Когда софисты доказывали, что все людские
обычаи — условность, что даже самые привычные из них возникли не «по
природе», а «по уговору», то в руках у них был один почти неопровержимый
пример: язык. В самом деле, вот мы говорим «стол», но что общего между
этими четырьмя звуками и тем домашним предметом, который они обозначают?
Ничего. Персы называют этот предмет совсем другим словом и отлично
обходятся. Не ясно ли, что язык существует не по природе, а по уговору,
как любой закон?
И его можно даже усовершенствовать, как
любой закон. Вот, например, одни говорят «мирт», как будто это растение —
мужчина, а другие «мирта», как будто оно женщина. Почему бы не
собраться и не условиться, что считать правильным и что неправильным?
Или вот еще. Названия самцов и самок животных обычно похожи друг на
друга: лев — львица, заяц — зайчиха. А вот самка петуха почему-то
курица. Не лучше ли договориться, чтобы и ее тоже звать «петушиха»? Или
вот еще. Первая строка «Илиады» — это обращение к Музе: «Гнев, богиня,
воспой Ахилла, Пелеева сына…» Хорошо ли это? Ведь «воспой» есть
приказание, а можно ли приказывать Музе? Вернее было бы, пожалуй, так:
«Хорошо бы тебе, Муза, воспеть гнев Ахилла…»
Мы привыкли говорить о роде
существительных, о наклонении глаголов, как о чем-то само собой
разумеющемся. А они тоже когда-то были открыты впервые — именно тогда,
когда софист Протагор сказал: «Названия бывают трех родов: как у мужчин,
как у женщин и как у вещей» и «высказывания бывают четырех родов:
вопрос, ответ, приказание и просьба». Все наши грамматические понятия
восходят к греческим: «название» — это наше «имя» (существительное,
прилагательное, числительное); «высказывание» — это наш «глагол»
(«глаголати» — по-старославянски значит «сказывать»), а при нем
«при-глаголь-е» — «на-речи-е». «Склонение» — это значит: нормальная
форма «имени» — «именительная», а все остальные как бы отклоняются от
нее то в одну, то в другую сторону, образуя отпадения, «падежи». А вы
задумывались, почему первым склонением в вашей грамматике называется
склонение слов женского рода? Потому что первым словом, которое склоняли
греческие ученики в школах, было «Муза», а Муза — женского рода.
Но это было много позже, а пока сама мысль
о том, что родной язык нужно как-то изучать, вызывала у публики лишь
веселый смех. Зачем, если мы и так его знаем с детства? Сочинители
комедий не жалели насмешек над новомодными чудаками. Говорят, слова
бывают мужские, женские и средние? Ах, догадываюсь: женские слова — это у
изнеженных богачей, средние — это у нас, простых граждан, а мужские — у
деревенских мужиков. Как, нет? Ах, понял: это значит, что у козла жена
коза, а у осла, стало быть, оса, а у кувшинки муж — кувшин, а у
корзинки, должно быть, корзин…
Впрочем, бывало и не до смеха. Издавна
люди верили в молитвы, в заклинания: если сказать такие-то слова, то по
ним и сбудется, потому что между словами и вещами есть тайная связь. А
теперь оказывается — нет никакой связи, одна условность. Как же быть?
Нет, не может быть, чтобы названия вещам были даны по уговору, —
наверное, все-таки по природе. Нужно только додуматься до их
первоначального смысла. Почему бог называется «бог»? Потому что люди
поклонялись солнцу и луне, видели в небе их бег и называли этот бег
«бог». Почему человек называется «человек»? Потому что он смотрит вокруг
себя, «очами ловит» и умом понимает все на свете: он «оче-ловец», так
что и это слово не случайно. (По-гречески, конечно, эти созвучия другие,
но, поверьте мне на слово, такие же странные.) Больше того: почему
слова «мой», «меня», «мною» все содержат звук ме? Потому что при этом
звуке я удерживаю воздух закрытыми губами — как бы оставляю его при
м-м-мне! Почему дательный падеж кончается на у: бог-у, дом-у, окн-у?
Потому что при звуке у из губ трубочкой вылетает узкая, как стрела,
струйка воздуха и как бы у-казывает, кому-у мы что-то даем или к кому-у
идем. Не смейтесь, пожалуйста: над доводами такого рода ученые серьезно
думали еще сто лет назад.
Уверяли, будто египетский царь однажды
даже сделал опыт, чтобы проверить, откуда пошел человеческий язык. Он
взял двух новорожденных младенцев и отдал на воспитание
пастуху-козопасу, взяв с него клятву, что он при них не произнесет ни
одного слова, а только будет слушать, какое первое слово произнесут они
сами. Прошло два года, и пастух доложил: дети тянут к нему ручонки и
лепечут: «Бек, бек!» Тогда царь послал по всему миру гонцов: у какого
народа в языке есть слово «бек»? Оказалось, что по-фригийски «бек»
значит «хлеб». После этого египтяне стали считать самым древним народом
на земле фригийцев, а себя только вторым.
Так люди впервые заговорили о том, как они говорят, а значит, и задумались о том, как они думают. |