Вы уже заметили: если в нашем рассказе до
сих пор и был наиболее часто упоминаемый герой, то это был дельфийский
оракул — без его пророчеств не обходилось, кажется, ни одно событие.
Пора теперь познакомиться с ним поближе.
В средней Греции много гор. На горах —
пастбища. На одном пастбище паслись козы. Одна коза отбилась от стада,
забралась на утес и вдруг стала там скакать и биться на одном месте.
Пастух полез, чтобы снять ее, и вдруг остальные пастухи увидели: он тоже
стал прыгать, бесноваться и кричать несвязные слова. Когда его сняли,
то оказалось: в земле в этом месте была расселина, из расселины шли
дурманящие пары, и человек, подышав ими, делался как безумный.
Испуганные пастухи пошли к жрецам. Жрецы,
посовещавшись, сказали: «Это — то самое место, где некогда бог Аполлон
убил дракона Пифона, сына Земли. Нужно в этом месте выстроить храм, над
расселиной посадить прорицательницу, и она, надышавшись опьяняющим
паром, будет предсказывать будущее».
Так был построен храм Аполлона в Дельфах.
Считалось, что это самый первый греческий храм — первый дом, построенный
для бога, сошедшего с небес к людям. Священные пчелы Аполлона принесли
неведомо откуда восковую модель чертога, обнесенного колоннами; по ней
выстроили деревянный храм, потом на его месте — медный, потом на его
месте — каменный. Все остальные греческие храмы были копией с этого.
Здесь жил Аполлон девять месяцев в году, а остальные три месяца жил
Дионис.
В середине храма овальной глыбой лежал
большой белый камень — «пуп земли». Греки представляли себе землю
плоским кругом, а самой серединой этого круга — Дельфы. Говорили, что
Зевс, желая найти середину земли, выпустил с запада и с востока двух
голубок навстречу друг другу, и они встретились как раз над этим камнем.
Раз в месяц на треножник в глубине храма
садилась прорицательница — пифия. Ей задавали вопросы, она отвечала на
них несвязными криками, а жрецы перекладывали ее слова благозвучными
стихами и передавали спрашивающим. Со всей Греции стекались в Дельфы
просители; храм процветал и богател с каждым годом.
Предсказание будущего — дело рискованное.
Это, по-видимому, понимали не только жрецы, но и спрашивающие. Поэтому
вопросы в прямой форме: «удастся ли мне сделать то-то и то-то?» —
задавались редко. Чаще спрашивали: «Что сделать, чтобы мне удалось то-то
и то-то?» Оракул отвечал: «Принеси жертвы таким-то богам» или «Заручись
поддержкой надежных людей», и спрашивающие оставались довольны. Если
дело все же не удавалось, это значило, что или боги остались недовольны
жертвами, или люди оказались недостаточно надежными, а оракул ни при
чем.
Бывали, однако, и случаи более
затруднительные. С некоторыми из них мы уже встретились. А самым
знаменитым был случай с царем Крезом.
Поперек Малой Азии текла река Галис; на
запад от нее, ближе к Греции, лежала Лидия, на восток — Мидия. Царем
Лидии был Крез, самый богатый правитель на свете. Он задумал воевать с
Персией, но хотел сперва спросить совета у оракула. Но у какого? Как
узнать, правду ли скажет оракул или солжет? И Крез решил испытать все
знаменитейшие оракулы мира. Он послал людей и в Дельфы, и в Додону, и в
Абы, и в Милет к Бранхидам, и в Египет к Аммону, и в пещеру Трофония, из
которой кто возвращается, тот больше никогда не смеется. Всем посланцам
было велено одно и то же: отсчитать сотый день от своего отправления и в
этот день спросить у оракула: что делает сейчас Крез, царь Лидии?
Что ответили на этот вопрос другие оракулы, история умалчивает. А дельфийский оракул ответил вот что:
В море я капли сочту и на бреге исчислю песчинки, Знаю, что мыслит немой, и слышу, что молвит безгласный; Чую вкус черепахи, что варится вместе с ягненком — Медь вверху, и медь внизу, а они посредине. Посланцы
ничего не поняли, но аккуратно записали предсказание и доставили Крезу.
Крез возликовал. Из всех ответов этот один оказался правилен и точен,
ибо в назначенный день Крез, чтобы испытать всеведенье оракулов,
занимался тем, что варил в медном котле мясо черепахи вместе с мясом
ягненка, будучи уверен, что чего-чего, а этого придумать и угадать никто
не сможет.
Крез послал в Дельфы несметные подарки и
задал теперь оракулу свой главный вопрос: переходить ли ему через Галис,
чтобы воевать с Персией? Оракул ответил:
Крез, перейдя через Галис, разрушит великое царство. Крез
понял эти слова так же, как и вы их поняли, и бодро пошел на Персию
войной. О войне этой мы расскажем в другой раз, потому что с нее
начались великие греко-персидские войны. Кончилась она, как вы узнаете,
полным поражением Креза. Царь едва не погиб, а когда он все же уцелел,
то первое, что он сделал, — это послал в Дельфы и спросил: почему бог
Аполлон так жестоко его обманул?
Ответ был неожиданным. «Знай, Крез, —
писали жрецы, — что Аполлон не обманул тебя ни единым словом. Перейдя
через Галис, ты разрушил великое царство — только не персидское, а свое
собственное. Аполлон тебя любит за богатые дары, но помочь ничем не
может: ты расплачиваешься за грехи предков. Все, что мог сделать
Аполлон, — это отсрочить твое падение на три года. Знай же, что ты и так
правил на три года дольше, чем велено судьбой, и цени это».
Вот как оракул Аполлона и в этом опасном испытании остался кругом прав.
Дельфы были священным городом под
покровительством Аполлона: без стен, без войска. Все окрестные
государства заключили друг с другом договор: защищать Дельфы от любого
нападения общими силами, а между собой жить по возможности в мире. Раз в
четыре года в Дельфах, как в Олимпии, объявлялся «божий мир» для всей
Греции и устраивались общегреческие состязания — Пифийские игры. Они
были такие же, как Олимпийские, но в них были еще и музыкальные
состязания — на лире и на флейте. Аполлон недаром был богом света,
знания и искусства. |