Говоря о Пелопиде, пришлось упомянуть
фессалийского тирана Александра Ферского. Он был лишь одним из многих
полководцев, которые в этот бурный век пользовались народными смутами,
чтобы захватить власть и править, не считаясь ни с кем и опираясь только
на войско, как за двести лет до этого правили Поликрат, Писистрат и
другие тираны. Возможностей для этого теперь было больше: собрать
наемное войско, как мы видели, было проще простого. Оправданий для этого
теперь тоже было больше: уроки софистов позволяли сказать, что от
природы существует лишь право сильного, а все остальное — условности. Но
по сравнению с прежними тиранами у новых было больше жадности и страха.
Жадности — потому что наемников стало больше и платить им нужно было
больше. Страха — потому, вероятно, что софистические оправдания так и не
могли заглушить голос совести. Самым сильным, жадным и боящимся, а
стало быть, и самым жестоким тираном этого времени был Дионисий Старший в
сицилийских Сиракузах.
Он был похож на Алкивиада, дорвавшегося до
желанной власти. У него и титул был такой же: полководец-самодержец. Но
он не тратил, как Алкивиад, душевных сил на пустой разгул. Он пришел к
власти, обещав народу две вещи: отбить карфагенян, уже сто лет теснивших
сицилийских греков, и унять знатных и богатых, забравших слишком много
силы. И то и другое он сделал. Богатых врагов своих он арестовал, земли
их поделил между разорившимися бедняками, на деньги их набрал наемников,
оттеснил карфагенян, объединил две трети Сицилии под своей единой
властью. А дальше пошло само собой: деньги были все так же нужны, враги
все так же страшны — начались поборы и подозрительность.
Разведчики и доносчики у Дионисия были
самые лучшие в Греции. Рассказывали, будто в страхе перед ними
карфагенские власти под угрозой смерти запретили карфагенянам знать
греческий язык. Но доносили Дионисиевы люди, конечно, не только на
карфагенян. Знаменитые сиракузские каменоломни — та каторга, где держали
когда-то пленных афинян, — никогда не пустовали при Дионисии. Люди
мучились здесь годами и десятилетиями, рожали здесь детей, те вырастали,
и если их выпускали на волю, то они шарахались, как дикие, от
солнечного света, от людей и от коней.
Это у Дионисия был друг Дамокл, который
однажды сказал: «Пожить бы мне, как живут тираны!» Дионисий ответил:
«Изволь!» Дамокла роскошно одели, умастили душистым маслом, посадили за
пышный пир, все вокруг суетились, исполняя каждое его слово. Среди пира
он вдруг заметил, что над его головой с потолка свисает меч на конском
волосе. Кусок застрял у него в горле. Он спросил: «Что это значит?»
Дионисий ответил: «Это значит, что мы, тираны, всегда живем вот так, на
волосок от гибели».
Дионисий боялся друзей. Одному из них
приснился сон, будто он убивает Дионисия; тиран отправил его на казнь:
«Чего человек тайно хочет наяву, то он и видит во сне» (современные
психологи это бы подтвердили). Дионисий боялся подпускать к себе
цирюльника с бритвою и заставил дочерей научиться цирюльному делу, чтобы
брить его. Потом он стал бояться и дочерей и стал сам выжигать себе
волосы раскаленной ореховой скорлупой.
Его бранили за то, что он чтит и одаряет
одного негодяя. Он сказал: «Я хочу, чтобы хоть одного человека в
Сиракузах ненавидели больше, чем меня».
Он грабил храмы. Со статуи Зевса он
обобрал золото и накинул вместо этого на нее шерстяной плащ: «В золоте
Зевсу летом слишком жарко, а зимою слишком холодно». У статуи Асклепия,
бога врачевания, сына Аполлона, он велел отнять золотую бороду:
«Нехорошо сыну быть бородатым, когда отец — безбородый».
Он наложил побор на сиракузян; те
плакались, говоря, что у них ничего нет. Он наложил второй, третий — до
тех пор, пока ему не доложили, что сиракузяне уже не плачут, а
насмехаются. Тогда он остановился: «Значит, у них и вправду больше
ничего нет».
Ему донесли однажды, что одна старушка в
храме молит богов о здоровье тирана Дионисия. Он так изумился, что
призвал ее к себе и стал допрашивать. Старушка сказала: «Я пережила трех
тиранов, один был хуже другого; каков же будет четвертый?»
А между тем, если нужно, он умел пленять
народ. Когда шла война с Карфагеном и надо было обнести Сиракузы стеной
как можно скорее, он работал на стройке простым каменщиком, подавая всем
пример.
Он умел ценить благородство. В Сиракузах
было два друга — Дамон и Финтий. Дамон хотел убить Дионисия, был схвачен
и осужден на казнь. «Позволь мне отлучиться до вечера и устроить свои
домашние дела, — сказал Дамон, — заложником за меня останется Финтий».
Дионисий рассмеялся над такой наивной уловкой и согласился. Подошел
вечер, Финтия уже вели на казнь. И тут, продравшись сквозь толпу,
подоспел Дамон: «Я здесь; прости, что замешкался». Дионисий воскликнул:
«Ты прощен! а меня, прошу, примите третьим в вашу дружбу». У Фридриха
Шиллера есть об этом баллада, она называется «Порука».
Дионисий даже был поэтом-любителем, и
слава поэта была ему дороже славы полководца. Его советником был лирик
Филоксен, веселый и талантливый. Дионисий читал ему свои стихи, Филоксен
сказал: «Плохо!» Дионисий велел заковать его и бросить в каменоломню.
Через неделю друзья его вызволили. Дионисий призвал его и прочел ему
новые стихи. Филоксен вздохнул, повернулся к начальнику стражи и сказал:
«Веди меня обратно в каменоломню!» Дионисий рассмеялся и простил его.
Один из забоев в сиракузских каменоломнях так и назывался Филоксеновым.
Умер Дионисий после попойки на радостях,
что афиняне присудили награду сочиненной им трагедии. Сделали они это,
конечно, не по чести, а из лести. Дионисию было пророчество, что он
умрет, когда победит сильнейших. Он думал, что это относится к его войне
с карфагенянами, а оказалось, что к его соперникам-драматургам. «Потому
что сильнейших одолевают где угодно, только не на войне», —
рассудительно замечает сообщающий это историк Диодор. |