Самыми знаменитыми тиранами этой поры были
Кипсел с Периандром в Коринфе, Поликрат на Самосе и Писистрат с
сыновьями в Афинах. Но прежде чем рассказывать о них, нужно рассказать о
Килоне, которому так и не удалось стать тираном.
Это было еще за поколение до Солона.
Знатный афинянин Килон одержал победу на Олимпийских играх и
почувствовал себя избранником богов. Он решил стать тираном в Афинах.
Друзей у него было много, соседние тираны обещали ему поддержку, а народ
мог легко увлечься славой олимпийского победителя. Килон дождался
летнего праздника Зевса Олимпийского и с отрядом товарищей захватил
афинскую крепость — акрополь.
Но народ не пошел за Килоном. Афиняне
сбежались с оружием и осадили акрополь. Осаду возглавил архонт Мегакл из
рода Алкмеонидов. Осада затянулась, осажденные начали страдать от
голода и жажды. Килон пал духом и бежал из акрополя, оставив товарищей
на произвол судьбы. Тогда они прекратили сопротивление, а сами сели
вокруг алтаря перед храмом Афины. Здесь они были под защитой богини. Но
сидеть там без конца тоже было нельзя: если бы кто-нибудь из них умер от
голода, это стало бы осквернением святыни.
Мегакл и его родичи Алкмеониды предложили
пленным выйти из храма и явиться на суд ареопага. Им обещали не делать
ничего дурного. Но пленники мало доверяли этим обещаниям. Они взяли
длинную веревку, привязали конец ее к алтарю Афины и, держась за другой
ее конец, сошли нетвердыми шагами с Акрополя. Это значило, что и здесь
они остаются под покровительством Афины.
Тут и совершилось злодеяние, запятнавшее
весь род Алкмеонидов. Когда пленники были уже на полпути между холмом
акрополя и холмом ареопага, веревка вдруг разорвалась — или кто-то ее
перерезал. «Бейте их: богиня от них отрекается!» — крикнул архонт
Мегакл. Толпа бросилась на кучку беззащитных и растерзала их.
Потом, как водится, пришла расплата:
моровые болезни, неудачи в битвах, дурные знамения со всех сторон.
Решили, что это гнев Афины и нужно произвести великое очищение всего
города от скверны убийства. Для этого был приглашен самый святой человек
в Греции — критский гадатель Эпименид.
Вы не читали американскую сказку о Рип ван
Винкле? Точно такой рассказ был у греков об Эпимениде. Когда он был еще
юношей, отец послал его в поле за пропавшей овцой. Его застиг полдень,
он прилег переждать жару и проспал пятьдесят семь лет. Проснувшись, он
стал искать овцу, не нашел, вернулся в усадьбу и увидел, что там все
переменилось и хозяин новый; пошел в город, там незнакомые люди стали
спрашивать его, кто он такой; и, только отыскав своего младшего брата,
уже седого и дряхлого, он понял, в чем дело. После этого чуда его стали
почитать любимцем богов. А всего, говорят, он прожил сто пятьдесят семь
лет, из которых пятьдесят семь — во сне.
Великое очищение Эпименид совершил так. Он
велел согнать на место преступления стадо черных и белых овец, дать им
разбрестись, куда хочется, и, где какая ляжет, там принести жертву и
воздвигнуть жертвенник с надписью: «Неведомому богу». А Мегакл, зачинщик
скверны, был изгнан из Афин, и с тех пор угроза изгнания вечно висела
над каждым его потомком.
Афиняне хотели дать Эпимениду талант денег,
но он отказался и попросил только ветвь от их священной оливы — той,
которую взрастила сама богиня Афина. С нею он и вернулся на Крит. А по
разным концам Аттики еще долго стояли алтари с загадочной надписью:
«Неведомому богу». И когда семь веков спустя (так рассказывают
христиане) в Афины пришел с проповедью новой веры апостол Павел и его
привели на Ареопаг и спросили: «О каком новом боге говоришь ты нам?» —
он будто бы показал афинянам на такой алтарь и сказал: «Вот об этом,
которого вы, сами не зная, чтите». |