Не надо путать Олимпию и Олимп. Олимп — это
гора в северной Греции, высокая, скалистая, со снежной вершиной,
окутанной туманом; говорили, что там живут боги. А Олимпия — это городок
в южной Греции, в Пелопоннесе, в области Элиде: зеленая дубовая роща,
посвященная Зевсу, при роще — храм Зевса, а при храме — место для
знаменитых олимпийских состязаний.
Покорив Аркадию и Арголиду, Спарта могла
без труда покорить и Элиду с Олимпией, но поступила умней. Она объявила
Олимпию нейтральной землей и взяла на себя ее защиту. Раз в четыре года,
в пору летнего солнцестояния, по всей Греции объявлялось священное
перемирие: все войны прекращались, и в Олимпию по всем дорогам стекались
толпы народа — участвовать в состязаниях или поглядеть на состязания. В
остальное время греки чувствовали себя только гражданами своих
маленьких городов-государств, вечно ссорившихся друг с другом. Здесь, в
Олимпии, они чувствовали себя сыновьями единого народа. Таких
общегреческих праздников, сопровождавшихся священным перемирием, было
четыре: кроме Олимпийских, это были Пифийские в Дельфах, Истмийские в
Коринфе и Немейские в тех местах, где Геракл когда-то убил каменного
льва. Но Олимпийские считались самыми древними.
Состязания были посвящены Зевсу
Олимпийскому: считалось, что богу приятно смотреть на людскую силу и
ловкость. Но какие именно проявления силы и ловкости людям нужнее всего —
это решалось самыми земными привычками. Что должен уметь пастух, чтобы
уберечь свое стадо от разброда, волков и разбойников? Нагнать хищников,
перескочить через расселину, издали уметить в противника камнем или
палкою, изблизи вступить с ним в драку и одолеть. Отсюда и программа
ранних олимпийских состязаний: бег, прыжок в длину, метание диска и
копья, борьба. Лишь потом к ним добавились скачки верхом и в колесницах,
а бег и борьба разделились на несколько разновидностей.
Рекордные результаты не отмечались,
смотрели только, «кто раньше» или «кто дальше». Поэтому лишь в редких
случаях мы можем сравнивать достижения греческих атлетов с нынешними.
Бегун Тисандр пробежал за час около 19 км — это очень хороший показатель
и для современного бегуна. Дискобол Флегий перебросил диск через
олимпийскую речку Алфей — это около 50 м по нашему счету, достижение
международного класса, а ведь греческие диски были обычно тяжелее наших.
Камень с надписью «Бибон поднял меня над головою одной рукой» весит
143,5 кг — это очень большой вес для двух рук и почти невообразимый для
одной. Атлет Фаилл сделал прыжок в длину на 16 м — это почти вдвое
дальше современных рекордов, и многие считают такой успех легендой; но
здесь сравнивать трудно, потому что греки прыгали иначе, чем мы, — они
почти не разбегались, зато они держали в руках гири-гантели, чтобы
придать телу дополнительную инерцию, а в наши дни такая техника
разработана мало.
Наградой в Олимпии был только оливковый
венок, а в Дельфах — лавровый. Но эта награда означала, что носитель ее —
любимец бога, даровавшего ему победу на своих играх. И его чтили и
славили как любимца бога. В честь его устраивались праздники,
воздвигались статуи, слагались песни. Особенно знамениты были те, кто
подряд одерживал победы на всех четырех общегреческих играх — Немейских,
Истмийских, Пифийских, Олимпийских. Знаменитый родосский борец Диагор
сам был таким четверным победителем и двух сыновей своих видел такими
четверными победителями; а когда подросли его внуки, тоже одержали
победу в Олимпии и в ответ на приветствия народа подхватили на плечи
своего доблестного деда и понесли по стадиону, то народ от восторга себя
не помнил, а один спартанец крикнул: «Теперь умри, Диагор: на земле
ничего славнее уже нет, а на небо тебе все равно не взойти!»
Олимпийские атлеты
Греки любили свои спортивные состязания без
памяти. На Олимпийские игры народ сходился толпами. Справлялись они в
самом разгаре лета; давка и жара была такая, что один хозяин, говорят,
грозил провинившемуся рабу: «Вот пошлю я тебя не жернова ворочать, а в
Олимпию на игры смотреть!» Имена победителей в соревнованиях были у всех
на устах. Об атлетах ходило множество рассказов — иногда восторженных,
иногда насмешливых.
Самым знаменитым атлетом всех времен был
Милон Кротонский, ученик философа Пифагора. Это он мальчиком стал
тренировать силу, поднимая на плечи теленка и каждый день обнося его
вокруг площадки для упражнений. Теленок рос, но росли и силы Милона;
прошло года три, и он с такой же легкостью носил вокруг стадиона
большого быка.
Когда Милон одержал победу, в честь его
отлили бронзовую статую в полный рост; он вскинул ее на плечо и сам
принес в храм. Забавлялся он тем, что брал в пальцы гранатовое яблоко и
предлагал его вырвать у него; никто не мог, а между тем держал он его
так легко, что гранат оставался нераздавленным. Забавлялся он и тем, что
обвязывал себе голову веревкой, а потом вздувал жилы на висках и рвал
веревку, не коснувшись ее руками. Забавлялся и тем, что протягивал руку
дощечкой и предлагал отвести мизинец от других пальцев; никто не мог.
Он погиб, когда гулял в лесу и увидел
дерево, расщепленное молнией; для потехи он решил разломать дерево
надвое, но был уже стар, не рассчитал силы, руки его защемило в расщепе,
и он не мог их вырвать; и когда пришел дикий лев и набросился на него,
Милон оказался беззащитен.
Другой атлет, Полидамант, с голыми руками
ходил на льва, подражая Гераклу; хватая быка за ногу, он отрывал ему
копыто; останавливал на бегу колесницу, запряженную четверней;
приглашенный к персидскому царю, убил там в единоборстве трех царских
гвардейцев — из тех, которые у персов зовутся «бессмертными». Он погиб,
когда сидел с товарищами в пещере и над ними вдруг треснул и стал
обваливаться свод; товарищи бросились прочь, но Полидамант счел это
позорным, остался, подпер обвал плечами и был засыпан.
Атлет Феаген одержал 1400 побед. Это
значит, что у него было 1400 побежденных соперников, и все они ему
завидовали. Когда Феаген умер, один из них приходил по ночам к статуе
Феагена (всем олимпийским победителям ставили статуи) и хлестал ее
бичом. Статуя упала и задавила хлеставшего. Статую обвинили в убийстве,
судили и бросили в море. На следующий год настал неурожай, начались
моровые болезни; граждане обратились к оракулу, и прорицательница-пифия
велела им вернуть всех изгнанников. Граждане объявили всем изгнанникам
дозволение вернуться, но мор не кончался. Опять пошли к оракулу, пифия
сказала: «Забыли Феагена». Статую вытащили сетями из моря, поставили на
место, устроили в честь ее празднество, и все кончилось благополучно.
Атлет Главк был крестьянский сын. Отец,
увидав, как он голыми руками вбивает в соху сошник, привел его в
Олимпию. Начался кулачный бой. Главка стали бить, а он стоял и терпел,
опасаясь не в меру зашибить противника. Отец из публики крикнул ему:
«Бей, как по плугу!». Главк развернулся и ударил, и победа осталась за
ним.
У атлета Демократа заболели ноги, а
отказаться от состязаний он не хотел. Он пришел в Олимпию, встал среди
поля и предложил столкнуть или стащить его с места. Никто не смог.
Демократу присудили победу.
На скачках кобыла наездника Фидола сбросила
седока, но продолжала скачку и пришла первой. Фидол был объявлен
победителем — за то, что у него такая хорошая лошадь.
Атлет Аполлоний опоздал в Олимпию, потому
что выступал за деньги за морем, но признаться в этом он постеснялся и
сказал, что его задержали встречные ветры. Он вступил в состязания,
вышел победителем, получил венок, но тут обман его раскрылся, венок с
него сняли и возложили на его соперника. Аполлоний тут же набросился на
соперника с кулаками, тот бросился бежать с венком на голове; кому
присудить победу, так и осталось нерешенным.
Обман в Олимпии наказывался сурово: возле
стадиона стояли в ряд статуи Зевса, сооруженные только на штрафы,
собранные с нарушителей. Один атлет хотел воспользоваться тем, что его
соперник Эгмий был отроду немой, и подкупил судью, чтобы тот подсудил в
его пользу, думая, что Эгмий не сможет пожаловаться. Но Эгмий, увидев
это, пришел в такое негодование, что вскрикнул и впервые в жизни
заговорил.
А вообще олимпийские судьи судили честно.
Перед состязанием они должны были проверять лошадей, допускаемых к
скачкам, и давали при этом две клятвы: во-первых, судить по совести и,
во-вторых, никому не объяснять, почему они судили так, а не иначе. Греки
нанимали, что бывают и такие случаи, когда правильное решение
чувствуешь, а объяснить не можешь.
|