Праксителя спросили: «Какие твои статуи больше тебе нравятся?» Он ответил: «Те, которые расписывал художник Никий».
Мы привыкли к белым статуям в наших музеях
и забываем, что у греков статуи были раскрашены: открытые части тела в
телесный цвет, одежда — в красный и синий, оружие — в золотой. Глаза
мраморных статуй кажутся нам слепыми именно потому, что зрачки у них не
вырезывались, а писались по мрамору краскою. Храмы тоже не были целиком
белые: фриз и фронтоны раскрашивались, обычно в синий цвет, и на этом
фоне, как живые, выступали статуи и барельефы.
Греки любили яркость. Неудивительно, что
они любили и живопись. Но греческую живопись мы знаем гораздо хуже, чем
греческую скульптуру: картины сохраняются труднее, чем статуи. «Древнюю
архитектуру мы знаем по развалинам, скульптуру по копиям, живопись по
описаниям», — сказал один ученый. Поэтому нам больше приходится
принимать на веру то, что рассказывали греки о своих знаменитых
художниках.
С чего началась живопись? С любовного
свидания. Одной девушке было жалко расставаться со своим возлюбленным, и
она сделала вот что: поставила его так, чтобы луна отбрасывала на стену
его тень, и обвела эту тень углем. Юноша ушел, а тень осталась. Эта
первая в мире картина будто бы долго хранилась в одном из коринфских
храмов.
Потом началось совершенствование. Греки
точно сообщали, какой художник первым начал отличать мужские профили от
женских; какой — рисовать головы повернутыми и вскинутыми; какой —
изображать говорящих с открытым ртом, какой — класть тени, чтобы фигуры
казались выпуклыми. Эти картины, наверное, нужно представлять себе по
образцу рисунков на вазах; все в профиль, все застывшие в простых и
сразу понятных позах, задние фигуры не меньше передних, а выше их, так
что картина кажется не окном в глубокое пространство, а стеной, покрытой
многофигурным ковром. Таковы были знаменитые картины художника
Полигнота на афинской городской площади: «Взятие Трои» и «Битва при
Марафоне», каждая в целую стену.
Греки рисовали, как рисуют дети: сперва
чертили контур, потом его закрашивали. Красок поначалу было только
четыре: белая, желтая, красная, черная. Лучшую белую делали из
известняка с острова Мелоса (отсюда наше слово «мел»), лучшую желтую —
из аттической глины, красную привозили с Черного моря, а для черной
пережигали виноградные косточки или даже слоновую кость. Современные
художники чаще всего пишут масляными красками на холсте; в Греции этого
не было. Когда расписывали стены по сырой штукатурке, то разводили
краски прямо водой, они всасывались и засыхали; потом такой способ стали
называть «фреска». А когда писали на деревянных досках, то
приготавливали краски не на масле, а на яичном желтке (этот способ потом
назывался «темпера», так работали средневековые иконописцы) или на
растопленном воске (этот способ потом вышел из употребления, и секреты
его утрачены).
Труднее всего было изобразить две вещи:
красоту и выражение лица. Когда Гомеру нужно было описать Елену,
взошедшую на троянскую стену, он не стал говорить, как она была
прекрасна, — он сказал: «Старцы троянские посмотрели на нее и молвили:
„Да, за такую красоту не жаль вести такую войну!"» У художников такого
выхода не было. Один живописец в отчаянии попробовал написать Елену
золотыми красками — ему сказали: «Ты не сумел сделать Елену красивой и
сделал ее нарядной».
Другой живописец должен был изобразить пир
двенадцати богов. Картина осталась недоконченной: художник начал писать
лица младших богов, истратил на них все свои способности, и на Зевса у
него не хватило сил.
Третий живописец, встретившись с такой же
трудностью, справился с ней умнее. Он писал «Жертвоприношение Ифигении» —
как перед походом на Трою царь Агамемнон по воле богов отдает на смерть
свою родную дочь. Девушку несут к алтарю герои Одиссей и Диомед, на их
лицах — скорбь; у алтаря стоит с ножом жрец Калхант, на его лице — еще
более тяжкая скорбь; Ифигения простирает к небу руки — скорбь на ее лице
почти неописуема; а лицо отца, самого Агамемнона, художник даже не
пытался изобразить и окутал ему голову плащом. Эта изобретательность его
прославила.
Самыми знаменитыми в живописи были две пары соперников: в V веке Зевксис и Паррасий, в IV веке Апеллес и Протоген.
Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше
напишет картину. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждого в
руках картина под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало — на картине
была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать.
Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» — сказал Зевксис
Паррасию. «Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано».
Зевксис склонил голову. «Ты победил! — сказал он. — Я обманул глаз птиц,
а ты обманул глаз живописца».
Зевксис недаром выбрал предметом для своей
картины виноградную гроздь: это он умел изображать как никто. Однажды
он написал мальчика с гроздью в руках, и опять птицы слетались и клевали
ягоды, а народ рукоплескал. Недоволен был только сам Зевксис. Он
говорил: «Значит, я плохо написал мальчика: если бы мальчик был так же
хорош, птицы боялись бы подлетать к ягодам».
У Апеллеса с Протогеном состязание было
необычное. Однажды Апеллес пришел к Протогену и не застал его дома. Он
взял кисть, набрал желтой краски и провел по его стене тонкую-тонкую
черту. Вернувшийся Протоген воскликнул: «Только Апеллес мог писать так
тонко!» — схватил кисть и провел поверх Апеллесоврй черты еще более
тонкую свою, красную. На другой день опять пришел Апеллес, увидел эту
черту в черте и вписал в них еще одну, черную, самую тонкую, и Протоген
признал себя побежденным. Кусок стены, где состязались два художника,
потом вырезали и бережно хранили. В галерее римского императора Августа
среди многофигурных мифологических картин этот белый квадрат с тремя
цветными линиями казался совсем пустым — и оттого вызывал особенный
восторг.
Когда Апеллеса спрашивали, кто пишет
лучше, он или Протоген, Апеллес отвечал: «Владеем кистью мы одинаково,
но класть кисть вовремя лучше умею я». Это значило, что слишком долгая
работа над картиной бывает и вредна: картина становится как бы
вымученной. Но это не значило, что труд художника не нужен: он нужен, и
повседневно. Правилом Апеллеса было: «ни дня без черты!» Потом писатели
перетолковали это и для себя: «ни дня без строчки!»
Как когда-то над Поликлетом, так и над
Апеллесом иногда стояло не очень понимающее начальство. Однажды
Александр Македонский посмотрел на свой конный портрет и стал
критиковать его вкривь и вкось. А конь Александра посмотрел на
нарисованного коня, потянулся к нему и заржал. «Видишь, царь, — сказал
Апеллес, — конь твой разбирается в живописи лучше, чем ты».
А другой случай того же рода перескажем лучше словами Пушкина:
Картину раз высматривал сапожник И в обуви ошибку указал. Взяв тотчас кисть, исправился художник. Вот, подбочась, сапожник продолжал: «Мне кажется, лицо немного криво… А эта грудь не слишком ли нага?…» Тут Апеллес прервал нетерпеливо: «Суди, дружок, не свыше сапога!» |