Быть родителем — значит нести огромную ответственность.
По собственному подобию, руководствуясь собственным опытом,
родитель-одиночка организует новую семью, формирует собственного
ребенка. Авторитет, модель поведения, которую он демонстрирует, уход,
который он обеспечивает ребенку, опыт, который он может передать, — все
это воздействует на ребенка. Когда родитель воспитывает детей один, груз
ответственности становится очень тяжелым.
Таким образом, первоочередная задача, стоящая перед
родителем-одиночкой — это расслабиться. Он должен осознать, что далеко
не все возможное для своего ребенка он в состоянии выполнить «на пять с
плюсом». Лучшее, что можно сделать — это честно постараться, не забывая
при этом, что результат зависит не только от родителя. Важное значение
имеют врожденные черты характера ребенка и внешние события, влияющие на
него, а также его выбор — и над всем этим родитель не имеет
непосредственного контроля. Быть родителем не значит нести
ответственность за все, что случится с ребенком, за все, что он вздумает
натворить. Ни одна мать или отец не могут реализовать все потенциальные
возможности ребенка, поскольку ограничены рамками своей личности,
образования и прошлого опыта.
Лучшее, что родители могут дать своему ребенку, это
сочетание качеств, подобное тому, какое сами они когда-то получили от
своих родителей: силы и хрупкости, мудрости и глупости, здоровья и
болезненности, доброты и бесчувственности. Все это в порядке вещей. Быть
родителем — значит быть человеком, а не идеалом. Единственный способ
стать совершенным родителем — это воспитать совершенного ребенка, а кто
захочет подвергать ребенка такому прессингу?
Лучше всего позволить ребенку быть несовершенным,
готовым к тому, что он создает и будет создавать проблемы и сталкиваться
с ними, под влиянием порыва совершать неправильный выбор и преодолевать
непредвиденные трудности. Если родитель в состоянии видеть такую
перспективу, он не станет слишком бурно реагировать, и, соответственно,
не затруднит разрешение неизбежно возникающих проблем. Застраховаться от
излишне эмоциональной реакции можно, если научиться не бросать в лицо
ребенку упреки, которые обычно произносятся, когда родитель сталкивается
с его нежелательным поведением.
Родители, как правило, считают, что их самолюбие
уязвлено, а потому то, что слышит ребенок, часто звучит как обвинение.
Тем самым к списку проблем прибавляется еще одна. Вот некоторые из
наиболее распространенных излишне эмоциональных реакций, которых следует
избегать:
1. «Ты никогда этому не научишься» Нет, ребенок просто еще не научился. Приговор будущему ребенка не имеет никакого смысла.
2. «Это одна большая проблема, а не ребенок» Нет,
ребенок бесконечно больше, чем сумма его проблем, и если родитель этого
не понимает, то ребенок может с этим и согласиться.
3. «Ты специально делаешь это, чтобы я плохо
выглядела в глазах окружаюгцих» Нет, ребенок обычно сосредоточен на себе
и слишком недальновиден чтобы предугадывать, как его поведение
отразится на репутации родителя.
4. «Ты сводишь меня с ума» Нет, ребенок не несет
ответственности за состояние родительской психики. Родитель сам сводит
себя с ума, обвиняя в этом ребенка.
5. «Ты разрушаешь семью» Нет, нельзя осуждать
ребенка за поведение всех членов семьи. Если семья плохо функционирует,
то каждый из ее членов несет свою долю ответственности.
Для родителя-одиночки бремя ответственности особенно
тяжело, когда у ребенка возникают проблемы. В такие периоды огорчение
родителя и осуждение им ребенка не приносят пользы. Терпение и
оптимизм — вот то, что нужно. Если ребенок совершает неправильный выбор,
это совсем не значит, что он плохой или у него плохой родитель.
Если появляются проблемы — а это неизбежно, —
родители должны крепко верить в себя и в своего ребенка, повторяя без
тени сомнения: «У хороших родителей хорошие дети, которые иногда
поступают неверно». Затем нужно сделать еще один шаг вперед. Каждая
проблема заключает в себе урок, который учит ребенка чему-то новому по
отношению к себе, окружающим и к жизни в целом. Таким образом, после
того, как проблема решена, но прежде, чем она забылась, родитель должен
спросить ребенка: «Что нового дал тебе этот опыт, такого, что ты не знал
прежде?» |