| 
 
| В категории материалов: 130 Показано материалов: 61-90
 | Страницы: « 1 2 3 4 5  » |  Сортировать по:  
Дате  ·  
Названию  ·  
Рейтингу  ·  
Комментариям  ·  
Загрузкам  ·  
Просмотрам
 
 |  Быт был прост: роскоши неоткуда было еще 
взяться. Ни на жилище, ни на одежду, ни на еду много не тратились. 
Дворцов в демократическом городе не было — были только глиняные дома и 
каменные храмы. | 
|  Почти
 во всех книгах по античной культуре вы найдете 
иллюстрации, переснятые с греческих ваз. В каждом музее, где есть такие 
вазы, они бережно хранятся и выставляются на почетных местах. Под ними 
написаны красивые и непонятные слова: «кратер», «ойнохоя», «килик»…  | 
|  Мы сказали: среди глиняных домов высились 
мраморные храмы. Но храмы не всегда были мраморные — сперва они были 
деревянные. Что такое храм? Дом бога. Как построить дом?  | 
|  Храмам нужны были скульптуры: большие 
статуи богов для внутренних помещений, статуи поменьше — для фронтонов, 
барельефы — для фризов. Людям тоже нужны были скульптуры: победителям на
 больших состязаниях ставили статуи прижизненно, а простым людям 
посмертно — украшали барельефами могилы. | 
|  Если попытаться перечислить самые 
знаменитые скульптуры тех скульпторов, о которых шла речь, то, пожалуй, 
это будут: «Тираноубийцы» Крития и Несиота, «Дискобол» Мирона, «Дорифор»
 Поликлета, «Афродита Книдская» Праксителя, «Апоксиомен» Лисиппа и 
«Лаокоон» Агесандра. | 
|  Праксителя спросили: «Какие твои статуи больше тебе нравятся?» Он ответил: «Те, которые расписывал художник Никий». Мы привыкли к белым статуям в наших музеях
 и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела в 
телесный цвет, одежда — в красный и синий, оружие — в золотой. | 
|  Все эти мраморные храмы, украшенные 
скульптурами знаменитых ваятелей и картинами знаменитых живописцев, были
 построены не затем, чтобы стоять понапрасну. К ним сходились люди, 
чтобы чтить богов праздниками. | 
|  Сейчас для нас театр — дело будничное. В 
любой день мы можем посмотреть афишу, выбрать театр и спектакль и 
вечером пойти туда, куда нам нравится, — лишь бы удалось купить билет.  | 
|  Знаменитых сочинителей трагедий в Афинах 
было трое: старший — Эсхил, средний — Софокл и младший — Еврипид. Эсхил 
был могуч и величав, Софокл ясен и гармоничен, Еврипид тонок, нервен и 
парадоксален. | 
|  В Аттике было около 300 тысяч жителей 
(примерно столько, сколько в нынешнем городе Смоленске). Но полноправных
 граждан — таких, которые голосовали в собрании, заседали в совете и 
суде, бесплатно сидели в театре, — из них была только одна десятая 
часть. Остальные были метэки, женщины и рабы. | 
|  Мудрец
 Фалес Милетский каждое утро трижды благодарил богов: за то, что они его
 создали человеком, а не животным; эллином, а не варваром; мужчиной, а 
не женщиной. | 
|  Не
 бывает добра без худа. Победа в персидской войне принесла Греции очень 
много хорошего. Но она же окончательно сделала ее рабовладельческой 
страной. | 
|  Подчинение раба господину, подчинение жены
 мужу, подчинение младших старшим, подчинение гражданина государству, 
подчинение человека богам — это были неписаные законы греческой жизни. | 
|  Когда софисты доказывали, что все людские 
обычаи — условность, что даже самые привычные из них возникли не «по 
природе», а «по уговору», то в руках у них был один почти неопровержимый
 пример: язык. В самом деле, вот мы говорим «стол», но что общего между 
этими четырьмя звуками и тем домашним предметом, который они обозначают? | 
|  Афиняне удивлялись, восхищались, 
негодовали, слушая софистов. И только один человек, оборванный и босой, 
был спокоен и добродушен. Он улыбался и говорил: «Не пугайтесь, 
граждане..." | 
|  Когда софисты съезжались в Афины, они 
думали: народу-законодателю приятно будет слушать их речи о том, что 
незыблемых законов нет, все — дело уговора, любой закон можно и ввести и
 отменить. Оказалось — нет. | 
|  Народ
 в Афинах хотел жить лучше — это была уже привычка. Но народ не хотел 
работать и вырабатывать больше — это было рабовладельческое презрение к 
труду. Стало быть, нужна была добыча; стало быть, нужна была война. 
Война с Персией была безнадежна — Спарта ударила бы в тыл, как когда-то 
при Танагре. | 
|  Со времен Солона в Афинах был обычай: 
павших на войне хоронить не где попало, а всех вместе, торжественно и 
чинно. Трупы сжигали на кострах на поле боя, кости хранили в глиняных 
сосудах до зимы, а зимой складывали в десять кипарисовых гробов и на 
десяти колесницах везли по улицам под звуки флейт. | 
|  Когда Алкивиад был мальчиком, он боролся 
на песке с одним товарищем. Товарищ побеждал. Алкивиад укусил его за 
руку. «Ты кусаешься, как баба», — сказал товарищ. Алкивиад ответил: 
«Нет, как лев». | 
|  В Афинах заседает суд. В Афинах любят 
судиться, за это над афинянами давно все подшучивают. Но этот суд — 
особенный, и народ вокруг толпится гуще обычного. Судят философа Сократа
 — за то же, за что судили тридцать лет назад Анаксагора и двенадцать 
лет назад Протагора. | 
|  Большинство греческих слов в русском языке
 — научные. Ученые разных стран, чтобы лучше понимать друг друга, 
стараются называть свои предметы от латинских и греческих корней — это 
языки мертвые, всем одинаково чужие, никому не обидно. Поэтому и 
большинство наук называются -логиями, -графиями, -метриями. | 
|  Есть такое общечеловеческое свойство: 
лень. Что нам интересно, то мы делаем с увлечением, а что неинтересно — 
от того отлыниваем. И каждому из нас когда-нибудь да приходило в голову:
 вот придумать бы что-нибудь, чтобы булки сами на деревьях росли!  | 
|  Было только два занятия, которые свободный
 грек считал достойными себя, потому что они были самые древние: 
крестьянский труд и военный труд. | 
|  Самой знаменитой наемнической войной был 
поход десяти тысяч греков на Вавилон и от Вавилона к Черному морю. 
Когда-то в Спарте сказали Аристагору: «Ты сошел с ума, если хочешь, 
чтобы мы удалились на три месяца пути от Греции и моря». | 
|  Когда Афины стояли во главе Греции, им 
понадобилось двадцать-тридцать лет, чтобы все союзники их возненавидели.
 Когда Спарта сломила Афины и встала во главе Греции, то уже лет через 
пять она была ненавистна всем. | 
|  Если посмотреть на карту Греции и 
вспомнить историю Греции, то откроется любопытная закономерность: сила 
Греции постепенно сдвигалась с востока на запад. Когда-то, при Фалесе 
Милетском, самыми цветущими были города малоазиатской Ионии. | 
|  Говоря о Пелопиде, пришлось упомянуть 
фессалийского тирана Александра Ферского. Он был лишь одним из многих 
полководцев, которые в этот бурный век пользовались народными смутами, 
чтобы захватить власть и править, не считаясь ни с кем и опираясь только
 на войско... | 
|  При Дионисии Старшем (и при сыне его 
Дионисии Младшем) были не только придворные поэты, но и придворные 
философы. Придворные — это значит такие, чтобы их было приятно слушать, 
легко понимать, в веселую минуту потешаться, а в важную — не обращать на
 них внимания. | 
|  Аристипп учился наслаждаться. А другой 
ученик Сократа, по имени Антисфен, восклицал: «Лучше безумие, чем 
наслаждение!» А потом, успокоившись: «Презрение к наслаждению — тоже 
наслаждение». | 
|  Аристипп сочинил для нового века философию
 прихлебателя, Антисфен — философию поденщика, а философию хозяев жизни —
 тех, кто знатен, богат и хочет власти, — сочинил Платон. | 
 |