На стенах дельфийского храма было написано
семь коротких изречений — уроков жизненной мудрости. Они гласили:
«Познай себя самого»; «Ничего сверх меры»; «Мера — важнее всего»; «Всему
свое время»; «Главное в жизни — конец»; «В многолюдстве нет добра»;
«Ручайся только за себя».
Греки говорили, что оставили их семь
мудрецов — семь политиков и законодателей того времени, о котором мы
рассказываем. Это были: Фалес Милетский, Биант Приенский, Питтак
Митиленский, Клеобул Линдский, Периандр Коринфский, Хилон Спартанский,
Солон Афинский. Впрочем, иногда в числе семерых называли и других
мудрецов, иногда приписывали им и другие изречения. Стихотворение
неизвестного поэта говорит об этом так:
Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье. «Мера важнее всего!» — Клеобул говаривал Линдский; В Спарте — «Познай себя самого!» — проповедовал Хилон; «Сдерживай гнев», — увещал Периандр, уроженец Коринфа; «Лишку ни в чем», — поговорка была митиленца Питтака; «Жизни конец наблюдай», — повторялось Солоном Афинским; «Худших везде большинство», — говорилось Биантом Приенским; «Ни за кого не ручайся», — Фалеса Милетского слово. Говорили,
что однажды рыбаки на острове Кос вытащили из моря великолепный золотой
треножник. Оракул ведел отдать его самому мудрому человеку в Греции.
Его отнесли Фалесу. Фалес сказал: «Я не самый мудрый» — и отослал
треножник Бианту в Приену. Биант переслал его Питтаку, Питтак —
Клеобулу, Клеобул — Периандру, Периандр — Хилону, Хилон — Солону, Солон —
обратно Фалесу. Тогда Фалес отослал его в Дельфы с надписью: «Аполлону
посвящает этот треножник Фалес, дважды признанный мудрейшим среди
эллинов».
Над Фалесом смеялись: «Он не может
справиться с простыми земными заботами и оттого притворяется, что занят
сложными небесными!» Чтобы доказать, что это не так, Фалес рассчитал по
приметам, когда будет большой урожай на оливки, скупил заранее все
маслодавильни в округе, и, когда урожай настал и маслодавильни
понадобились всем, он нажил на этом много денег. «Видите, — сказал он, —
разбогатеть философу легко, но неинтересно».
Биант с другими горожанами уходил из взятой
неприятелем Приены. Каждый тащил с собою все, что мог, один Биант шел
налегке. «Где твое добро?» — спросили его. «Все мое — во мне», — отвечал
Биант.
Питтак справедливо правил Митиленами десять
лет, потом сложил власть. Народ наградил его большим земельным наделом.
Питтак принял только половину и сказал: «Половина больше целого».
Клеобул и его дочь Клеобулина первыми в Греции стали сочинять загадки. Вот одна из них, ее разгадает всякий:
Есть на свете отец, двенадцать сынов ему служат; Каждый из них родил дочерей два раза по тридцать; Черные сестры и белые сестры, друг с другом несхожи; Все умирают одна за другой, и все же бессмертны. Хилон
говорил: «Лучше решать спор двух врагов, чем двух друзей: здесь
сделаешь одного из врагов другом, там — одного из друзей врагом». Кто-то
похвалился: «У меня нет врагов». — «Значит, нет и друзей», — сказал
Хилон.
Солона спросили, почему он не установил для афинян закона против отцеубийства. «Чтобы он не был нужен», — ответил Солон.
Кроме того, семерым мудрецам, вместе и порознь, приписывали и другие уроки жизненной мудрости. Вот некоторые их советы:
Не делай того, за что бранишь других. О мертвых говори или хорошо, или ничего. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Пусть язык не опережает мысли. Не спеши решать, спеши выполнять решенное. У друзей все общее. Кто выходит из дома, спроси: зачем? Кто возвращается, спроси: с чем? Не чванься в счастье, не унижайся в несчастье. Суди о словах по делам, а не о делах по словам. Вы скажете, что это и так все знают? Да, но все ли так и поступают? Впрочем,
ведь и сами мудрецы, когда их спросили, что на свете труднее всего и
что легче всего, ответили: «Труднее всего — познать самого себя, а легче
всего — давать советы другим». |