Аристипп сочинил для нового века философию
прихлебателя, Антисфен — философию поденщика, а философию хозяев жизни —
тех, кто знатен, богат и хочет власти, — сочинил Платон.
Имя Платон значит «широкий»: так прозвали
его в юности за ширину плеч и продолжали звать в старости за широту ума.
Он был из знатнейшего афинского рода, предком его был Солон. Смолоду он
писал стихи, но однажды, когда он нес в театр только что сочиненную
трагедию, он услышал разговор Сократа, швырнул свою трагедию в огонь и
стал самым преданным учеником Сократа. А когда афинская народная власть
казнила Сократа, он возненавидел эту народную власть на всю жизнь.
Сократ никогда ничего не писал: он только
думал и разговаривал. Когда думаешь, то твоя мысль в движении, а чтобы
записать, ее надо остановить. Сократ не хотел останавливать свою мысль —
за это он и погиб. А Платон положил всю свою жизнь именно на то, чтобы
остановить мысль: пусть она изобразит нам самое прекрасное, самое
настоящее, самое лучшее, мы это запишем, мы это устроим, и дальше пусть
ничего не меняется: пусть начнется вечность. Страх перед
безостановочностыо мысли был в Платоне так же силен, как и в ненавистных
ему афинских судьях.
Как и все, он видел вокруг, что люди живут
плохо, и думал, какие нужно ввести порядки, чтобы жизнь стала хороша
раз и навсегда. Но начинал он свою мысль очень издали.
Сократ говорил: человек должен заботиться
не о мироздании, а о своих человеческих делах: обдумать хороший поступок
— и совершить его. Но ведь так же работает любой столяр: обдумает,
какой он кочет стол, — и сделает его. При этом сделанный стол никогда не
бывает так хорош, как задуманный: то рука дрогнет, то доска плохая
попадется. Откуда же в уме у столяра его замысел прекрасного стола, если
на свете он таких столов никогда не видел? Должно быть, он заглянул
умственными очами в какой-то мир, где существует всем-столам-Стол и
всем-горам-Гора и всем-правдам-Правда, — заглянул, увидел и постарался
воспроизвести этот Стол в дереве, как Сократ старался воспроизвести эту
Правду в хороших поступках. Самому Платону этот умопостигаемый мир
виделся настолько ясно, что он так и назвал этот Стол и эту Гору
«образами» стола и горы — по-гречески «идеями». В них нет ничего
лишнего, ничего случайного, что всегда бывает в земных предметах, все
прекрасно, выпукло и ярко: не стол, а сама Стольность, не гора, а сама
Горность, а выше всех — Правда, Красота и Добро. «А я вот, Платон, стол и
гору почему-то вижу, а Стольности и Горности, хоть убей, не вижу!» —
перебивал его ругатель Диоген. «Это потому, что у тебя нет для этого
глаз, — отвечал Платон. — Все твои столы и горы — лишь тени, падающие от
идеи-Стола и идеи-Горы». Как это — тени? А вот как.
Представьте себе: идет дорога, а вдоль
дороги — длинная щель в земле, а под этой щелью — длинная подземная
пещера, вроде тюрьмы для рабов. В пещере сидят люди в колодках — ни
пошевелиться, ни оглянуться; за спиной у них светлая щель, перед глазами
у них голая стена, и на эту стену падают их тени и тени тех, кто
проходит по дороге. Узники видят мелькание теней, слышат эхо голосов,
сопоставляют, догадываются, спорят. Но если кого-нибудь из них
расковать, вывести на ослепляющий солнечный свет, показать ему настоящий
мир, а потом спустить его обратно к его друзьям, — они ему не поверят.
Вот таковы и философы, заглянувшие в мир идей, среди толпы, живущей в
мире вещей.
Что же позволяет им, философам,
заглядывать в мир идей? Воспоминание. Наши души до нашего рождения жили
там, в мире идей, и оттуда сходили мучиться в наши тела, как с
солнечного света в подземную пещеру. И, видя здесь деревянный стол и
каменную гору, душа вспоминает идею-Стол и идею-Гору и понимает, что
такое перед ней. А видя здесь красивого человека, душа не остается
спокойной, она вспыхивает любовью и рвется ввысь, потому что это для нее
напоминание о несравнейной красоте мира идей. И когда поэт творит
стихи, то он вдохновляется не тем, что он видит вокруг себя, а тем, что
помнит его душа из виденного до рождения. Если же стихи или картины
списаны не с идей, а с вещей, то грош им цена: ведь если вещи — лишь
тени идей, то такие стихи — тень теней.
Такими обрывками воспоминаний живут все,
постоянно же созерцать мир идей могут лишь немногие. Для этого нужны
долгие годы умственных упражнений, начиная с самых простых — над
геометрическими фигурами. Когда мы говорим «квадрат», то все
представляем себе одно и то же; когда говорим «правда», то совсем не
одно и то же; так вот, вглядываясь и вдумываясь, нужно добиться того,
что и правда будет одна для всех, как геометрия — одна для всех. Кто до
этого досмотрелся, тем и должна принадлежать власть, и они создадут
такое государство, которое будет вечно и неизменно, как мир идей.
Когда-то в Греции власть принадлежала самым знатным; потом — самым
многочисленным; теперь пришла очередь самых мудрых.
Государство должно быть едино, как живое
существо: каждый член его знает свое дело, и только свое. В человеческом
теле есть три жизненные силы: в мозгу — разум, в сердце — страсть, в
печени — потребность. Так и в государстве должны быть три сословия:
философы — правят, стражи — охраняют, работники — кормят. Достоинство
правителей — мудрость, стражей — мужество, работников — умеренность. К
каждому человеку начинают присматриваться еще за детскими играми,
определяют способности и причисляют к сословию — чаще всего, конечно, к
тому, из которого он и вышел. Если он правитель или страж, то он
освобожден от труда на других, зато и не имеет ничего своего: здесь все
равны друг другу, все едят за одним столом, как в древней Спарте, все
имущество — общее, даже жены и дети — общие; кратковременными браками
распоряжаются правители, заботясь лишь о том, чтобы у детей была хорошая
наследственность. Если же он работник, то ему назначают труд по
склонностям и способностям, и менять его он уже не имеет права. Думать
дозволено лишь правителям; остальным — только слушаться и верить. Сами
правители верят в мир идей, а для работников сочиняют такие мифы, какие
сочтут нужными. Ибо как иначе можно что-то объяснить тем, кто сидит в
пещере теней и никогда не видел солнца?
Такова была живая государственная машина, с
помощью которой Платон хотел удержать от развала привычный ему мир —
город-государство, крепкое законом и единством. Здесь каждый приносит
себя в жертву государству, чтобы оно стояло вечно, обновляясь, но не
меняясь, как небесный свод. И, глядя на эту цель всей жизни Платона,
невольно думаешь: а ведь попади в такое государство Сократ, не умеющий
останавливать свою мысль ни на каком совершенстве, на всякое «знаю»
отвечающий «а вот я не знаю», — и его ждала бы такая же смерть, как в
Афинах. Понимал ли это Платон? |