Мы сказали: среди глиняных домов высились
мраморные храмы. Но храмы не всегда были мраморные — сперва они были
деревянные. Что такое храм? Дом бога. Как построить дом? Подвести
фундамент, сложить четыре бревенчатые стены, перекрыть их крест-накрест
несколькими деревянными балками и водрузить сверху двускатную крышу —
вот и все. Впрочем, нет, не все: храмы строились на возвышенных местах,
открытых непогоде, стены могли отсыреть, надо было их прикрыть. Для
этого двускатную крышу делали пошире, чтобы она лежала на здании, как
широкополая шляпа, а края ее подпирали деревянными столбами, и столбы
эти вереницей окружали здание со всех сторон.
Так и образовались три яруса греческого
храма: фундамент, колоннада и карниз с крышей. Ничего, что нельзя было
бы сработать из прямых бревен, здесь не было: ни арок, ни куполов. Вы
можете сложить модель храма из спичек, и она будет стоять. Лишь потом,
когда греки стали жить богаче, они начали возводить эти части храма уже
не из дерева, а из камня: сперва из известняка, потом из мрамора.
Фундамент храма был ступенчатым — обычно в
три большие ступени. Это была как бы лестница, чтобы бог входил в свой
дом. Ступени были впору только богу: человеку они иногда приходились
выше колена. Тогда в них вырубали узкие лесенки со ступеньками пониже.
Колоннада была самой заметной частью
храма. Колонны несли крышу; всем своим видом они должны были показывать:
нам тяжело, но мы побеждаем эту тяжесть! Показывали они это по-разному:
в одних храмах колонны были мужественные — дорические, в других
женственные — ионические. Дорические колонны были широкие и крепкие,
посредине чуть утолщенные, как напрягшийся мускул. Основанием они
врастали прямо в фундамент, вершиной упирались почти прямо в карниз —
прокладкой служила лишь небольшая каменная подушка. Ионические колонны
были тоньше и стройней. Внизу у них был постамент из двух мраморных
валиков, вверху каменная подушка загибалась двумя завитками; и то и
другое как бы упруго сопротивлялось тяжести крыши.
Три
типа греческих колонн — три «ордера», как говорят архитекторы:
дорический, ионический и коринфский, о котором будет речь дальше. Все
масштабы — в «мерках», радиусах колонны. Над дорической колонной —
триглифы и метопы, над ионической — сплошной фриз.
Карниз
над колоннадами был трехполосный. Сверху и снизу лежали крепкие
мраморные балки, а между ними шел фриз — вереница выпуклых рельефных
изображений вокруг всего храма. В изящных ионических храмах фриз был
сплошным многофигурным поясом, в суровых дорических — цепью отдельных
картин — «метоп», разделяемых прямоугольными плитами — «триглифами», с
тремя желобками каждая. Когда-то на этих местах торчали концы поперечных
балок деревянного перекрытия: триглифы были каменным напоминанием о
них. Метопы были хороши для изображений боевых единоборств, сплошные
фризы — для мирных шествий, как в Парфеноне.
На карниз опиралась двускатная крыша. Над
входом и над противоположной от входа стеной она образовывала пустой
треугольник. Его замуровывали и украшали скульптурами. Это был фронтон.
Скульптуры надо было располагать так, чтобы они вписались в треугольник.
Это было интересной задачей для скульптора. Например, изображалась
сцена сражения. Тогда посредине, в самом высоком месте фронтона,
вставала фигура бога, решающего исход сражения; с двух сторон от него
шли друг на друга, ростом поменьше, бойцы со щитами и копьями; дальше,
пригнувшись под скатами, стреляли с колен двое лучников; а затем, упав
на локоть и вытянув ноги в нижний угол фронтона, лежали раненые и
умирающие. Так же симметричны были и фронтоны Парфенона.
Три ступени фундамента; три части колонны —
база, ствол и вершина («капитель»); три яруса карниза — нижний брус
(«архитрав»), фриз и собственно карниз, — размеры этих частей были
строго согласованы друг с другом. Как в городе, так и в постройке всем
правил закон, всему диктовавший свою меру. Единицей этой меры был радиус
колонны, половина ее толщины: зная ее, можно было до мелочей
восстановить размеры всего храма. Высота дорической колонны — 16
радиусов, ионической — 18 радиусов. Промежуток между дорическими
колоннами — 3 радиуса, между ионическими — 5 радиусов. Высота ионической
базы — 1 радиус, капители — треть радиуса, высота архитрава, фриза и
карниза — по полтора радиуса. И так далее, вплоть до желобков дорических
триглифов и завитков ионических капителей. Таков был канон, правило —
царство разума; а затем начиналась воля строителя, отступления от правил
— царство вкуса.
Храмы были невелики, но величественны.
Белые на фоне зеленых рощ и синего неба, они стояли не как жилища, а как
скульптурные памятники. Народ собирался не в них, а перед ними и
любовался ими не изнутри, а снаружи. Внутрь входили только жрецы и
молящиеся. Как глиняные дома, так и мраморные храмы были лишь временным
приютом для греков. А жизнь их, шумная и деятельная, текла на улицах и
площадях, под открытым небом. |