А кому не по плечу была упрямая
добродетель стоиков, те могли искать счастья в философии эпикурейцев.
«Эпикур», «эпикурейцы», «эпикурейский» — эти слова, может быть, не раз
попадались вам у Пушкина и у других писателей. Обычно они там означают
привольную жизнь, полную наслаждений: эпикуреец — это тот, кто живет
припеваючи, знает толк в удовольствиях, изнежен, благодушен и добр.
Настоящий Эпикур, действительно, был
благодушен и добр. Но в остальном он был мало похож на этот образ. Это
был больной человек с худым, изможденным лицом, всю жизнь страдавший от
камней в печени. Он почти не выходил из дому, а с друзьями и учениками
беседовал, лежа в своем афинском саду. Питался он только хлебом и водой,
а по праздникам — еще и сыром. Он говорил: «Кому мало малого — тому
мало всего» — и добавлял: «Кто умеет жить на хлебе и воде, тот в
наслаждении поспорит с самим Зевсом».
Эпикур, действительно, считал наслаждение
высшим благом. Но наслаждение наслаждению рознь: каждое из них требует
усилия, и если усилие требуется слишком большое, то лучше уж такого
наслаждения не надо. Может быть, вино и сладости вкуснее языку, чем хлеб
и вода, но от вина потом кружится голова, а от сладостей болят зубы.
Так зачем? Настоящее наслаждение — это не что иное, как отсутствие боли:
когда после долгого мучения боль тебя отпускает, то бывает мгновение
несказанного блаженства; вот его-то мудрецу и хочется продлить на всю
жизнь. Старый Аристипп считал себя учителем наслаждения, но он был
здоровый человек и этого счастья даже не представлял.
Поэтому главное, чем должен дорожить
человек, — это покой. Мировая жизнь — игра случайностей, и каждая
случайность может больно задеть человека. Особенно будет мудрец
уберегаться от государственных забот: уж они-то усилий требуют много, а
наслаждения приносят мало. «Живи незаметно!» — вот главное правило
Эпикура. (Современников оно возмущало: «Как? Ведь это значит сказать:
„Ликург, не пиши законов! Тимолеонт, не свергай тиранов! Фемистокл, не
побеждай азиатов! И ты сам, Эпикур, не учи друзей философии!"») Живи в
одиночку, люби друзей, жалей рабов и сторонись чужих — и ты убережешь
свое наслаждение малым. Так эпикурейцы и жили: о них даже не
рассказывали анекдотов, как о стоиках и всех других философах.
Необразованным людям не дает покоя страх
богов, страх смерти, страх боли. Для философа и этого не существует.
Боги блаженны, а раз они блаженны, то они не знают никаких забот и уж
подавно не вмешиваются в нашу человеческую жизнь. Они тоже, как мудрецы,
«живут незаметно» где-то в мировых пространствах, наслаждаются
нерушимым покоем и только говорят сами себе: «Мы счастливы!» Смерть для
человека не может быть страшна: пока я жив — смерти еще нет, а когда
наступила смерть — меня уже нет. Боль тоже не заслуживает страха:
непереносимая боль бывает недолгой, а долгая боль — переносимой, потому
что смягчается привычкой. Следить за своей болью Эпикур умел: когда он
почувствовал, что боль дошла до предела, он написал письмо другу: «Пишу
тебе в блаженный и последний мой день. Боли мои уже таковы, что сильнее
стать не могут, но их пересиливает душевная моя радость при воспоминании
о наших с тобой разговорах…» — лег в горячую ванну, выпил
неразбавленного вина, попросил друзей не забывать его уроков и умер.
О том, как устроен мир, Эпикур много не
задумывался: ведь от этого его покою и наслаждению не было ни лучше, ни
хуже. Вслед за Демокритом он представлял себе, что мир состоит из
атомов, — это потому, что толчея атомов казалась ему похожа на толчею
людей — таких же отдельных, замкнутых и больно задевающих друг друга. Но
Демокрит был самым любознательным из греков и интересовался причинами
всего, что есть в природе, а Эпикур равнодушно принимал любые
объяснения, лишь бы они не требовали вмешательства богов в нашу жизнь.
Может быть, небесные светила меж закатом и восходом гаснут и загораются
вновь (как светильники у заботливой хозяйки), а может быть, горя,
обходят Землю с другой стороны. Может быть, гром бывает оттого, что это
ветер рвется меж туч, а может быть, это тучи рвутся по швам, а может
быть, это тучи твердеют и трутся жесткими боками друг о друга. Может
быть, землетрясения бывают от подземного огня, от подземных ветров, от
подземных обвалов земли — лишь бы только не от
Посейдона-Землеколебателя.
Если уж продолжать наклеивать ярлыки на
философские системы, то об эпикурействе можно сказать: это философия
обывателя. Не прихлебателя, который клянчит, не труженика, который
вырабатывает, а именно обывателя, который немножко имеет, большего не
хочет, никого не обижает и думает только о том, что его хата с краю.
Эпикурейцев не уважали, но их любили: они были добрые люди, а их
соседям-стоикам, например, доброты явно не хватало. Кто уставал от
жизни, тот приходил к эпикурейцам. Они гордились, что к ним из других
философских школ перебежчиков было много, а от них — никого.
Пока у людей была вместо философии
мифология, она представляла им мир большой семьей, где царствует обычай.
Философия, от Фалеса до самого Аристотеля, представляла мир большим
городом, где царствует закон. Теперь у Эпикура и у стоиков этот мир
рассыпался на частицы, меж которыми властвует случай, и перестроился в
мировое тело, закон которого — судьба. Это значило, что маленьким
греческим государствам настал конец: они теряются и растворяются в
больших мировых державах — македонской и римской. |