Если вы пересмотрите Паросскую
хронологическую таблицу и попробуете угадать в ней то место, где
кончается мифология и начинается история, то, скорее всего, это будет
загадочная строчка: «Год 1128. Переселение дорян во главе с царями
Гераклидами в Пелопоннес». Загадочная — потому что если кто из вас и
помнит, кто такие Гераклиды, то вряд ли представляет, что это было за
переселение.
А переселение было: это и вправду не только
мифология, но и уже история. Греки — не исконные жители Греции, они —
пришельцы. Они пришли сюда с севера, из-за Балкан; где и с кем они жили
раньше — об этом ученые спорят до сих пор. Сами греки этого не помнили.
Но они хорошо помнили другое — что переселялись они сюда двумя волнами.
Первыми переселились ахейские племена; это об их царствах и княжествах
сохранилась память в мифах. Вторыми переселились дорийские племена; и об
этом переселении был сложен, можно сказать, последний греческий миф, а
потом началась история.
Миф был вот какой.
Самым славным греческим героем был Геракл.
Он был потомком аргосских царей. Но сам он не был царем: всю жизнь он
прожил бездомным тружеником на чужих службах. Умирая, он приказал сжечь
себя на костре на вершине горы Эты. От этого костра у подножья Эты
забили горячие источники: по этим источникам соседний горный проход стал
называться «Горячие ворота» — Фермопилы.
Рядом с горой Этой лежит крошечная горная
область — Дорида. Здесь нашли приют сыновья Геракла; старшим и главным
из них был Гилл. Им было тесно в маленькой Дориде. Они собрали дружину
из храбрых дорийских горцев и решили идти на Пелопоннес — добывать
аргосское царство своих предков.
Перед походом, как водится, обратились к
оракулу. (Оракул — это не человек, а святилище, где жрецы давали
предсказания от имени бога; как это было устроено, мы расскажем дальше.)
Получили ответ: «Ждите третьих плодов и ступайте через теснину». Гилл
рассудил, что «третьи плоды» — это третий урожай, третье лето; он выждал
два года, а на третий год повел своих дорян через «теснину» Коринфского
перешейка. Навстречу им вышли местные ахейцы. Договорились решить спор
единоборством вождей. Вожди сошлись — и Гилл пал. Дорянам пришлось ни с
чем воротиться в Дориду.
Вновь обратились к оракулу: «Почему ты нас
обманул?» Оракул ответил: «Вы сами не захотели правильно понять вещание.
Плоды — не земные, а людские; теснина — не суша, а море». Гераклиды
поняли: победа достанется не им, а только третьему поколению после них, и
идти к ней нужно не по узкому Коринфскому перешейку, а вплавь через
узкий Коринфский залив.
Пока сменились три поколения, прошло сто
лет. Гераклиды терпеливо ждали своего срока. Наконец за сыновьями и
внуками выросли правнуки: три брата — Аристодем, Темен и Кресфонт.
Собрали войско, построили корабли для переправы. Вновь спросили
прорицания у оракула: «Что нам сделать, чтобы победить?» Ответ звучал
таинственно: «Возьмите трехглазого проводника». Братья задумались. Вдруг
на дороге показался всадник на коне, слепом на один глаз. Это был
этолийский князь Оксил: он убил родственника, десять лет бедовал в
изгнании и теперь возвращался на родину. Его стали уговаривать примкнуть
к походу. Он легко согласился, но сразу выговорил себе награду: один из
лучших кусков Пелопоннеса — Элиду.
С трехглазым проводником трое братьев
переправились в Пелопоннес, одержали долгожданную победу над ахейцами и
стали делить завоеванные места. Середина Пелопоннеса — это дикое
лесистое нагорье, но по сторонам его лежат четыре плодородные долины: на
востоке — Аргос, на западе — Элида, на юге — Лакония и лучшая из всех —
Мессения. Элиду отдали Оксилу, а о трех других областях три брата
бросили жребий. В горшок с водой каждый опустил по камню: чей вынется
первым, тот будет владеть Аргосом, чей вторым — Лаконией, чей третьим —
Мессенией. Аристодем и Темен опустили свои жребии честно, а Кресфонт
схитрил. Ему хотелось получить урожайную Мессению, и он бросил в воду
вместо камня ком земли, который разошелся в воде. Аргос достался Темену,
Лакония — Аристодему, Мессения осталась на долю лукавого Кресфонта.
Совершив дележ, братья на трех алтарях
принесли жертвы Зевсу. А наутро на их алтарях оказалось по неожиданному
животному: на аргосском — жаба, на лаконском — змея, на мессенском —
лиса. Гадатели, посовещавшись, объяснили: жаба — животное
малоповоротливое, так что аргосским дорянам лучше не ходить на войну;
змея — грозное, так что лаконским дорянам будет сопутствовать победа; а
лиса — хитрое, в чем каждый мог и сможет убедиться. Братья
переглянулись, поняли хитрость Кресфонта и затаили злую память на
мессенских дорян. |