Александр хотел владеть Азией не как
захватчик, а как наследник: по праву самого доблестного и мудрого. Когда
он проходил через Фригию, ему показали в храме колесницу древнего царя
Гордия, дышло которой было привязано к ярму узлом каната из кизиловой
коры. Говорили, что кто развяжет этот узел, тот унаследует власть над
всей Азией. Александр попробовал и не смог: узел был запутанный. Тогда
он взмахнул мечом и разрубил Гордиев узел. Это вошло в пословицу.
Когда он пришел в Египет, то узнал, что
здесь царей считают живыми богами. Тогда он объявил себя богом, сыном
Зевса-Аммона. Азиатские народы признали это с готовностью: они привыкли.
Греки — другое дело: они негодовали. Афиняне так шумели в своем
народном собрании, что оратор Демад им сказал: «Оберегая ваше небо, не
прозевайте вашу землю!» Только спартанцы презрительно ответили послу
Александра: «Если Александр хочет быть богом — пусть будет!»
Главная борьба за Азию предстояла с
персидским царем Дарием Младшим. Александр уже разбил его в одной битве —
предстояла вторая. Дарий предложил Александру мир и половину своего
царства. Старый полководец Парменион сказал: «Я согласился бы, будь я
Александром». Александр ответил: «А я согласился бы, будь я
Парменионом». Дарию он написал: «В небе не может быть двух солнц:
покорись или бейся». Дарий дрогнул. Перед самой битвой он опять
предложил Александру полцарства и огромный выкуп. Александр ответил: «Ты
предлагаешь мне то, что тебе уже не принадлежит».
Битва произошла под Гавгамелами. Александр
победил. Решающей схваткой был натиск персидских колесниц с широкими
серпами по бокам: серпы подрезали врагов под колени, как колосья в поле.
Александр приказал своим воинам бить копьями о щиты; страшный лязг
испугал вражеских лошадей, колесницы дрогнули и повернули назад.
Дарий бежал. В бегстве его убил изменник —
сатрап Бесс. Этим он хотел купить милость Александра. Но Александр
ответил изменнику ненавистью. Он не хотел убивать Дария: он хотел
принять от него власть и по-царски сделать его своим другом и
советником, как когда-то Кир Креза. Бесса он выдал на расправу пленным
родственникам и родственницам царя Дария. Они казнили его страшной
казнью: изрубили на мелкие куски и из пращей разметали эти куски по
пустыне во все стороны.
Александр стал персидским царем. Он взял в
жены дочь Дария и знатнейшим македонянам велел тоже взять персидских
жен. Пятьсот молодых персов он велел воспитывать по македонскому обычаю.
Когда он сидел на троне, ему должны были кланяться по-восточному,
земными поклонами. Македоняне начали роптать. Друг Александра Клит
крикнул ему на пиру: «Счастливы те, кто погибли раньше, чем нас стали
бить персидскими розгами!» Александр метнул копье и убил Клита.
Войско шло дальше на восток. Мимо гробницы
великого Дария; на ней было написано: «Я — Дарий, царь великий, царь
царей, царь персов, царь народов; никто не сделал столько добра друзьям и
зла врагам своим; я мог все». Мимо гробницы великого Кира; на ней было
написано: «Я — Кир, царь великий, царь царей, царь персов, царь народов;
кто бы ты ни был, путник, я знал, что ты придешь; не лишай меня земли,
покрывающей мой прах». Гробница эта стоит до сих пор, и в Иране ее чтут,
как святыню. Невдалеке был Персеполь, город царских дворцов, столица
Персиды; Александр сжег его до основания, это была расплата за сожженные
Ксерксом Афины. Александр шел дальше: там за Персией была Индия.
В Индии были два царства и два царя:
Таксил и Пор. Таксил отказался от боя и стал союзником Александра. Пор
принял бой, был разбит, но так понравился Александру, что тот вернул ему
царство и тоже сделал его своим союзником. Таксил на вызов Александра
сказал так: «Я готов дать тебе то, чего у меня больше, и взять у тебя
то, чего у тебя больше; зачем нам биться?» Пор был исполинского роста, в
бою он сидел на слоне, как всадник на лошади, и слон хоботом вынимал
ранившие хозяина стрелы. Взятый в плен, на вопрос, как с ним обращаться,
он сказал: «Как с царем». — «Больше ты ничего не скажешь?» —
переспросили его. «Если Александр — настоящий царь, этого довольно», —
ответил Пор.
Александр спросил, кто научил Таксила и
Пора их благородству и мудрости. Они ответили: «Голые мудрецы». В Греции
Диоген был один, в Индии таких мудрецов было много. Они сидели в чаще
тропического леса на солнечной поляне, коричневые, прямые, спокойные, не
разговаривая друг с другом, погруженные только в свои мысли. Местные
жители приносили им по горстке риса в день — больше они ничего не ели.
Александр захотел их увидеть. Он послал к ним в лес гонца с рассказом о
своих подвигах. Мудрецы сказали: «Неужели Александр не мог добраться до
нас без таких хлопот?» Но они согласились видеть его и ответить на его
вопросы.
Александр задал мудрецам десять вопросов и
получил десять ответов. Первый вопрос был такой: «Кого в мире больше —
живых или мертвых?» — «Живых, — ответили мудрецы, — потому что мертвых
больше нет». Второй вопрос: «Что кормит больше животных — земля или
море?» — «Земля, потому что море — это тоже часть земли». Третий вопрос:
«Какое животное самое хитрое?» — «То, которое еще не попадалось
человеку». Четвертый вопрос: «Зачем вы склоняли Пора к борьбе со мной?» —
«Чтобы он со славой жил или со славой умер». Пятый вопрос: «Что было
раньше — день или ночь?» — «День был раньше на один день». («Трудный
ответ!» — сказал Александр. «На трудный вопрос!» — отвечали мудрецы.)
Шестой вопрос: «Как заслужить любовь?» — «Будь самым сильным, но не
самым страшным». Седьмой вопрос: «Как стать богом?» — «Сделай то, что не
под силу человеку». Восьмой вопрос: «Что сильнее — жизнь или смерть?» —
«Жизнь: в ней больше страданий». Девятый вопрос: «Когда надо человеку
умирать?» — «Когда смерть будет для него лучше жизни». Десятого вопроса
историки не запомнили.
За Индией лежали новые земли, но после
разговора с мудрецами Александру уже не так, как прежде, хотелось их
покорять. Войско его, измученное бесконечным походом, роптало и
требовало возвращения. Александр повернул. Обратный путь шел через дикую
выжженную пустыню. Воды не было, вместо нее из Индии взяли с собой
несметные запасы вина. Путь войска превратился в пьяное шествие, всюду
гремели чаши, свистели флейты, звучали песни, люди падали и больше не
вставали. Александр ехал в колеснице, среди пурпурных ковров, под сенью
зеленых ветвей, как бог Дионис. В вине он искал забытья: он не знал,
зачем ему жить дальше.
С Александром ехал индийский мудрец Калан:
он согласился покинуть родину и стать советником царя. В дороге он
заболел и, чтобы избавиться от мучений, сжег себя заживо по индийскому
обычаю. («Калан сильнее меня: я сражался с царями, он — с мучениями и
смертью», — сказал Александр.) Перед тем как взойти на костер, Калан
посмотрел Александру в глаза и сказал: «Мы скоро свидимся». Это было
первое предзнаменование смерти Александра.
Вторым предзнаменованием была смерть
Гефестиона, лучшего друга царя. Когда-то Александр вместе с Гефестионом
вошел впервые к пленным жене и дочери Дария; Гефестион был одет богаче,
пленницы приняли его за Александра и простерлись перед ним ниц.
«Ничего, — сказал тогда Александр, — он такой же Александр, как и я».
Теперь Гефестион заболел, врач назначил ему диету, Гефестион не утерпел и
нарушил ее, и это его погубило. Александр был безутешен. В знак траура
греки стригли волосы — в память о Гефестионе Александр остриг гривы
коням в своей коннице и разрушил зубцы на городских стенах. Вместо
погребальной жертвы он пошел в поход на племя коссеев и перебил всех
способных носить оружие. В персидском главном храме он велел погасить
священный огонь — раньше это делалось только при смерти царей. «Ты не
боишься?» — спросили его. Он не ответил.
Третье предзнаменование было таинственное.
Александр с друзьями играл в мяч в гимнастической комнате своего
дворца. По греческому обычаю играли голыми, сложив одежду на кресла.
Вдруг игравшие увидели, что на царском кресле в царском одеянии сидит
незнакомый человек: грязный, худой, стиснув зубы и глядя тупыми глазами
прямо перед собой. Его схватили; он молчал. Его бросили на пытку. Тогда
он сказал, что звать его Дионисий, родом он из Мессении, сидел в тюрьме,
но к нему явился бог Серапис, снял с него оковы и велел прийти сюда,
надеть царское платье и молчать. Его казнили. Но Александр был мрачен.
Отчего умер Александр? Трезвые люди
пожимали плечами и говорили: «От лихорадки после пьяного пира». Скорее
всего, так оно и было. Но никто не хотел верить, что покоритель мира во
цвете лет умер так случайно. И рассказывали страшные вещи о том, как его
отравили. Отравою была вода Стикса: оказывается, эта адская река в
одном месте Греции пробивалась из-под земли на поверхность, катила свои
зловещие черные воды, а потом опять уходила под землю. Вода в ней была
такая ядовитая, что разъедала даже камень и металл. Не разъедала она
только козье копыто. В козьем копыте злоумышленники тайно доставили ее
из Греции в Вавилон к Александру. И тут на пиру военачальник Александра
Кассандр будто бы тайно уронил несколько капель этой воды в чашу царя.
Он умирал, не оставив наследников своему
всемирному царству. Друзья-военачальники толпились у его постели.
Александр уже почти не мог говорить. Его спросили: «Кому ты оставляешь
царство?» Он прошептал, едва шевеля губами: «Достойнейшему». Его
спросили: «Кто будет надгробной жертвой над тобой?» Он выдохнул: «Вы».
Когда он умер и начались кровавые войны за власть между его
военачальниками, они часто вспоминали это его последнее слово.
Ему было тридцать три года. И потом, два с
половиной века спустя, Юлий Цезарь в свои тридцать три года плакал и
говорил: «В моем возрасте Александр уже покорил мир!» А преемник Цезаря
Август в свои тридцать три года улыбался и говорил: «Не понимаю, почему
Александр предпочел покорять чужие царства, вместо того чтобы хорошо
править своим?» |