Древнейшие греки представляли себе мир и
мировой порядок очень просто. Мир для них был похож на удобное родовое
хозяйство, которое сообща вела большая семья олимпийских богов с ее
домочадцами — низшими божествами, вела собственноручно, заботливо и
деловито. Каждый бог успевал всюду поспеть, каждый знал свое дело, но в
случае необходимости мог исполнить и чужое; каждый, завидев непорядок,
тотчас вмешивался сам и восстанавливал положение. Случались
недоразумения и ссоры, как во всяком доме, но быстро улаживались. О
законах никто не думал: когда вы живете в семье, разве вам нужны законы?
Здесь все кажется простым, привычным и само собой разумеющимся: и что
кому делать, и кому кого слушаться.
Время шло, жизнь становилась сложнее. Люди
жили уже не родовыми поселками, а городами и государствами, общих дел
стало гораздо больше, споров и несогласий вокруг этих дел — тоже. Раньше
все дела были привычные, повторяющиеся из поколения в поколение; теперь
все чаще приходилось сталкиваться с делами новыми и самим придумывать,
как с ними сообща управляться. В дополнение к старым обычаям
понадобились новые законы. Но если государство не может держаться без
законов, то тем более не может держаться без законов огромный мир:
никакому олимпийскому семейству сразу всюду не поспеть, всего не решить и
обо всем не договориться. Очевидно, и в мире действуют какие-то общие
законы, которым подчиняются и боги, и звезды, и земля, и люди. Каковы же
они?
С этих пор мысль о всеобщих законах,
управляющих и природой, и человеческим обществом, овладела умом грека и
уже не покидала его.
Законы природы были предметом
теоретическим, до них приходилось доходить умом. Законы общества
приходилось осваивать практически: их нужно было составлять самим. И
здесь начиналась жестокая борьба. Знать говорила: «Мы потомки богов и
героев, наши деды и прадеды правили этим государством и передали свой
опыт нам, мы богаты, крепки телом, даже грамотны — по справедливости
власть должна принадлежать нам». Народ говорил: «Нас много, на войне наш
строй спасает государство, в мирное время наш труд кормит государство,
без нас знатные правители бессильны — по справедливости власть должна
принадлежать нам». Справедливость спорила со справедливостью: решать
спор должен был закон.
Пока спор происходил в старых городах,
борющихся сдерживала старая сила: обычай, ссылка на заветы отцов. Но
когда воздвигались новые города на новых местах, то здесь обычаев не
было. Старались, конечно, сохранить и на новых местах обычаи тех старых
мест, откуда явились основатели и поселенцы. Но их нужно было
согласовать, нужно было отбросить что-то устарелое и добавить что-то
непредусмотренное; не приложив ума, с этим было не справиться. Так
появились первые записанные и — что важнее — первые продуманные законы.
А новых городов на новых местах именно в эту пору строилось очень много. Это были колонии. |