Жизнь многих детей, чьи родители овдовели, развелись или
оказались брошенными, становится иной. Избавившись от прежних уз и
сталкиваясь с новыми требованиями, одинокие родители начинают меняться
как личности. Иногда эти перемены очень разительны.
К примеру, если брак воспринимался женщиной как
многолетнее тюремное заключение, вырвавшись на свободу, она может
самозабвенно заняться собственным личностным ростом. Женщина чувствует,
что обретенная независимость предоставляет ей новые права: «Наконец я
получила шанс делать то, о чем всегда мечтала, но не имела возможности».
В социальном плане, в плане образования, эмоциональном, духовном,
интеллектуальном, физическом разведенная женщина начинает расширять
устоявшееся за годы брака определение собственной личности. Наблюдая
происходящие перемены, сбитый с толку ребенок может почувствовать
раздражение. «Мама ведет себя так, словно ее подменили!»
Сталкиваясь с непостижимыми метаморфозами, ребенок
проявляет беспокойство. Чувствуя себя отодвинутым на второй план новым
отношением матери к жизни и ее непривычным поведением, ребенок может
тосковать по прежним семейным связям и ощущать одиночество. Ребенок,
вынужденный приспосабливаться к новому поведению родителей и новым
приоритетам, которые ему не нужны и не приятны, может чувствовать
возмущение и гнев: «Почему я должен менять свою жизнь из-за маминых
прихотей?»
Так нарастает напряжение, ведущее к конфликту между
матерью и ребенком. Неопределенность и тревога заставляют ребенка
задавать вопросы, которые кажутся матери неуместными или назойливыми. «Я
не обязана объяснять тебе все свои поступки!» Страдая от одиночества,
тоскуя по прежней жизни в полной семье, ребенок может вести себя так,
что это будет расценено как посягательство на личную свободу. «Я имею
право жить по-своему — и изволь уважать мой выбор!» Негодуя и гневаясь,
не желая принимать произошедшую в маме перемену, ребенок может выражать
свое недовольство в оскорбительной, по мнению матери, форме.
Мать должна внимательнее относиться к тому, как
изменения в ее жизни задевают ребенка. Иначе будет нарушен контакт с
ребенком и его поведение выйдет из-под контроля, а это может помешать
потребности родителя в личностном росте. Чтобы не лишиться доверия
ребенка, необходимо поговорить с ним, задавая определенные вопросы,
например: «Что бы ты хотел узнать о переменах, которые, по-твоему, со
мной происходят? О чем мне рас-сказать тебе? Чего тебе недостает из
наших старых отно- шений? Как нам остаться близкими друг другу? Какие из
происходящих со мной перемен тебе не нравятся? Как я могу помочь тебе
легче перенести их?»
Особенно остро нуждается в обсуждении главная
пере-мена в родителе, когда он начинает ходить на свидания, потому что
это затрагивает интересы детей. Доходчиво объясните маленьким детям, что
взрослым очень важно видеться, чтобы общаться друг с другом,
веселиться. Если свидания перерастают в нечто действительно серьезное,
удовлетворяя вашу потребность в любви, детей нужно поставить в
известность, что теперь эти отношения ста ли более значимыми для вас.
Будьте осторожны, вовлекая в эти встречи детей (например, беря их с
собой на свидание в парк или ресторан), потому что они могут воспринять
ваши отношения более серьезно, чем это есть на самом деле. В случае,
если дети привяжутся к новому «другу семьи», неожиданный разрыв принесет
им новое разочарование.
Особенно сильно увлечения родителей беспокоят
подростков. Именно теперь, когда они созрели для сексуальной жизни и
только начали встречаться с представителями противоположного пола,
подростки вдруг обнаруживают, что их мама или папа ведут себя точно так
же. Это может подорвать авторитет родителей в глазах ребенка: папа ведет
себя как мальчишка! Или: мама бегает на свидания! Может возникнуть
тревожность: доверять ли человеку, с которым встречается родитель?
Родитель-одиночка, который начал ходить на свидания,
должен объяснить маленьким детям разницу между дружескими встречами и
свиданиями. Подростку следует рассказать об этих свиданиях, чтобы он
чувствовал себя спокойно и комфортно. |