Все эти мраморные храмы, украшенные
скульптурами знаменитых ваятелей и картинами знаменитых живописцев, были
построены не затем, чтобы стоять понапрасну. К ним сходились люди,
чтобы чтить богов праздниками.
Помните: жители города Тарента хвастались,
что у них праздников больше, чем дней в году? Афиняне были скромнее: у
них в году было около 50 праздников, и занимали они в общей сложности
около 100 дней. Вы скажете, что и это много? Но подумайте о трех вещах.
Во-первых, у греков не было еженедельных выходных, как у нас по
воскресеньям, — так что праздники были просто возможностью отдохнуть.
Во-вторых, у греков бедняки почти не ели мясного, а на праздниках
приносились жертвы, и жертвенное мясо шло на угощение, — так что это
было возможностью подкормиться за государственный счет. А в-третьих, и
в-главных, гражданам хотелось собраться вместе, и если город их
процветал, то поблагодарить богов, а если бедствовал, то попросить у них
помощи. На праздниках они были не зрителями, а участниками: все
представления, даже театральные и хоровые, были, по-современному
выражаясь, самодеятельными. Зрителями считались боги. Три праздника были
главными в афинском году: во-первых, Панафинеи в честь Афины;
во-вторых, Анфестерии и Дионисии в честь Диониса; в-третьих, Элевсинии в
честь Деметры.
Панафинеи справлялись в июле, тотчас после
жатвы. Это был праздник шествий и состязаний. Шествие шло поблагодарить
Афину за удачный год и окутать ее статую новым покрывалом, которое
целый год ткали избранные по жребию афинские девушки. Это то самое
шествие, которое изображено на фризе Парфенона. А состязания были такие
же, как в Олимпии и на других играх: бег, скачки, борьба, прыжки,
метание копья и диска. Победители получали большие амфоры с маслом из
олив, собранных в священной роще Афины; на амфорах была изображена
Афина-Воительница с копьем и щитом. Начинались же состязания факельным
бегом: от алтаря Любви в пригородной роще бегуны эстафетой несли горящий
факел к алтарю Афины на Акрополе. Говорили, что этот бег учредил
когда-то сам Прометей, добыватель огня.
Анфестерии справлялись в феврале, а
Дионисии в марте: первый праздник был проводами мертвого царства зимы,
второй — встречей новой весенней жизни. Это тоже были праздники шествий и
состязаний, но особенных. Шествия изображали прибытие Диониса, бога
плодородия, из заморских стран в верные Афины: на Анфестериях он ехал на
корабле, поставленном на колеса, а изображал его архонт-жрец в маске,
на Дионисиях он следовал посуху с дорожной свитой, а изображала его
статуя из городского храма. Состязания на Анфестериях были в выпивке:
вскрывали молодое вино, раздавали большие кружки, по трубному сигналу
начинали взапуски пить, и кто первым допивал, тот получал в награду мех с
вином. А состязания на Дионисиях были совсем другие — на круглой
площадке вокруг Дионисова алтаря пять дней подряд соревновались хоры. В
первый день исполняли песнопения, вроде тех, которые слагали Терпандр и
Арион, во второй — комедии, в третий, четвертый и пятый — трагедии.
Каким образом хоры исполняли комедии и трагедии, об этом будет речь на
следующих страницах.
Наконец, Элевсинии справлялись в сентябре,
на повороте года к зиме, и это был праздник таинственный. Был миф: у
богини земли Деметры была дочь Кора, ее похитил в жены подземный бог
Аид. Деметра удалилась в город Элевсин (в дне пути от Афин), замкнулась в
храме, и земля во всем свете перестала родить плоды. Боги пожалели ее и
разрешили Коре проводить треть года с матерью на земле, треть года с
мужем под землей, а треть года — с кем сама захочет; она выбрала мать, и
поэтому в Греции зима короткая, а лето длинное. Это значит, говорили
греки, что вот так и зерно, умирая в земле, возрождается новым колосом; и
человек, умирая, хоть не может воскреснуть вновь, но может обрести за
гробом новую блаженную жизнь, если будет посвящен в тайное учение
элевсинских жрецов Деметры и Коры.
Это посвящение и совершалось на
Элевсиниях. Объявлялось священное перемирие, в Элевсин стекались толпы
народа, из Афин шла процессия и несла закрытый круглый короб, а в нем
неведомые священные предметы. Были жертвоприношения, ночные песни и
пляски, посвящаемые постились, а потом пили Деметрино питье «кикий» из
вина с тертым сыром, крупой и кореньями и входили в храм. Там перед ними
раскрывался заветный короб, показывались и объяснялись священные
предметы, а потом каждый произносил слова: «Я постился, я пил кикий, я
брал из короба, я сделал то, что сделал, я положил обратно в короб» — и
считался посвященным. А на другую ночь для тех, кто был посвящен в
прежние годы, показывалось еще более таинственное зрелище — сперва мрак и
плач со всех сторон, а потом яркий факельный свет и ликование. Но что
это были за священные предметы и что это было за зрелище, нам
неизвестно. Об этом всем разрешалось знать и никому не разрешалось
говорить — и, действительно, об этом никто не говорил и не писал. А
знали все, потому что в элевсинские таинства посвящались даже рабы:
перед смертью все равны. |