В категории материалов: 130 Показано материалов: 61-90 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Загрузкам ·
Просмотрам
Быт был прост: роскоши неоткуда было еще
взяться. Ни на жилище, ни на одежду, ни на еду много не тратились.
Дворцов в демократическом городе не было — были только глиняные дома и
каменные храмы. |
Почти
во всех книгах по античной культуре вы найдете
иллюстрации, переснятые с греческих ваз. В каждом музее, где есть такие
вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними
написаны красивые и непонятные слова: «кратер», «ойнохоя», «килик»… |
Мы сказали: среди глиняных домов высились
мраморные храмы. Но храмы не всегда были мраморные — сперва они были
деревянные. Что такое храм? Дом бога. Как построить дом? |
Храмам нужны были скульптуры: большие
статуи богов для внутренних помещений, статуи поменьше — для фронтонов,
барельефы — для фризов. Людям тоже нужны были скульптуры: победителям на
больших состязаниях ставили статуи прижизненно, а простым людям
посмертно — украшали барельефами могилы. |
Если попытаться перечислить самые
знаменитые скульптуры тех скульпторов, о которых шла речь, то, пожалуй,
это будут: «Тираноубийцы» Крития и Несиота, «Дискобол» Мирона, «Дорифор»
Поликлета, «Афродита Книдская» Праксителя, «Апоксиомен» Лисиппа и
«Лаокоон» Агесандра. |
Праксителя спросили: «Какие твои статуи больше тебе нравятся?» Он ответил: «Те, которые расписывал художник Никий». Мы привыкли к белым статуям в наших музеях
и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела в
телесный цвет, одежда — в красный и синий, оружие — в золотой. |
Все эти мраморные храмы, украшенные
скульптурами знаменитых ваятелей и картинами знаменитых живописцев, были
построены не затем, чтобы стоять понапрасну. К ним сходились люди,
чтобы чтить богов праздниками. |
Сейчас для нас театр — дело будничное. В
любой день мы можем посмотреть афишу, выбрать театр и спектакль и
вечером пойти туда, куда нам нравится, — лишь бы удалось купить билет. |
Знаменитых сочинителей трагедий в Афинах
было трое: старший — Эсхил, средний — Софокл и младший — Еврипид. Эсхил
был могуч и величав, Софокл ясен и гармоничен, Еврипид тонок, нервен и
парадоксален. |
В Аттике было около 300 тысяч жителей
(примерно столько, сколько в нынешнем городе Смоленске). Но полноправных
граждан — таких, которые голосовали в собрании, заседали в совете и
суде, бесплатно сидели в театре, — из них была только одна десятая
часть. Остальные были метэки, женщины и рабы. |
Мудрец
Фалес Милетский каждое утро трижды благодарил богов: за то, что они его
создали человеком, а не животным; эллином, а не варваром; мужчиной, а
не женщиной. |
Не
бывает добра без худа. Победа в персидской войне принесла Греции очень
много хорошего. Но она же окончательно сделала ее рабовладельческой
страной. |
Подчинение раба господину, подчинение жены
мужу, подчинение младших старшим, подчинение гражданина государству,
подчинение человека богам — это были неписаные законы греческой жизни. |
Когда софисты доказывали, что все людские
обычаи — условность, что даже самые привычные из них возникли не «по
природе», а «по уговору», то в руках у них был один почти неопровержимый
пример: язык. В самом деле, вот мы говорим «стол», но что общего между
этими четырьмя звуками и тем домашним предметом, который они обозначают? |
Афиняне удивлялись, восхищались,
негодовали, слушая софистов. И только один человек, оборванный и босой,
был спокоен и добродушен. Он улыбался и говорил: «Не пугайтесь,
граждане..." |
Когда софисты съезжались в Афины, они
думали: народу-законодателю приятно будет слушать их речи о том, что
незыблемых законов нет, все — дело уговора, любой закон можно и ввести и
отменить. Оказалось — нет. |
Народ
в Афинах хотел жить лучше — это была уже привычка. Но народ не хотел
работать и вырабатывать больше — это было рабовладельческое презрение к
труду. Стало быть, нужна была добыча; стало быть, нужна была война.
Война с Персией была безнадежна — Спарта ударила бы в тыл, как когда-то
при Танагре. |
Со времен Солона в Афинах был обычай:
павших на войне хоронить не где попало, а всех вместе, торжественно и
чинно. Трупы сжигали на кострах на поле боя, кости хранили в глиняных
сосудах до зимы, а зимой складывали в десять кипарисовых гробов и на
десяти колесницах везли по улицам под звуки флейт. |
Когда Алкивиад был мальчиком, он боролся
на песке с одним товарищем. Товарищ побеждал. Алкивиад укусил его за
руку. «Ты кусаешься, как баба», — сказал товарищ. Алкивиад ответил:
«Нет, как лев». |
В Афинах заседает суд. В Афинах любят
судиться, за это над афинянами давно все подшучивают. Но этот суд —
особенный, и народ вокруг толпится гуще обычного. Судят философа Сократа
— за то же, за что судили тридцать лет назад Анаксагора и двенадцать
лет назад Протагора. |
Большинство греческих слов в русском языке
— научные. Ученые разных стран, чтобы лучше понимать друг друга,
стараются называть свои предметы от латинских и греческих корней — это
языки мертвые, всем одинаково чужие, никому не обидно. Поэтому и
большинство наук называются -логиями, -графиями, -метриями. |
Есть такое общечеловеческое свойство:
лень. Что нам интересно, то мы делаем с увлечением, а что неинтересно —
от того отлыниваем. И каждому из нас когда-нибудь да приходило в голову:
вот придумать бы что-нибудь, чтобы булки сами на деревьях росли! |
Было только два занятия, которые свободный
грек считал достойными себя, потому что они были самые древние:
крестьянский труд и военный труд. |
Самой знаменитой наемнической войной был
поход десяти тысяч греков на Вавилон и от Вавилона к Черному морю.
Когда-то в Спарте сказали Аристагору: «Ты сошел с ума, если хочешь,
чтобы мы удалились на три месяца пути от Греции и моря». |
Когда Афины стояли во главе Греции, им
понадобилось двадцать-тридцать лет, чтобы все союзники их возненавидели.
Когда Спарта сломила Афины и встала во главе Греции, то уже лет через
пять она была ненавистна всем. |
Если посмотреть на карту Греции и
вспомнить историю Греции, то откроется любопытная закономерность: сила
Греции постепенно сдвигалась с востока на запад. Когда-то, при Фалесе
Милетском, самыми цветущими были города малоазиатской Ионии. |
Говоря о Пелопиде, пришлось упомянуть
фессалийского тирана Александра Ферского. Он был лишь одним из многих
полководцев, которые в этот бурный век пользовались народными смутами,
чтобы захватить власть и править, не считаясь ни с кем и опираясь только
на войско... |
При Дионисии Старшем (и при сыне его
Дионисии Младшем) были не только придворные поэты, но и придворные
философы. Придворные — это значит такие, чтобы их было приятно слушать,
легко понимать, в веселую минуту потешаться, а в важную — не обращать на
них внимания. |
Аристипп учился наслаждаться. А другой
ученик Сократа, по имени Антисфен, восклицал: «Лучше безумие, чем
наслаждение!» А потом, успокоившись: «Презрение к наслаждению — тоже
наслаждение». |
Аристипп сочинил для нового века философию
прихлебателя, Антисфен — философию поденщика, а философию хозяев жизни —
тех, кто знатен, богат и хочет власти, — сочинил Платон. |
|