлено, скорее, на
экстравагантное поведение педагога-психолога, чем на усвоение
информации.
Чаще всего начинающий педагог-психолог не контролирует свои мимические
реакции, и нередко они опережают речевые. Дети наблюдательны и точно
замечают и сопоставляют мимические реакции со смысловым содержанием слов
взрослого. При несоответствии невербальной и вербальной речи они
невольно почувствуют фальшь, обман или лицемерие. Педагогу-психологу,
обнаружившему это однажды, будет впоследствии трудно восстановить
доверие детей.
Формирование первого впечатления о себе
Определенно, создание позитивного имиджа педагога – задача непростая.
Личное обаяние нужно вырабатывать. Это требует огромной работы над
собой. Формирование позитивных установок окружающих по отношению к
педагогу-психологу делает общение с ним более комфортным и приятным.
Педагог-психолог, богатый эмоционально, владеющий навыками
невербального и вербального проявления чувств, а также целенаправленно
применяющий их на практике, способен сделать общение более естественным.
Образ педагога-психолога должен сохраняться в памяти самыми яркими
внешними характеристиками. Представление о человеке формируется с самого
начала общения. При подготовке к первой встрече с аудиторией, особенно
подростковой, мелочей быть не может. В этой ситуации облик и внутренние
личностные свойства педагога- психолога должны максимально соотноситься
друг с другом. От того, насколько успешной будет начальная стадия
взаимодействия, зависят все последующие коммуникации в воспитательном
процессе. "Таким образом, акт формирования первого впечатления очень
важен, поскольку именно он определяет весь дальнейший ход
взаимодействия", – отмечал В.А. Кан-Калик.
Из воспоминаний о Б.В. Зейгарник:
"Мудрость, понимание людей, воля, сильный, стойкий характер. Талант,
крупная выдающаяся личность, для которой порядочность являлась главным
критерием в оценке людей. Человек, гармонично сочетающий рациональность с
высокой синтезивностью, эмоциональной чуткостью и тонкой нюансировкой
эмоциональных проявлений. Здравый смысл, умение смотреть в корень
проблемы, видеть суть за фасадом явлений гармонично сочетались с
романтизмом в науке и жизни, духовной высотой помыслов и целей. Она
любила родной язык, критически относилась к его засорению англицизмами,
жаргонными выражениями и т. д."
А.А. Бодалев говорил о феномене первого впечатления, который определяет
динамику дальнейшего процесса взаимодействия педагога и ученика. Мнение
о другом человеке формируется в течение первых же секунд, при первом
брошенном взгляде, даже до того, как было произнесено первое слово.
Нужно всегда помнить, что первое впечатление формирует изначальные и
часто довольно устойчивые стереотипы восприятия педагога-психолога.
Имидж педагога-психолога должен:
отражать личностные качества:
- профессиональную компетентность;
- владение прогрессивной технологией воспитания и обучения;
- духовно-нравственный и творческий потенциал;
- способность к непрерывному самообразованию;
- выполнять следующие функции:
- обеспечивать высокое качество воспитания и обучения;
- способствовать развитию активной творческой деятельности,
повышать статус и престиж профессии педагога-психолога, уровень ее
общественного значения;
- формировать личность учащихся, что проявляется в отношении к окружающим людям, предметному миру, природе, духовным ценностям;
- формировать положительные внешние впечатления, а также воспитывать культуру внешнего облика.
Безусловно, не существует готовых рекомендаций в вопросе создания
имиджа. Каждый педагог-психолог самостоятельно решает, каким ему быть.
Представление о самом себе – это фундамент, на котором строится наша
индивидуальность. Оно определяет особенности нашего поведения и, если
угодно, положения в обществе.
|