| 
 
| В категории материалов: 130 Показано материалов: 91-120
 | Страницы: « 1 2 3 4 5  » |  Сортировать по:  
Дате  ·  
Названию  ·  
Рейтингу  ·  
Комментариям  ·  
Загрузкам  ·  
Просмотрам
 
 |  Государство было придумано — государство 
нужно было построить. «Не быть в людях добру, пока философы не станут 
царями или цари — философами», — сказал Платон. Он окинул Грецию 
взглядом: где тот царь, которого можно сделать философом, чтобы он после
 этого сделал философов царями? | 
|  У Платона, имя которого значит «широкий», 
был ученик Аристотель, имя которого значит «благое завершение». Эти 
имена так хорошо им подходили, что казалось, были придуманы нарочно. | 
|  Не только науку о животных и не только 
науку о государственном устройстве начинал Аристотель со сбора и 
классификации материала. Науку о человеческих чувствах и поведении — 
тоже. | 
|  Эти «характеры» Феофраста так и кажутся 
готовыми персонажами для какой-нибудь комедии. Не такой, конечно, как у 
Аристофана, где на сцену выводились и обшучивались карикатуры живых лиц и
 идей, а такой, какая знакома нам по Фонвизину или Мольеру и обычно 
называется «комедией нравов». | 
|  Свободный грек все больше становился из 
производителя потребителем. Это сказывалось даже там, где говорить о 
производстве и потреблении вроде бы странно, — в искусстве. | 
|  Сто
 лет назад об Афинах говорили: «Кто был в Афинах и добровольно покинул 
их, тот верблюд». Теперь стали говорить: «Афины — это заезжий двор: 
каждому охота там побывать, но никому неохота там жить». | 
|  В
 сказочные времена из греческого Аргоса бежали три брата-подростка и 
нанялись в пастухи к царю северной земли. Старший пас лошадей, средний —
 быков, а младший — овец. Времена были простые, и царская жена сама 
пекла им хлеб. | 
|  Вождем всех врагов Филиппа Македонского в 
Афинах был оратор Демосфен. Он понимал, что македонская власть над 
Грецией будет началом мирной и спокойной жизни, но зато концом свободы и
 независимости. И он звал афинян броситься в последнюю борьбу: лучше 
погибнуть, но с честью. | 
|  Главным врагом македонян в Афинах был 
Демосфен, а главным сторонником македонян был старый Фокион. Демосфен 
боролся словом, Фокион — делом. Он был хорошим полководцем, ходил в 
походы с Ификратом и Тимофеем, а теперь он твердо говорил: воевать Афины
 больше не могут, им нужен мир. | 
|  В эти годы крушения свободы в Афинах 
неожиданной вспышкой мелькнуло недолгое восстановление свободы на другом
 конце Греции — в Сиракузах. Героем этого подвига был коринфянин по 
имени Тимолеонт. | 
|  Свободы, завоеванной Тимолеонтом, хватило 
Сиракузам ровно на двадцать лет. А затем они снова оказались под властью
 тирана — такого тирана, о котором знать вспоминала с ненавистью, а 
беднота подчас и добрым словом. | 
|  В эти самые годы, вскоре после смерти 
Александра Македонского, в Афины приехал незаметный человек, смуглый, 
худой и неуклюжий: купеческий сын с Кипра по имени Зенон. В юности он 
спросил оракул: как жить? — оракул ответил: «Учись у покойников».  | 
|  А кому не по плечу была упрямая 
добродетель стоиков, те могли искать счастья в философии эпикурейцев. 
«Эпикур», «эпикурейцы», «эпикурейский» — эти слова, может быть, не раз 
попадались вам у Пушкина и у других писателей.  | 
|  В чем счастье? На этот трудный вопрос грек
 мог ответить совершенно точно: он об этом пел на каждой пирушке. Была 
такая старинная песня... | 
|  Последователи Платона в Академии; 
последователи Аристотеля в Ликее; стоики под «Расписной стоей»; 
эпикурейцы в Саду — четыре философских клуба были в Афинах. Начинающие 
философы приезжали в Афины поучиться, опытные — себя показать.  | 
|  Эту сценку сочинил Лукиан, самый насмешливый из античных писателей, живший уже во II веке н.э. | 
|  Большинство слов, о которых мы 
говорили раньше, были такие научные, что всякому было ясно: они не 
русские, они заимствованные, с греческого — так с греческого. А вот 
некоторые слова совсем простые — такие, что вряд ли кто задумывался над 
их происхождением. | 
|  Александра Македонского трудно представить
 себе живым человеком — кажется, что он был мифологическим героем. Он 
прожил тридцать лет и три года. Он за десять лет покорил почти весь мир.
 Он был ученик мудрого Аристотеля и поклонник великого Гомера. | 
|  Александр хотел владеть Азией не как 
захватчик, а как наследник: по праву самого доблестного и мудрого. Когда
 он проходил через Фригию, ему показали в храме колесницу древнего царя 
Гордия, дышло которой было привязано к ярму узлом каната из кизиловой 
коры. | 
|  Если у греков рассказы о подвигах 
Александра так походили на сказку, то у восточных народов — тем более. 
Больше всего таких рассказов было у египтян. Это понятно: ведь это у них
 в стране стоял город Александрия, а в Александрии, в храме при царском 
дворце, покоилось набальзамированное тело Александра. | 
|  Пророчество умирающего Александра сбылось!
 Тридцать дней тело Александра лежало неприбранным: полководцы спорили 
за власть. Двадцать лет по всем землям и морям от Афин до Вавилона не 
утихали войны: полководцы боролись за власть. | 
|  Рассказывали,
 будто Александр, основывая Александрию, начертал на поданном ему плане 
пять первых букв алфавита: АБГДЕ. Это значило: «Александрос Василеве 
Генос Диос Эктисе» — «Александр-царь, порождение Зевса, основал…» Это 
было предзнаменование, что городу суждено прославиться словесными 
науками. | 
|  В Александрийской библиотеке занимались 
всеми науками. Но все науки начинались с одного — с азбуки. Так заглянем
 же теперь в греческую школу: в этом неказистом месте закладывались 
основы всего того великого и прекрасного, о чем говорится в этой книге. | 
|  Мы не знаем, как была устроена работа в 
александрийском Мусее. Есть предположение, что в нем было четыре отдела:
 по словесности, по математике, по астрономии, по медицине. Допустим, 
что это было так. Главным, во всяком случае, был отдел словесности: 
недаром гордостью Мусея была библиотека. | 
|  Третьим отделением александрийского Мусея было астрономическое. Что услышим мы здесь? Земля — шар, говорят нам александрийские 
астрономы. Кто решил это первый — неизвестно; наверное, пифагорейцы, они
 ведь считали шар совершеннейшим телом. | 
|  Кроме астрономии александрийских 
обсерваторий, была еще астрономия народа и поэтов. Она оказалась гораздо
 более живучей: теорию сфер или эпициклов вспоминают теперь только 
историки науки, а названия небесных созвездий и сейчас в ходу те же, что
 и у греков. | 
|  В тот самый век, когда мы с вами посещаем Александрию, произошло большое научное событие: греки измерили Землю! Обойти земной шар с землемерной саженью в 
руках, конечно, невозможно.  | 
|  Здесь, собственно, следовало бы за уроком 
географии устроить урок естествознания. Но естествознанием в Мусее 
занимались мало. Аристотель был отцом зоологии, его ученик Феофраст — 
отцом ботаники и минералогии, но продолжателей у них не было: были 
только популяризаторы. | 
|  В
 четвертом отделении александрийского Мусея мы, скорее всего, застали бы
 вскрытый труп на операционном столе, а над ним — спорящих ученых. Вскрытый труп — это новость для греческой 
науки. | 
|  Почти не было в Александрии уроков физики и совсем не было уроков химии. Древние греки были хорошими математиками и
 плохими физиками. Причина была все та же: рабовладельческие привычки. 
Математика была работой умственной и имела дело с идеальными квадратами и
 треугольниками. | 
 |