В новых городах, раньше всего
явились писаные законы. Для городов Италии и Сицилии их писали мудрецы
Залевк и Харонд, такие полусказочные, что сами греки их часто путали.
Потом уже появились в Афинах законы Дракона, в Митиленах законы Питтака и
т.д.
Греки помнили: что имеет начало, то имеет и
конец. Старинные неписаные законы не имели начала, они восходили к
незапамятным временам и потому соблюдались. Законодатели боялись, что к
новым законам такого уважения не будет, что их станут менять и отменять.
А иметь меняющиеся законы — это все равно что не иметь никаких. Поэтому
прежде всего они заботились о нерушимости своих предписаний.
Кто захочет внести в закон хоть
какое-нибудь изменение, постановили Залевк и Харонд, тот должен явиться в
народное собрание с петлей на шее и сделать свое предложение. Если его
отвергнут — он должен тут же на месте удавиться. Если при
разбирательстве какого-нибудь дела одна сторона будет толковать закон
так, а другая иначе, то оба спорящих должны явиться в суд с веревками на
шее, и чье толкование будет отвергнуто, тот должен на месте удавиться.
Говорят, что эти меры помогли, и за триста
лет в законы Залевка и Харонда внесены были только два улучшения. Первое
было такое. В первоначальном законе говорилось: «Если кто кому выколет
глаз, то сам должен лишится глаза»; к этому было добавлено: «…а если
выколет одноглазому, то должен лишиться обоих». Все согласились, что это
справедливо. Второе было такое. В первоначальном законе говорилось:
«Кто развелся бездетным, тому дозволяется взять новую жену»; к этому
было добавлено: «…но не моложе прежней». С этим тоже все согласились.
Если же от первого брака у человека были
дети, то второй брак ему не разрешался совсем. У Харонда об этом
сказано: «Кто в первом браке сумел быть счастлив, тот не порти себе
счастья; кто не сумел, тот не повторяй несчастья».
Закон требовал слушаться всех, кто имел
право приказывать. Если врач запрещал больному пить вино, а больной пил и
выздоравливал, больного казнили за неповиновение врачу. Потому что, кто
не слушается приказов, тот не будет слушаться и законов.
За клевету, за трусость, за роскошь
наказывали стыдом. Кто уличен в клевете, тот должен носить, не снимая,
миртовый венок, чтобы все видели, с кем имеют дело. Кто уличен в
трусости, тот должен три дня сидеть на площади в женском платье. А о
роскоши закон гласил: «Тонкие ткани и золотые украшения лицам хорошего
поведения носить воспрещается, лицам дурного поведения — разрешается».
Не все законы были такие мягкие. В Афинах
первые писаные законы составил Дракон: в них за все проступки, малые и
большие, назначалось только одно наказание — смерть. Его спрашивали,
почему так строго. Он отвечал: «Ни меньшего, ни большего наказания я
придумать не мог». Потомки говорили: «Драконовы законы писаны не
чернилами, а кровью».
Встречались, конечно, и такие случаи,
которые точно под закон не подходили. Законодателей спрашивали: «Чем
пожертвовать: законом или человеком?» Законодатели отвечали: «Законом.
Лучше, чтобы остался безнаказанным виновный, чем оказался наказанным
невинный: первое — ошибка, второе — грех».
Вообще же законы следовало соблюдать во что
бы то ни стало. «Лучше дурные законы, которые соблюдаются, чем хорошие,
которые не соблюдаются», — говорили греки. Оба древнейших законодателя
показали это своим примером. У Залевка сын совершил преступление, за
которое по закону полагалось выколоть оба глаза. Залевк не стал его
оправдывать и только попросил суд, чтобы один глаз выкололи у сына, а
второй — у него самого. Что сказали на это судьи, мы не знаем. Харонд
запретил в законе появляться в народном собрании при оружии, а сам
однажды, преследуя врага, вбежал в собрание с мечом на боку. «Ты
нарушаешь собственный закон, Харонд!» — крикнули ему. «Нет,
подтверждаю!» — ответил он, выхватил меч и пронзил себе грудь.