В Спарте было два царя. Это было удобно: во
время войны они могли воевать на два фронта, во время мира они не
давали друг другу слишком усилиться и притеснять народ или знать.
Два царя выбирались из двух родов,
происходивших от двух близнецов — Прокла и Еврипонта. Это были сыновья
Аристодема, того самого, который по жребию Гераклидов получил Лаконию.
Умирая, он не назначил преемника. Спросили оракул — оракул сказал:
«Власть — обоим, честь — старшему». Но который старший? Близнецы были
еще грудными младенцами. Спросили мать — она отказалась назвать
старшего. Тогда догадались подсмотреть, не кормит ли она одного сына
всегда раньше другого. Так и оказалось. Поэтому с тех пор Еврипонт и его
потомки при равных правах всегда почитались больше, чем Прокл и его
потомки.
При двух царях собирался совет старейшин:
28 человек, с царями — 30. Выборы в совет старейшин были особенные: по
крику. Народ сходился на собрание перед запертым домом, кандидатов в
совет старейшин выводили к народу по одному, и народ приветствовал
каждого криком. В запертом доме сидело несколько человек с писчими
табличками: они не видели, кого выводят, а только слышали крик. На
табличках они отмечали, которому кричали громче. Кому кричали громче
всех, тот и провозглашался избранным.
При совете старейшин каждый год выбирались
пять «блюстителей» — эфоров. Они следили, чтобы народ исполнял законы, а
цари не превышали власти. Раз в восемь лет, в безлунную ночь, эфоры
садились рядом и молча смотрели в небо. Если в это время вспыхнет и
скатится звезда, то эфоры объявляли, что цари правят незаконно. После
этого отправляли послов в Дельфы и успокаивались лишь тогда, когда
оракул заступался за царей.
Вступая в должность, эфоры издавали указ:
«Брить усы и повиноваться законам». Это делалось для того, чтобы
спартанцы одинаково слушались властей и в малом деле, и в большом.
При старейшинах и эфорах собиралось
народное собрание. Оно только подтверждало решения старейшин, крича «да»
или «нет». Советы подавали редко. Однажды дурной человек подал в
собрании хороший совет. Ему приказали сесть, а хорошему человеку —
повторить его слова.
Спартанцы гордились своими законами. На
вопрос, откуда они, спартанцы отвечали: «От Ликурга». На вопрос, кто
такой Ликург, отвечали: «Больше бог, чем человек». В Спарте был храм
Ликурга, в храме приносили жертвы.
Говорили, что Ликург был древним правителем
Спарты. Он был братом спартанского царя, прапраправнука Прокла. Он мог
бы и сам стать царем, но уступил престол племяннику, царскому сыну.
Издать законы побудил его бог Аполлон. Образцом законов послужили
критские законы, изданные, по преданию, самим Миносом, сыном Зевса.
В храме стояла статуя Ликурга. Он был
изображен одноглазым, как изображают богов Солнца. Это объясняли так.
Когда Ликург издал свой главный закон — о всеобщем воинском равенстве и
простоте, — против него восстали богачи. Его избили палками, их вождь
Алкандр выбил ему глаз. Народ выручил Ликурга и выдал ему Алкандра на
расправу. Ликург взял его к себе в дом и велел себе прислуживать.
Алкандр увидел, как умеренно и мудро живет Ликург, и из врага стал его
самым страстным приверженцем. А в народное собрание с тех пор было
запрещено ходить с палками.
Дав Спарте законы, Ликург позаботился,
чтобы они были вечными и неизменными. Он объявил, что едет в Дельфы
спросить еще раз волю Аполлона, и взял со спартанцев клятву не менять
законов до своего возвращения. Спартанцы поклялись. Тогда Ликург уехал в
Дельфы и там, на чужбине, бросился на меч. Даже тело свое он завещал
сжечь, а пепел развеять над морем, чтобы его останки не попали в Спарту.
Спартанские законы остались неизменными навеки.
Спартанцы гордились, что их законы — самые
лучшие и древние. Чужеземцев они презирали. Уезжать за границу спартанцу
запрещалось, как запрещается воину покидать лагерь. Чужеземцев,
приезжавших в Спарту, раз в несколько лет изгоняли поголовно особым
указом — чтобы спартанцы не научились плохому, а иноземцы — хорошему.
Один афинянин сказал спартанцу: «Вы, спартанцы, — неучи». «Да, — ответил
спартанец, — из всех греков мы одни не научились у вас ничему дурному».
Назойливый чужеземец докучал спартанцу:
«Кто самый лучший человек в Спарте?» Спартанец ответил: «Тот, кто меньше
всего похож на тебя».
Другой чужеземец похвастался спартанскому
царю: «Меня все называют другом Спарты». Он ждал похвалы. Но царь
ответил: «Лучше бы тебя называли другом твоей родины». |