Греция — каменистая бесхлебная страна, край
пастухов и рыбаков. Плодородных долин было мало. Перенаселение грозило
ей голодом. Спасаясь от голода, Греция искала новых земель для
заселения. Мы видели, как были заселены ближние заморские земли —
малоазиатский берег Эгейского моря. Теперь пришел черед и для дальних
заморских земель.
Есть старинное русское слово «выселки» —
когда часть жителей селения снимается с места, перебирается на новое и
там ставит отдельное селение. Именно таковы были новые заморские города
греков. Мы их называем латинским словом «колонии». Но не надо понимать
его в современном смысле слова: «зависимые и эксплуатируемые земли».
Новые города были независимы от старых, откуда выселились их жители, и
нимало не эксплуатировались ими. Это было отношение взрослых детей к
родителям: независимое, но с почтением. Государство, основавшее колонию,
так и называлось по-гречески: «метрополия», то есть «город-мать».
У греческой колонизации было три
направления. Первое — на запад: там были заселены берега Южной Италии и
Сицилии (где вырос город Сиракузы), а передовые поселения продвинулись
еще дальше. Второе — на север: через Мраморное море в Черное море и по
его берегам, вплоть до нынешних Ольвии, Херсонеса, Керчи и Риони. Третье
— на юг: через Средиземное море, в Кирену и окрестные места. Все
колонии были приморские. «Греки живут вокруг моря, как лягушки вокруг
болота», — говорил философ Платон. Отправляясь в путь, переселенцы
обращались к дельфийскому Аполлону за советом, куда ехать, зажигали
факел от священного огня «города-матери», садились на суда с женами и
детьми и плыли к чужим берегам. Там договорами или силой отбирали у
местных племен кусок прибрежной земли, ставили храмы, возводили дома и
засевали поля.
Иногда целые города бросали старые места и
переправлялись на новые. Когда персы осадили ионийский город Фокею, то
фокейцы всем народом сели на корабли, бросили в море кусок железа,
сказали: «Когда это железо всплывет из моря, тогда и мы вернемся под
власть персов!» — и отплыли в западные моря.
Иногда отплывал не целый народ, а целое
поколение. Тарент, самый большой греческий город в Италии, был основан
так. Шла первая Мессенская война. Десять лет спартанцы осаждали
мессенцев на горе Ифоме, поклявшись не возвращаться в Спарту до
победного конца; десять лет спартанки в Спарте ждали мужей и не рождали
детей. Спартанцы забеспокоились, что останутся без потомства, и
позволили женам взять в наложники илотов. Родились дети, выросли,
потребовали гражданских прав, но война уже кончилась, и им отказали.
Тогда они всем поколением выселились в Италию и основали там Тарент. Во
главе переселенцев был сын того спартанца, который подал совет завести
детей от илотов.
Потомок аргонавтов Батт с острова Феры был
заикою. Он отправился в Дельфы спросить, как ему избавиться от заикания.
Оракул сказал: «Выведи поселение в Ливию». Батт удивился, потому что
спрашивал он совсем не об этом, но послушался оракула. Греки высадились
на песчаном ливийском берегу, и Батт вышел в степь вознести молитву
Аполлону. Вдруг он услышал страшное рычание: перед ним стоял лев. Батт
взмолился к Аполлону, чтобы бог охранил его, безоружного, и от
потрясения молитва слетела с его губ внятная и незаикающаяся. Так Батт
избавился от недуга, а в Ливии была основана Кирена.
Новые города росли и богатели. Из колоний
везли в Грецию зерно, металлы, рабов, из Греции в колонии — вино,
оливковое масло, изделия кузнецов и гончаров. Греческие города в Италии
величали себя «Великой Грецией», и о привольной жизни в них
рассказывались чудеса. В Таренте было больше праздников в году, чем
будней; тарентинцы говорили: «Мы одни живем по-настоящему, а все другие
лишь учатся». В сицилийском Акраганте дома и обеды были так роскошны,
что философ Эмпедокл сказал: «Здешние люди строятся так, словно им жить
вечно, а едят так, словно им завтра умереть». А в Сибарисе были такие
богачи, которые спали на розовых лепестках и еще жаловались, что им
жестко. Слово «сибарит» с тех пор стало означать лентяя и неженку:
Червонцев я себе повытаскаю груду — Так завтра же богат я буду И заживу, как сибарит. (И.А. Крылов, «Бедный богач») |