«Закон — это мера», — говорили греки, и
повторяем мы. Но ведь у слова «мера» есть и прямое значение — единица
измерения. Греки его не забывали и даже, как мы помним, называли, кто у
них первый завел точные меры, вес и монету: аргосский царь Фидон. Это
была первая система мер в Европе; посмотрим же на нее.
Стадий = 100 охватов ~ 185 м.
Охват = 4 локтя = 6 ступней ~ 1 м 85 см.
Локоть = 2 пяди ~ 46 см 2 мм.
Ступня = 4 ладони ~ 30 см 8 мм.
Пядь = 12 пальцев ~ 23 см 1 мм.
Ладонь = 4 пальца ~ 7 см 7 мм.
Палец ~ 1 см 9 мм.
И
удобство и неудобство этой системы сразу бросаются в глаза. Удобство — в
том, что все единицы почти точно соответствуют размерам человеческого
тела, от пальца до охвата рук (по-русски — «сажень», «сяжень», насколько
можно «досягнуть» руками), — смерьте! — незачем и линейку с собой
носить. Неудобство — в том, что пересчет из одних единиц в другие очень
громоздок: попробуйте быстро сказать, сколько ладоней в охвате? Ничего
не поделаешь, так уж сложено человеческое тело. Зато нетрудно
представить, какой хорошей школой изучения пропорций были эти меры для
художников и скульпторов.
Почему греческий стадий был именно такой
длины, этому я читал два объяснения. Первое: это расстояние, которое
может пройти пахарь за плугом от передышки до передышки (само слово
«стадий» приблизительно и значит «стоянка»). Второе: это расстояние,
которое может пробежать бегун на самой высокой скорости. Я спросил моего
знакомого специалиста по античному спорту, так ли это. Он посчитал
данные современных олимпийских рекордов, и оказалось: да, так, самую
высокую скорость бегун развивает не на стометровке, а на
двухсотметровке! Разница, конечно, маленькая-маленькая; какова же была,
зоркость греков, что они это заметили!
Бочка для зерна (медимн) = 48 дневных пайков ~ 52,2 л.
Дневной паек (зерновой) = 4 кружки ~ 1,1 л.
Бочонок для вина (амфора) = 12 кувшинов ~ 39,3 л.
Кувшин = 12 кружек ~ 3,3 л.
Кружка = 6 черпаков ~ 0,27 л.
Черпак (киаф) ~ 0,045 л.
Здесь
тоже легко понять систему мер: в основе ее — кружка, которую удобно
держать в руке, паек, который человек съедает в день, и другие столь же
практичные меры. Греческая кружка — чуть побольше нашего стакана, а
греческий черпак — точь-в-точь такой, каким и сейчас хозяйки пользуются
на кухне.
Талант = 60 мин ~ 26,2 кг.
Мина (фунт) = 100 драхм ~ 436,6 г.
Драхма (горсть) = 6 оболов ~ 4,4 г.
Обол (прут) ~ 0,7 г.
Происхождение
мер веса немного более запутанно. Талант (нагрузка, полный вес) — это
тяжесть, которую может нести на себе один носильщик; это можно себе
представить. Обол — это столько, сколько весят 12 ячменных зерен, этих
простейших подручных разновесков. А соотношения и названия установились
лишь тогда, когда греки приступили к чеканке монеты. Монеты обычно
чеканились из серебра, потому что золота в Греции почти нету. Такое
количество серебра, на которое можно было купить барана или бочку
ячменя, стало главной монетой и весовой единицей — драхмой. А названия
«драхма» и «обол» перешли на эти монеты с тех времен, когда и серебро
еще не было в ходу, а вместо денег служили бронзовые и железные прутья
(такие, какие еще долго ходили в Спарте). Промежуточная же единица
«мина» была заимствована с Востока, и название ее — не греческое. Мина —
это примерно столько бронзы, сколько можно купить за один обол серебра.
Сперва денег чеканилось мало, и поэтому
ценились они дорого: баран стоил драхму, бык — пять драхм. Но так как
чеканить деньги все-таки легче, чем разводить скот и сеять хлеб, то
количество денег в обороте росло быстрее, чем количество быков, баранов и
бочек ячменя. Поэтому деньги постепенно дешевели, а товары дорожали:
через полтораста лет бык уже стоил 50 драхм, а баран 10 драхм. Поэтому
подсчитывать, скольким рублям и копейкам равняется драхма, мы не будем: в
разные времена это было по-разному.
Монеты в одну драхму и меньше были
маленькие, как серебряные чешуйки; вместо кошелька их носили во рту за
щекой. Чеканить предпочитали тетрадрахмы — монеты по четыре драхмы.
Величиной они были с наши прежние пятнадцати-, двадцатикопеечники. В
Афинах на лицевой стороне тетрадрахм изображалась голова богини Афины,
на оборотной — ее священная птица, сова. («Не носи сов в Афины», —
говорила греческая пословица; это значило: в Афинах и так денег много.) В
Коринфе изображали на монетах крылатого Пегаса, в Эфесе — пчелу, в
Фокее — тюленя (по-гречески тюлень — «фока»), в Эгине — черепаху
(морскую, пока Эгина была великой морской державой, и сухопутную —
потом). Впоследствии, когда деньги подешевели, монеты пришлось делать
крупнее, и на них стало возможно изображать целые мифологические сцены;
по тонкости чеканного рисунка они часто замечательны.