Будет дорийская брань, и будет чума вместе с нею.
Оракул
Народ
в Афинах хотел жить лучше — это была уже привычка. Но народ не хотел
работать и вырабатывать больше — это было рабовладельческое презрение к
труду. Стало быть, нужна была добыча; стало быть, нужна была война.
Война с Персией была безнадежна — Спарта ударила бы в тыл, как когда-то
при Танагре. Стало быть, нужна была война со Спартой.
Перикл оттягивал эту войну пятнадцать лет,
но думал о ней все время. У него был план — надежный, но требовавший
крепких нервов. Спарта была сильней на суше, Афины — на море. Нужно было
не принимать боя на суше, а сойтись всем народом в городские стены и
выдержать осаду, кормясь морским подвозом. Отрезать Афины от моря было
нельзя: они были соединены с портом неприступными длинными стенами. Тем
временем афинский флот окружит Пелопоннес, отрежет пути хлебного подвоза
и медленно, но верно выморит Спарту голодом.
Война началась, когда афиняне приняли в
свой союз Керкиру — остров на морской дороге к Сицилии, кормившей хлебом
Пелопоннес. Спарта ответила требованием, чтобы Афины изгнали виновников
древней Килоновой скверны, то есть Алкмеонидов, а Перикл был им родня.
Афины потребовали, чтобы спартанцы за это изгнали виновников недавней
Павсаниевой скверны. После этого обмена неприятными напоминаниями
двинулись войска и корабли.
Все население Аттики собралось в городских
стенах, округа была отдана на разорение спартанцам. С болью в сердце
смотрели крестьяне со стен, как топчут их хлеба и рубят их оливы. Но
Перикл говорил: «Легче вырастить новые деревья вместо срубленных, чем
новых бойцов вместо убитых». Разоряя, спартанцы щадили имения Перикла,
чтобы казалось, будто они с ним в сговоре. Тогда Перикл объявил в
собрании, что отдает свои имения государству.
От тесноты в городе началась эпидемия.
Греки ее называли чумой, но, может быть, это был сыпной тиф или корь.
Болезнь спускалась по телу сверху вниз: головная боль, воспаление горла,
жестокий кашель, тошнота, понос и смерть. На коже высыпала сыпь, и кожа
болела от прикосновения самой легкой одежды, мучил жар и неутолимая
жажда. Люди умирали у колодцев, трупы валялись на улицах: лечить не
умели, хоронить было некому. Даже стервятники перевелись, отравившись
зараженным мясом. Страх смерти глушил страх перед богами и перед
законом. «Люди видели, что все гибнут одинаково, и потому им было все
равно, что чтить богов, что не чтить, а до людского суда и наказания
никто не рассчитывал дожить», — пишет историк. Болезнь свирепствовала
два года и унесла четверть афинского населения. Умер и старый Перикл.
Война затягивалась. Добычи не было, а
денег нужно было много: кормить войска и гребцов, кормить оставшихся без
крова. Народ удвоил подать с союзников. Подать шла, конечно, не с
бедноты, а с богачей: ненависть богачей в союзных городах и к Афинам, и к
собственному народу дошла до озверения. Начались отпадения и расправы.
Отложились Митилены на Лесбосе, древний
город поэтессы Сафо. Афиняне осадили Митилены с суши и с моря. Город
сдался. Афинское народное собрание постановило: всех мужчин казнить,
всех женщин и детей продать в рабство. На следующий день, одумавшись,
афиняне сами устрашились собственной жестокости: вдогон кораблю со
смертным приказом был отправлен корабль с его отменою. Лесбосу повезло:
корабль поспел вовремя.
Вспыхнула усобица в той Керкире, из-за
которой началась вся война. Там народ обложил богачей небывалым налогом:
было объявлено, что богачи вырубили себе огородные колья в священной
роще и должны заплатить по серебряной монете с кола. Богачи
взбунтовались и перебили народных вождей. Два дня шли уличные бои,
женщины с крыш швыряли черепицу во врагов, рабам была обещана свобода за
подмогу. Народ одолел. Восставшие искали убежища в храме, в священную
ограду набилось четыреста человек. Поняв, что им не спастись, они
перебили друг друга мечами; храм был красен от крови. Уцелевших запороли
кнутами насмерть.
Фиванцы напали на Платею, союзницу Афин.
После четырехлетней осады город сдался. Платея со времен Персидских войн
считалась городом-героем под общей охраной всех греков. Платейцы
обратились к Спарте за третейским судом. Спартанцы провели перед собой
поодиночке всех платейцев, задавая каждому только два вопроса: сделал ли
он Спарте что-нибудь хорошее? сделала ли ему Спарта что-нибудь плохое?
Все гордо отвечали «нет»: все были перебиты.
«Междоусобие царило, — пишет
историк-современник. — Нападения были коварны, месть — безумна;
безрассудство считалось мужеством, осторожность — трусостью, вдумчивость
— негодностью к делу. Кто был слабей умом, тот и брал верх, потому что
быстрее действовал. Человек недовольный казался героем, а кто возражал
ему — подозрительным. Удачливый хитрец слыл умником, а разгадавший его
хитрость — еще умней. Родство связывало меньше, чем товарищество: отцы
убивали сыновей. Для умиротворения не было ни силы речей, ни страха
клятв. Человеческая природа, привычная преступать законы, одолела их и с
наслаждением вырвалась на волю, не сдерживая страсти, попирая право.
Ведь людям нужны законы лишь для собственной защиты, а для нападения и
мести не нужны».
Десять лет взаимного разорения прошли бесплодно. Обессиленные, Афины и Спарта заключили мир и стали готовиться к новой войне. |